Самостоятельные и служебные части речи (урок русского языка в 6 классе)
Самостоятельные и служебные части речи (урок русского языка в 6 классе)
Урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по общеобразовательной программе. Использованы игровые технологии, личностно-ориентированный подход. В процессе урока применены флипчарт, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты мспользованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение. Помогает развитию логического мышления. Карточки с упражнениями помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что самостоятельные и служебные части речи имеют большое значение в русском языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные и служебные части речи (урок русского языка в 6 классе)»
Класс: 6
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Цель урока: систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
Задачи:
- исследовать тему и обосновать выводы;
- совершенствовать устную и письменную речь;
- воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Этапы урока:
Орг. Момент.
Работа над ошибками.
Вступительное слово учителя.
Постановка проблемы.
Работа над темой.
Закрепление темы.
Решение проблемы.
Заключение.
Выводы.
Рефлексия.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на моем уроке. Сегодня урок начнем с работы над ошибками, допущенными в диктанте. (учитель проводит анализ диктанта). Работа в тетрадях для контрольных работ.
Работа над ошибками, фонетический разбор. (слайды)
Сказка про маленького енота.
Маленький енот соб…рал в лесу хворост. «Сейчас наб…ру большую вязанку дров и отправлюсь домой,» - думал он. Чтобы попасть к себе в норку, ему нужно было перейти реч(…)ку. Мост был старый, скр…пучий, и енот очень б…ялся. Осторожно подош…л он к берегу, случайно глянул вниз.
Из воды на него см…трело огромное л…хматое чудовище. Енот пок…зал ему кулак – чудовище тоже показало кулак. От страха енот бросился б…жать. «Никогда, никогда больще (не) пойду в лес!» - кричал он маме. Мама, улыбнувшись, сказала: «Ну, малыш, (не) пугайся, попробуй улыбнут(…)ся ч…дищ…». Енот снова поб…жал на мост, собрал свое мужество и глянул вни… .
На него см…трело добродушное, милое, веселое существо.
Работа над ошибками.
Маленький енот собИрал в лесу хворост. «Сейчас набЕру большую вязанку дров и отправлюсь домой,» - думал он. Чтобы попасть к себе в норку, ему нужно было перейти реЧКу. Мост был старый, скрИпучий, и енот очень бОялся. Осторожно подошЕл он к берегу, случайно глянул вниЗ.
Из воды на него смОтрело огромное лОхматое чудовище. Енот покАзал ему кулак – чудовище тоже показало кулак. От страха енот бросился бЕжать. «Никогда, никогда больше НЕ_ пойду в лес!» - кричал он маме. Мама, улыбнувшись, сказала: «Ну, малыш, НЕ_ пугайся, попробуй улыбнутЬся чУдищУ». Енот снова побЕжал на мост, собрал свое мужество и глянул вниЗ. .
На него смОтрело добродушное, милое, веселое существо.
Фонетический разбор.
СВОЕ – сво – ё
С – [С] – согласный, твердый, глухой звук;
В – [В] – согласный, твердый, звонкий звук;
О – [А] – гласный, безударный звук;
Ё – [Й] – согласный, мягкий, звонкий звук;
[О] – гласный, ударный звук.
4 буквы, 5 звуков.
Побуждение.
- Подсчитайте количество слов в предложении:
Из воды на него смотрело огромное лохматое чудовище. (1 предложение, 2 – го абзаца).
- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи.
- Укажите сначала самостоятельные, а затем служебные части речи.
- Какие части речи автором стихотворения не названы? Есть ли они в самом стихотворении? Если есть, укажите.
- Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи».
- Наша задача – доказать их значимость в русском языке.
- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
- Прочитайте стихотворение «Служить бы рад».
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
- Какую информацию о служебных частях речи оно несет?
- Найдите в тексте служебные части речи.
- Какова их роль в предложении?
- Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения – загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
- Это? (Предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз. (Союз)
- Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения.
- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи.
- Выберите правильные ответы ( «+»/ «-»):
1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
3. Служебные части речи не бывают членами предложения.
4. Служебные части речи имеют лексическое значение.
5. К любой части речи можно задать вопрос.
6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.
7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.
8. Самостоятельные части речи являются членами предложения.
- А теперь сделаем вывод о частях речи. Посмотрим на схемы. «Служебные части речи», «Самостоятельные части речи».
- Вот карта королевства Морфологии.
- Какие в ней страны самые маленькие?
- Маленькие – то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!
- Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Ветер … ночи собирался;
…Иван ночлег собрался;
Вдоль … улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по – прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка – горбунок
… его вертелся ног.
Вечер к ночи пробирался; На ночлег Иван собрался; Вдоль по улице идет, Ест краюшку да поет. Вот он поля достигает, Руки в боки подпирает И с прискочкой, словно пан, Боком входит в балаган. Все по-прежнему стояло, Но коней как не бывало; Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног.
- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
- Восстановите текст, используя слова для справок.
Слова для справок:
К, на, по, да, вот, в, и, с, словно, но, как, не, лищь, у.
- Можно ли обойтись без служебных частей речи?
- Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.
Теперь вернемся к заданию прозвучавшему в начале урока. Читаем предложение и определяем количество самостоятельных и служебных частей речи. Каких больше?
- А знаете ли вы, какова частота употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
Мозговой штурм.
- Какой предлог является нотой? (До)
- К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (Задача).
- Начало - противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (Затор).
Рефлексия.
- Попробуем полученные знания использовать на практике. Выполняются групповые задания. При выполнении одна группа сменяет другую.
1 группа.
Выполняет тест на компьютере.
Тест.
В предложении Дуб рос около небольшого озера. ОЗЕРО является:
А) предлогом,
Б) союзом,
В) существительным.
Как правильно написать:
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
В предложении Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
В предложении Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
В предложении Ведь это очень грустно. ОЧЕНЬ – это:
А) частица;
Б) наречие;
В) союз.
2 группа делает над морфемным разбором слов.
3 группа работает с интерактивной доской.
Распределить данные слова на 2 группы.
1 группа: сад, красный, он, над, хорошо, мочь, и, в, что, один;
3 группа: но, за, далеко, дерзать, очи, по, как, себя, дом, красивый.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Проверка и оценка выполненных заданий.
На столах у учащихся лежит вырезанная из бумаги ладонь.
- Если информация, полученная на уроке, важная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или -.
Дифференцированное домашнее задание:
Параграф 27, упражнение 482.
Сочинить сказку о роли имени существительного в русском языке.
Урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по общеобразовательной программе. Использованы игровые технологии, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применены флипчарт, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты мспользованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение. Помогает развитию логического мышления. Карточки с упражнениями помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что самостоятельные и служебные части речи имеют большое значение в русском языке.