Рассеянность, невнимательность первоклассников часто беспокоит, родителей. «Делая уроки, думает о чём то постороннем…», «отвлекается…», « Допускает из-за невнимательности нелепые ошибки…» - вот самые типичные из нескончаемых родительских жалоб. Очевидно, одними упрёками и наказаниями делу не поможешь. Как помочь? Попробуем сперва разобраться в причинах рассеянности.
Психологи различают внимание и внимательность.Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте. Внимательность – сложившееся качество личности. Рассеянный, как и все другие люди, способен «обратить внимание» или «направить внимание», однако он часто не может сосредоточиться: ему не хватает внимательности. Это, понятно, не лучшим образом сказывается на результатах его деятельности.
Рассеянность может быть обусловлена болезнью, нарушениями деятельности мозга или, к примеру ( пусть вас это не удивляет!), аденоидами. Однако сегодня мы говорим о здоровых детях, но и среди них много рассеянных. Почему? Как правило, посторонние раздражения и желания, чрезмерное утомление, отсутствие интереса к делу и являются причинами рассеянности. Всё это на первых порах – временные состояния личности. Но постепенно из этих временных состояний складывается стиль учебной работы, стиль поведения.
Итак первая наша задача – не допускать перегрузки, утомления, работы из под палки. Нужно сделать так, чтобы в учении больше было увлечения и меньше принуждения. Однако многим родителям придётся позаботиться и о деле более сложном, если ситуация так серьёзна, что требуется изменение стиля поведения ребёнка, преодоление безалаберности, беспорядочности, безответственности.
Систематическое приучение детей быть устойчиво внимательными, побуждение их к борьбе против отвлечений от учебной работы – трудная задача. Прежде всего, конечно, это задача учителя. Понятное изложение материала на уроке, наглядность, многообразие методов обучения, ясная, краткая и вместе с тем живая. Эмоциональная речь педагога помогают школьникам сосредоточиться.
Родителям, понятно, хочется видеть своего ребёнка внимательным. И они принимаются убеждать маленького школьника, как важно быть внимательным в классе, как это облегчает учебную работу, улучшает запоминание. Такой разговор, и не один, может быть, и необходим, особенно если он ведётся с фактами в руках ( взятыми из жизни вашего школьника). Но, к сожалению, часто этим дело не ограничивается. И, естественно, эффект невелик, ибо нужны тут не только примеры, но и упражнения.
Так, можно проводить игру в вопросы и ответы по типу «фантов» со всеми известными запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и чёрного не берите. По ходу игры ребёнку задают ряд вопросов. Среди них встречаются такие, отвечая на которые надо называть определенные цвета. Вопросы могут быть следующего типа: «Хочешь ли ты ходить в школу?», «Какого цвета парта?», : «Любишь ли ты играть?», «Бывал ли ты в деревне?», «Какого цвета бывает трава?», «Бывал лит ты в больнице?», «Видел ли ты доктора?», «Какого цвета у него халат?» и т. П. Ребёнок должен отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: не называть запрещенных цветов (например, чёрного и белого или красного и синего); не называть дважды один и тот же цвет. Игра строится так, что она по силам первокласснику, но для успеха требуется постоянное напряжение внимания.
Если ребёнок по началу не справляется с этими задачами, взрослый предлагает ему в помощь набор цветных карточек, которые помогают сосредоточить внимание на условиях игры. Карточки «запрещенного» цвета ребёнок для памяти может положить перед глазами.
Если первоклассник невнимателен при чтении и письме, можно провести ряд специальных упражнений. Например, предложить ребёнку небольшой отрывок текста и попросить вычеркнуть в нём все буквы «а» и «л» (или любые другие буквы). А потом вместе с ним проверить, сколько допущено ошибок.
