Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст - что это такое?»
Тема урока: "Текст - что это такое?" Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью текста. Оборудование: 1. Строки из стихотворения А. С. Пушкина на плакате. 2. Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского. 3. Набор слов: "Логическая цепочка", "Однокоренные слова". 4. Иллюстрация - цветок "Яркие признаки текста". 5. Алфавит с нумерацией букв. 6. Два компьютера с компьютерными программами. 7. Раздаточный материал (текст "Никита - охотник"). 8. Учебник по русскому языку А. В. Поляковой, II класс (1-4).
Ход урока
I. "Вхождение" в тему урока.
- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу. (Звучит музыка П. И. Чайковского.) Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина. (Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.) О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт - сын ошибок трудных, И гений - парадоксов друг. Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.) Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делаю открытия и познают новое. Исследуйте это предложение и объясни те орфограммы. (Чу - пиши с гласной у, Ши - пиши с гласной и, Ь - показатель мягкости. Разделительный ь. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.) Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их. - Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений.) Обратимся к "Толковому словарю" В. И. Даля и разберем значения этих слов. Учитель читает по словарю слова: гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта; парадокс (греч. "неожиданный, странный") - мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу; просвещенье - распространение знаний, образование. - Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке, - отвечает ученик. - Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень. (Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно.) - Проверьте у доски слова: чудный, чудо, чудак, чудить. (Дети проверяют.) - Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (Прекрасный, красивый, великолепный.) - Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный. (Некрасивый, плохой, неинтересный.) - Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова.) Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки слоги слова предложения. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки. - Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки, - продолжает учитель. В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание. - Текст, - отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово.) - Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом? - Я думаю - это тема нашего урока, - сообщает ученик.
II. Раскрытие темы урока.
1) Главный вопрос урока. - Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст - что это такое?) - На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А. С. Пушкина? (Да. Я тоже думаю, что эти стихи можно назвать текстом.) - Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста - говорится об открытиях.) 2) Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста". На доске цветок с разноцветными лепестками. - Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль.) Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок. - Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.) Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.) 3) Работа с деформированным текстом. На доске справа - деформированный текст, слева (закрыт) - правильный текст. Выскочила одна горошина.
*Обезьяна несла две полные горсти гороху. **Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. ***... Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Тогда она рассердилась разбросала весь горох.
-Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст). Ученик читает. - Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.) Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения. Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске. - Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.) Что вы заметили? (Это текст. Я тоже думаю, что это текст, но у него нет концовки. А я заметил, что у текста нет заглавия.) - Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.) - Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. А я свою придумал: "Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами".) - Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я назову их.) - Объясните орфограммы в словах. - Проверим, какой получился текст у учеников, работающих на компьютерах. (За правильно выполненную программу компьютер оценил их ответы оценками "4" и "5".) - Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст - это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу.) - Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6-ти слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены. Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3-х слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены. Приступайте к работе. Два ученика работают у доски. (Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.) Проверка. 4) Минута отдыха. - Хотите удивиться и отдохнуть? (Да?) (Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин и др.) 5) Корректировка текста. Введение понятия о там, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность. - Перед вами на листочках текст. Прочитайте его. Никита-охотник. Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е. Чарушину.) - Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не понятно.) - Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.) - Граница - линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. "Знаки препинания ставятся по силе разума!" - сказал он. Представьте себе, что вы - корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников.) - Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения.) - Прочитайте текст. Докажите, что это текст. ("Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет". Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.) - Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности.) - Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски.) Ученики:
1. Одушевленные
Неодушевленные
тигр
кровать
крокодил
стол
слон
2. Игрушки
Мебель
тигр
кровать
крокодил
стол
слон
III. Проверка усвоения темы.
Тест "Верные и неверные высказывания". Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак " " - верное высказывание, знак "-" - неверное высказывание. Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки: "Молодец!" (без ошибок), "Хорошо!" (одна ошибка).
Учитель
Ученики
1. Текст состоит из предложений
2. К тексту нельзя придумать заглавие
-
3. Все предложения в тексте имеют границы
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
-
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части
7. Каждая часть текста записывается с красной строки
IV. Работа по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой, II класс (1-4).
- Рассмотрите задание № 191 на странице 83. О чем хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?) - Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст. Гордился рыжий Львёнок, Своей пушистой кисточкой На кончике хвоста. Наверно, я художник, Конечно, я художник, Раз у меня есть кисточка На кончике хвоста. (Г. Сапгир.) V. Итог. - Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Ответы детей: - Мне интересно было отгадать по цифрам слово текст. - Я узнал, что каждое предложение имеет границы. - Я запомнил признаки текста. - Я обрадовался, когда меня попросили работать на компьютере. VI. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту "Никита-охотник"; придумать и записать свой текст на любую тему.