Тема:Что умеет компьютер?
Цели: познакомить с составными частями компьютера и их функциями, познакомить с правилами обращения с компьютером и со значением компьютера в нашей жизни.
Прогнозируемые результаты: первоклассники получат первоначальные представления с функциями компьютера, его составныхчастях и правилах обращения с ним, познакомятся значением компьютера в нашей жизни.
Учебные материалы: компьютер (системный блок, клавиатура, мышь, монитор, принтер, сканер, колонки), ножницы, клей, лазерные диски.
Ход урока:
- Актуализация знаний
- Отгадайте загадки:
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
(стол)
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
(стул)
Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка.
(кровать)
- Каким общим понятием можно объединить все эти слова? Приведите свои примеры мебели.
За белой дверцей стужа, лед.
Там Дед Мороз, друзья, живет.
(холодильник)
Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул.
(утюг)
Чудо ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино.
(телевизор)
- Какое общее слово подойдет к этим отгадкам? Приведите свои примеры бытовой техники.
- Молодцы. Какие еще предметы окружают вас дома.
- Мотивация учебной деятельности.
- Вы с детства привыкли к тому, что у вас в квартире есть радиоприемники, магнитофоны, телевизоры и холодильники. Техника вошла в каждый дом. А были времена, когда все это было в диковинку. Ваши дедушки и бабушки помнят, как появились первые цветные телевизоры, а потом видеомагнитофоны. А у кого есть прабабушки и прадедушки, они расскажут вам, как обходились без холодильников.
- Совсем недавно в наших квартирах стали появляться компьютеры.
- Что это за чудо-машина и что она умеет делать? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
- Работа по теме урока
- Компьютер – электронная машина. Как любая машина он выполняет полезную для человека работу. Первые компьютеры называли ЭВМ – электронно-вычислительные машины. Они занимались только арифметическими вычислениями. На сегодняшний день компьютер может не только считать. Он принимает, обрабатывает, хранит и выдает человеку огромное количество информации. Человек тоже может это все делать, но гораздо медленнее, иногда с ошибками. Компьютер обрабатывает информацию быстро, хранит ее сколько угодно времени и выдает человеку в удобном для него виде.
- Первые компьютеры работали только с числами, то есть получали числовую информацию. Затем компьютеры стали работать с буквами, словами, предложениями, то есть стали получать и передавать текстовую информацию. Прошло еще какое-то время, и компьютеры научились работать с рисунками и картинками, то есть стали обладать графической информацией. Компьютеры долгое время оставались «немыми». Но со временем они научились воспроизводить звуки, музыку и человеческую речь. Такая информация называется звуковой.И всего несколько лет назад компьютеры стали работать с видеоинформацией.
- Как вы думаете, что это за информация? ( Компьютеры научились принимать, обрабатывать и показывать видео- и кинофильмы).
- Перечислите все пять видов информации.
- Все эти пять видов информации вместе называются одним словом: мультимедиа.
- А теперь рассмотрим компьютер и узнаем из чего он состоит. (объяснение строится с использованием действующего компьютера)
- Кто знает, как называются устройства, которые вместе образуют эту электронную машину?
- Клавиатура служит для ввода букв, цифр и других знаков.
- Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. С помощью двух кнопок, которые есть у мыши, компьютер получает информацию о действиях, которые надо совершить. Например, открыть какую-то программу или переместить объект на экране.
- Монитор нужен для выдачи информации: текстов, чисел, картинок. Внешне он похож на телевизор. Так же, как у телевизора, у монитора компьютера нельзя долго сидеть, потому что портиться зрение. Детям вашего возраста можно сидеть у монитора не более 15 минут.
- Самый главный агрегат в компьютере – системный блок.
Внутри него находятся устройства для хранения и обработки информации.
- Звуковые колонкинужны для передачи звуковой информации. Современные игры для компьютера, как правило, все звуковые и музыкальные. Без колонок компьютер становится «немым».
Выводится слайд из электронного приложения к учебнику.
- Вернемся к учебнику. Рассмотрите рисунок на с. 44. Найдите все устройства, составляющие компьютер, и назовите их.
- Для чего они нужны?
- Какой предмет является не частью компьютера, а самостоятельным устройством? (ноутбук)
- Что это такое? Из каких частей состоит? Чем отличается от обычного компьютера?
- Самостоятельная работа
- Ученики выполняют задание 1 в рабочей тетради (с.31): соединяют линиями рисунки и названия устройств.
Выводится задание 2 из электронного приложения к учебнику.
Ученики обмениваются тетрадями с соседом и проверяют результат работы.
- Ученики выполняют задание 2 в рабочей тетради (с.31):рисуют свой компьютер.
- Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
- Работа по теме
- Представьте, что вам задали написать сочинение о бабочке. Вы включили компьютер, напечатали текст, машина запомнила его. Но ведь сочинение надо сдать учителю. Как быть? На помощь придет принтер. Этот аппарат напечатает ваше сочинение на бумаге.
- Но вам мало просто напечатать текст. Вы хотите оформить его рисунком. Рисунок для этого вы подобрали из книги. Как перенести его на бумагу? Здесь вам на помощь придет еще один аппарат – сканер. Вы закладываете в него рисунок ( это может быть не только рисунок, а любой текст), а он передает эту графическую (текстовую) информацию в компьютер. Ваш рисунок как бы сфотографировали и запомнили. И уже потом его можно распечатать на принтере с текстом сочинения.
Выводится задание 1 из электронного приложения к учебнику.
- Люди разных профессий по-разному используют компьютер. А чем он может помочь вам?
- Рассмотрите рисунки на с. 45 и попробуйте ответить на этот вопрос (работа в парах – обсуждение).
- Еще до школы многие из вас научились играть в компьютерные игры. У кого-то на современном компьютере можно посмотреть фильмы. А вот старшеклассники рассказали бы вам, как компьютер помогает им учиться. С помощью компьютера можно писать, считать, рисовать и общаться с друзьями. А еще с его помощью можно получить огромное количество информации, нужной для разных школьных предметов.
- Что вы умеете делать на компьютере?
- Как его используют ваши родители?
- С помощью взрослых научитесь делать что-то новое, чего еще не умели. Подготовьте об этом рассказ к следующему уроку.
- Практическая работа – конструирование из бумаги.
Дети делятся на бригады из 6 человек. Каждая бригада получает конверт (один конверт на бригаду) с развертками частей компьютера (приложение рабочей тетради). Каждый из членов бригады берет одну развертку, склеивает ее, называет эту составную часть компьютера. Таким образом, в каждой бригаде получается модель компьютера.
- Рефлексия учебной деятельности.
- С какой машиной вы познакомились?
- Расскажите Муравьишке, как работает компьютер.
- Для чего человек может использовать компьютер?
- Какие цели мы стали в начале урока?
- Какие достигли?
- Какой вывод сделала Мудрая Черепаха? (читающий ученик читает вслух слова Черепахи с. 45)