Просмотр содержимого документа
«Технология личностно- ориентированного подхода на уроках русского языка»
Технология личностно-ориентированного обучения
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Термин «личностно-ориентированное обучение» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
· разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику;
· дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
· индивидуальный – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
· субъективно-личностный – отношение к каждому ребенку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
· направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
· предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
· Личностно-ориентированное обучение
· Технология саморазвивающего обучения
· Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
· Педагогические технологии адаптивной школы
· Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
· Игровые технологии
· Технология развивающего обучения
· Технология уровневой дифференциации
· Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
· Технология «Педагогические мастерские»
Личностно-ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Роль учителя – в организации поисковой деятельности «изнутри». Учитель – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой поисковой деятельности учащихся является диалог , в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам).
Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека. В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире.
Личностно-ориентированное обучениепредполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
· создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;
· использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· использование проблемных творческих заданий;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
· при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания, домашние задания – разноуровневые;
· обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
Ученик
· участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы (учитель при этом – ценный источник познания ученика);
· при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
· учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;
· выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;
· охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;
· имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.
Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!)
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет, где ошибка);
- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач и пр.);
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе и др.
Задания на создание возможностей на самоопределение («Выбирай себя!»)
- аргументированный выбор различного учебного задания;
- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, ориентация на тот или иной учебный балл;
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- выбор форм отчетности учебной работы и др.
Задания на «включение» самореализации («Проверяй себя!»)
- требующие творчества в содержании работы;
- требующие творчества в способе учебной работы;
- выбор различных «жанров» заданий и др.
Задания на совместное развитие школьников («Твори совместно!»)
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы;
- совместный анализ результата и процесса работы;
- задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы.
Опыт реализации технологии личностно-ориентированного обучения
Б. Подбери к каждому слову синоним. Запиши слова парами.
Бр – сать – ____________, бр – нить – _____________, х – х – тать – ____________, б – жать – ____________, др – жать – _______________.
5. Тема урока: «Различие имен прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос какой?» (4класс)
Карточка №1.
А. Спиши словосочетания, вставь безударные окончания прилагательных.
Обозначь род прилагательных, выдели окончания.
За ближн … деревней, в зимн … день, в дремуч … лес, у здешн … речки, на последн … странице, в син … цвет.
Б. К данным прилагательным подбери антонимы (слова, противоположные по значению).
Поздн … осенью – … ; на верхн … этаж – … ;
в зимн … одежде – … , вечерн … дождь – … .
Карточка №2.
А. Дополни и запиши предложения, используя подходящие по смыслу имена прилагательные.
С приходом _________ в лесу всё изменилось. ________ ветерок разогнал туман. _________ свет заливает лесную поляну.________ снег укрыл _________ след. Над _________ поляной пронеслись птицы.________ цепочкой по ________ опушке вьётся след ______ лисицы.
Слова для справок: (по желанию, если затрудняются)
холодный, свежий, лёгкий, солнечный, яркий,
пушистый, мягкий, заячий, волчий,
лесной, извилистый, белоснежный, рыжий, хитрый.
Б. Составь рассказ по данному началу, используя имена прилагательные м.р. и ж.р. с окончаниями -ой (-ей), -ый (-ий). Укажи их род, выдели окончания.
Я выхожу на прогулку и не узнаю леса. Какая чудная картина!
6. Тема урока: «Три типа склонения имен существительных» (4класс)
А. Спиши текст. Определи склонение имён существительных.
Синее море. Вечер тихий, тёплый. Не плещет волна. Кругом тишь. Солнце закатилось. Наползает темнота. Воздух неподвижен. Ветер уснул. Только изредка плеснёт рыба.
2скл.
Образец. Синее море.
Б. Спиши предложения, заменяя выделенные имена существительные однокоренными существительными другого склонения.
Наступила тёмная ночка. По полю пробежала мышь. По дороге резво скакала лошадка. Красивая ёлка выросла на опушке леса.
Например.На столе лежит тетрадь. (Заменяю слово «тетрадь» 3-го скл.)
А. Выпиши предложения, в которых выделенные существительные стоят в творительном падеже. Укажи падеж существительных.
1. Мяч укатился под стол. Мяч лежал под столом.
2. Пассажир оказался за бортом. Матрос бросил за борт спасательный круг.
3. С озера поднялась стая уток. Рядом с озером рос лес.
Б. Из слов составь и запиши предложения с существительными в творительном падеже. Если надо, добавь предлоги и измени окончания существительных. Укажи падеж существительных.
-Что общего в этих глаголах? (2-ое лицо, ед. ч., наст. вр., на конце слова_ ь, в корне безуд. гласная)
-Разделить слова на две группы по двум признакам.
(1 гр. _ слова с безударной гласной –е- в корне и окончание -ешь;
2 гр._ слова с безударной гласной –и- в корне и окончание -ишь.)
-Сравните окончания глаголов 1 и 2 группы. Что заметили? (лицо, число, время глаголов одинаковые, а окончания- разные).
- Какая проблема возникла перед нами сегодня на уроке во время изучения новой темы?
Почему в одних глаголах в окончании пишется гласная –е -, а в других гласная –и-?
- Эту проблему нам предстоит сегодня решить.
4. Тема урока: «Винительный и предложный падежи имен существительных (в сопоставлении)
На доске записаны предложения:
В море плавают корабли.
В море впадает река.
- Каким членом предложения является слова в море? (второстепенным)
-В обоих случаях употреблен предлог в. Могу ли я сказать, что эти существительные в одном падеже?
- Эту проблему нам предстоит сегодня решить на уроке.
5. Тема урока: «Именительный и винительный падежи имен существительных» (4класс)
На доске записан текст загадки:
В золотой клубочек спрятался дубочек.
-Вчера в автобусе я услышала спор двух мальчиков. Они определяли падеж существительногоКЛУБОЧЕК. Один из них рассуждал так: «Кто? Что? – клубочек. Значит, это существительное в именительном падеже». Второй доказывал так: «Кого? Что? – клубочек. Значит, это существительное в винительном падеже». Кто же из них прав?
Нам сегодня предстоит решить эту проблему.
6. Тема урока: «Правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
- Какие глаголы вошли в 1 группу? (глаголы с ударным окончанием)
- Запишите эти глаголы. (блестишь, плывет, лежите, поет)
- Как можно определить спряжение глаголов с ударным окончанием? (по гласной в окончании, если в окончании гласная – е-, то это глагол 1 спряжения, если в окончании гласная – и-, то это глагол 2 спряжения).
-Определите спряжение, лицо и число глаголов.
-Назовите вторую группу глаголов. (глаголы с безударным окончанием)
- Какую вы видите трудность в написании окончаний этих глаголов? (нечетко слышится гласный звук в окончании: - и- или – е-)
- Какая проблема стоит сегодня перед нами?
Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
7. Тема урока: «Упражнения в распознавании типа склонения имен прилагательных в косвенных падежах» (4класс)
- В одной тетради своего ученика я увидела запись: «1 скл.: товарища, окна, скворца, гороха». Когда я сказала ему, что он не прав, ученик мне ответил: «Существительное товарища мужского рода, окончание –а, значит, оно 1-го склонения». Прав ли этот ученик?