Можно специально составить текст из 13 – 14 предложений. В каждое предложение вы вносите, по 1-2 ошибки следующего типа: повторение слов, букв; пропуски слов и букв; подмена слов, букв; несогласование слов. Школьнику надо проверить текст, найти и проверить в нём ошибки. Проверку можно проводить тремя различными способами: самостоятельно и про себя; читая вслух и отчёркивая слоги вертикальными чёрточками: проверяя текст по правильному образцу. При этом предлагаются следующие этапы проверки: найти ошибки в каждом слове: «Подходят ли буквы к слову и нет ли пропуска букв?», найти ошибки в согласовании слов: «Подходят ли слова друг к другу?», прочесть все предложения вслух, оценить полноту и смысл каждого предложения: «О чём говорится в предложении, бывает ли так?»
Можно ребёнку помочь если он испытывает затруднения при письме и допускает ошибки в словах. Если ребёнок не может самостоятельно разделить слова на слоги вертикальными чёрточками, сделайте это вместе с ним. Научите первоклассника, используя непрозрачную линейку, открывать слово постепенно, по слогам, не забегая вперёд. Ошибки потому и возникают, что ученик забегает вперёд и узнаёт слово, не «спотыкаясь» на ошибке.
Упражнения, помогающие формировать внимательность, вы можете: придумать и сами – не только на учебном материале, но и «опираясь на окружающую действительность». И уж стоит обязательно постараться, чтобы ребята воспринимали их как интересные игры, а не как дополнительную учебную «обязаловку».
И, добавим, есть ещё одно, почти универсальное средство против рассеянности. Это – любознательность. Главная задача здесь – побуждать детей замечать и наблюдать всё значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Важно возбудить в уме ребёнка вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?» - и научить его самостоятельно находить ответы.
Занятия по развитию внимания надо сделать систематическими, а каждый успех ребёнка – отмечать. Игры, развивающие внимание школьников, можно найти в книге Е. М. Гельфана и С. А.Шмакова «От игры к самовоспитанию» (М., 1977). Родителям полезно также ознакомиться с книгой Ф.Н. Гоноболина «Внимание и его воспитание» (М., 1972).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассеянный первоклассник.Что делать? »
Рассеянный первоклассник – что делать?
Рассеянность, невнимательность первоклассников часто беспокоит, родителей. «Делая уроки, думает о чём то постороннем…», «отвлекается…», « Допускает из-за невнимательности нелепые ошибки…» - вот самые типичные из нескончаемых родительских жалоб. Очевидно, одними упрёками и наказаниями делу не поможешь. Как помочь? Попробуем сперва разобраться в причинах рассеянности.
Психологи различают внимание и внимательность.Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте. Внимательность – сложившееся качество личности. Рассеянный, как и все другие люди, способен «обратить внимание» или «направить внимание», однако он часто не может сосредоточиться: ему не хватает внимательности. Это, понятно, не лучшим образом сказывается на результатах его деятельности.
Рассеянность может быть обусловлена болезнью, нарушениями деятельности мозга или, к примеру ( пусть вас это не удивляет!), аденоидами. Однако сегодня мы говорим о здоровых детях, но и среди них много рассеянных. Почему? Как правило, посторонние раздражения и желания, чрезмерное утомление, отсутствие интереса к делу и являются причинами рассеянности. Всё это на первых порах – временные состояния личности. Но постепенно из этих временных состояний складывается стиль учебной работы, стиль поведения.
Итак первая наша задача – не допускать перегрузки, утомления, работы из под палки. Нужно сделать так, чтобы в учении больше было увлечения и меньше принуждения. Однако многим родителям придётся позаботиться и о деле более сложном, если ситуация так серьёзна, что требуется изменение стиля поведения ребёнка, преодоление безалаберности, беспорядочности, безответственности.
Систематическое приучение детей быть устойчиво внимательными, побуждение их к борьбе против отвлечений от учебной работы – трудная задача. Прежде всего, конечно, это задача учителя. Понятное изложение материала на уроке, наглядность, многообразие методов обучения, ясная, краткая и вместе с тем живая. Эмоциональная речь педагога помогают школьникам сосредоточиться.
Родителям, понятно, хочется видеть своего ребёнка внимательным. И они принимаются убеждать маленького школьника, как важно быть внимательным в классе, как это облегчает учебную работу, улучшает запоминание. Такой разговор, и не один, может быть, и необходим, особенно если он ведётся с фактами в руках ( взятыми из жизни вашего школьника). Но, к сожалению, часто этим дело не ограничивается. И, естественно, эффект невелик, ибо нужны тут не только примеры, но и упражнения.
Так, можно проводить игру в вопросы и ответы по типу «фантов» со всеми известными запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и чёрного не берите. По ходу игры ребёнку задают ряд вопросов. Среди них встречаются такие, отвечая на которые надо называть определенные цвета. Вопросы могут быть следующего типа: «Хочешь ли ты ходить в школу?», «Какого цвета парта?», : «Любишь ли ты играть?», «Бывал ли ты в деревне?», «Какого цвета бывает трава?», «Бывал лит ты в больнице?», «Видел ли ты доктора?», «Какого цвета у него халат?» и т. П. Ребёнок должен отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: не называть запрещенных цветов (например, чёрного и белого или красного и синего); не называть дважды один и тот же цвет. Игра строится так, что она по силам первокласснику, но для успеха требуется постоянное напряжение внимания.
Если ребёнок по началу не справляется с этими задачами, взрослый предлагает ему в помощь набор цветных карточек, которые помогают сосредоточить внимание на условиях игры. Карточки «запрещенного» цвета ребёнок для памяти может положить перед глазами.
Если первоклассник невнимателен при чтении и письме, можно провести ряд специальных упражнений. Например, предложить ребёнку небольшой отрывок текста и попросить вычеркнуть в нём все буквы «а» и «л» (или любые другие буквы). А потом вместе с ним проверить, сколько допущено ошибок.
Можно специально составить текст из 13 – 14 предложений. В каждое предложение вы вносите, по 1-2 ошибки следующего типа: повторение слов, букв; пропуски слов и букв; подмена слов, букв; несогласование слов. Школьнику надо проверить текст, найти и проверить в нём ошибки. Проверку можно проводить тремя различными способами: самостоятельно и про себя; читая вслух и отчёркивая слоги вертикальными чёрточками: проверяя текст по правильному образцу. При этом предлагаются следующие этапы проверки: найти ошибки в каждом слове: «Подходят ли буквы к слову и нет ли пропуска букв?», найти ошибки в согласовании слов: «Подходят ли слова друг к другу?», прочесть все предложения вслух, оценить полноту и смысл каждого предложения: «О чём говорится в предложении, бывает ли так?»
Можно ребёнку помочь если он испытывает затруднения при письме и допускает ошибки в словах. Если ребёнок не может самостоятельно разделить слова на слоги вертикальными чёрточками, сделайте это вместе с ним. Научите первоклассника, используя непрозрачную линейку, открывать слово постепенно, по слогам, не забегая вперёд. Ошибки потому и возникают, что ученик забегает вперёд и узнаёт слово, не «спотыкаясь» на ошибке.
Упражнения, помогающие формировать внимательность, вы можете: придумать и сами – не только на учебном материале, но и «опираясь на окружающую действительность». И уж стоит обязательно постараться, чтобы ребята воспринимали их как интересные игры, а не как дополнительную учебную «обязаловку».
И, добавим, есть ещё одно, почти универсальное средство против рассеянности. Это – любознательность. Главная задача здесь – побуждать детей замечать и наблюдать всё значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Важно возбудить в уме ребёнка вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?» - и научить его самостоятельно находить ответы.
Занятия по развитию внимания надо сделать систематическими, а каждый успех ребёнка – отмечать. Игры, развивающие внимание школьников, можно найти в книге Е. М. Гельфана и С. А.Шмакова «От игры к самовоспитанию» (М., 1977). Родителям полезно также ознакомиться с книгой Ф.Н. Гоноболина «Внимание и его воспитание» (М., 1972).