kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самостоятельные и служебные части речи (урок русского языка в 6 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по общеобразовательной программе. Использованы игровые технологии, личностно-ориентированный подход. В процессе  урока применены флипчарт, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты мспользованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение. Помогает развитию логического мышления. Карточки с упражнениями помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что самостоятельные и служебные части речи имеют большое значение в русском языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные и служебные части речи (урок русского языка в 6 классе)»

Класс: 6

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока: систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.

Задачи:

- исследовать тему и обосновать выводы;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Этапы урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Работа над ошибками.

  3. Вступительное слово учителя.

  4. Постановка проблемы.

  5. Работа над темой.

  6. Закрепление темы.

  7. Решение проблемы.

  8. Заключение.

  9. Выводы.

  10. Рефлексия.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на моем уроке. Сегодня урок начнем с работы над ошибками, допущенными в диктанте. (учитель проводит анализ диктанта). Работа в тетрадях для контрольных работ.

Работа над ошибками, фонетический разбор. (слайды)

Сказка про маленького енота.


Маленький енот соб…рал в лесу хворост. «Сейчас наб…ру большую вязанку дров и отправлюсь домой,» - думал он. Чтобы попасть к себе в норку, ему нужно было перейти реч(…)ку. Мост был старый, скр…пучий, и енот очень б…ялся. Осторожно подош…л он к берегу, случайно глянул вниз.

Из воды на него см…трело огромное л…хматое чудовище. Енот пок…зал ему кулак – чудовище тоже показало кулак. От страха енот бросился б…жать. «Никогда, никогда больще (не) пойду в лес!» - кричал он маме. Мама, улыбнувшись, сказала: «Ну, малыш, (не) пугайся, попробуй улыбнут(…)ся ч…дищ…». Енот снова поб…жал на мост, собрал свое мужество и глянул вни… .

На него см…трело добродушное, милое, веселое существо.


Работа над ошибками.


Маленький енот собИрал в лесу хворост. «Сейчас набЕру большую вязанку дров и отправлюсь домой,» - думал он. Чтобы попасть к себе в норку, ему нужно было перейти реЧКу. Мост был старый, скрИпучий, и енот очень бОялся. Осторожно подошЕл он к берегу, случайно глянул вниЗ.

Из воды на него смОтрело огромное лОхматое чудовище. Енот покАзал ему кулак – чудовище тоже показало кулак. От страха енот бросился бЕжать. «Никогда, никогда больше НЕ_ пойду в лес!» - кричал он маме. Мама, улыбнувшись, сказала: «Ну, малыш, НЕ_ пугайся, попробуй улыбнутЬся чУдищУ». Енот снова побЕжал на мост, собрал свое мужество и глянул вниЗ. .

На него смОтрело добродушное, милое, веселое существо.


Фонетический разбор.

СВОЕ – сво – ё

С – [С] – согласный, твердый, глухой звук;

В – [В] – согласный, твердый, звонкий звук;

О – [А] – гласный, безударный звук;

Ё – [Й] – согласный, мягкий, звонкий звук;

[О] – гласный, ударный звук.

4 буквы, 5 звуков.


Побуждение.

- Подсчитайте количество слов в предложении:

Из воды на него смотрело огромное лохматое чудовище. (1 предложение, 2 – го абзаца).

- Определите части речи слов.


Осмысление.

- Откройте рабочие тетради, запишите дату. Сформулировать тему урока поможет стихотворение Ольги Высотской «Веселая грамматика».

Существительное – школа.

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

- Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи.

- Укажите сначала самостоятельные, а затем служебные части речи.

- Какие части речи автором стихотворения не названы? Есть ли они в самом стихотворении? Если есть, укажите.

- Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи».

- Наша задача – доказать их значимость в русском языке.

- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

- Прочитайте стихотворение «Служить бы рад».


Предлоги, союзы, частицы –

Все встали в один хоровод,

Служебные, важные лица –

На редкость серьезный народ.

Без них обойтись невозможно,

И знают об этом они.

Всегда и во всем осторожны:

Нигде не гуляют одни.

Но исподволь и незаметно

Значенье свое принесут,

Здесь свяжут, а рядом разделят,

Укажут и силу дадут.


- Какую информацию о служебных частях речи оно несет?

- Найдите в тексте служебные части речи.

- Какова их роль в предложении?

- Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения – загадки.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

- Это? (Предлог)


Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз. (Союз)

- Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения.

- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи.

- Выберите правильные ответы ( «+»/ «-»):

1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

3. Служебные части речи не бывают членами предложения.

4. Служебные части речи имеют лексическое значение.

5. К любой части речи можно задать вопрос.

6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.

7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

8. Самостоятельные части речи являются членами предложения.


- А теперь сделаем вывод о частях речи. Посмотрим на схемы. «Служебные части речи», «Самостоятельные части речи».

- Вот карта королевства Морфологии.

- Какие в ней страны самые маленькие?

- Маленькие – то они маленькие, а вы попробуйте без них обойтись!

- Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.


Ветер … ночи собирался;

…Иван ночлег собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает

Руки … боки подпирает

… … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней … … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

 



Вечер к ночи пробирался;
      На ночлег Иван собрался;
      Вдоль по улице идет,
      Ест краюшку да поет.
      Вот он поля достигает,
      Руки в боки подпирает
И с прискочкой, словно пан,
      Боком входит в балаган.
      Все по-прежнему стояло,
      Но коней как не бывало;
      Лишь игрушка-горбунок
      У его вертелся ног.

- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

- Восстановите текст, используя слова для справок.

Слова для справок:

К, на, по, да, вот, в, и, с, словно, но, как, не, лищь, у.


- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.

Теперь вернемся к заданию прозвучавшему в начале урока. Читаем предложение и определяем количество самостоятельных и служебных частей речи. Каких больше?

- А знаете ли вы, какова частота употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.

Мозговой штурм.

- Какой предлог является нотой? (До)

- К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (Задача).

- Начало - противительный союз.

За ним – одна лишь буква алфавита,

И будет, предсказать я вам берусь,

Машинами вся улица забита. (Затор).


Рефлексия.

- Попробуем полученные знания использовать на практике. Выполняются групповые задания. При выполнении одна группа сменяет другую.

1 группа.

Выполняет тест на компьютере.

Тест.

  1. В предложении Дуб рос около небольшого озера. ОЗЕРО является:

А) предлогом,

Б) союзом,

В) существительным.


  1. Как правильно написать:

А) по вас;

Б) по вам;

В) по вами.


  1. В предложении Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:

А) частица;

Б) местоимение;

В) союз.


  1. В предложении Уж небо осенью дышало. УЖ – это:

А) частица;

Б) союз;

В) наречие.


  1. В предложении Ведь это очень грустно. ОЧЕНЬ – это:

А) частица;

Б) наречие;

В) союз.


2 группа делает над морфемным разбором слов.

3 группа работает с интерактивной доской.

Распределить данные слова на 2 группы.

1 группа: сад, красный, он, над, хорошо, мочь, и, в, что, один;

2 группа: у, тот, первый, другой, на, ребята, мы, крыть, с, бы;

3 группа: но, за, далеко, дерзать, очи, по, как, себя, дом, красивый.


Самостоятельные части речи

Служебные части речи




Проверка и оценка выполненных заданий.


На столах у учащихся лежит вырезанная из бумаги ладонь.

- Если информация, полученная на уроке, важная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или -.


Дифференцированное домашнее задание:

  1. Параграф 27, упражнение 482.

  2. Сочинить сказку о роли имени существительного в русском языке.



























Урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по общеобразовательной программе. Использованы игровые технологии, личностно – ориентированный подход. В процессе урока применены флипчарт, используются компьютеры для тестирования, карточки. На уроке предполагается закрепить знания о самостоятельных и служебных частях речи. Тексты мспользованы рифмованные, что повышает интерес к исследованию. Компьютерные технологии развивают зрительную зоркость, улучшают контакт учителя и ученика. Тест, рассчитанный на опережающее обучение. Помогает развитию логического мышления. Карточки с упражнениями помогают учащимся проверить свои знания о самостоятельных и служебных частях речи. Материал к уроку подобран так, чтобы подвести учеников к тому, что самостоятельные и служебные части речи имеют большое значение в русском языке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самостоятельные и служебные части речи (урок русского языка в 6 классе)

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Частица как часть речи .Урок русского языка 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "chastitsa-kak-chast-riechi-urok-russkogho-iazyka-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418069876"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) ""Своя игра" по теме "Самостоятельные и служебные части речи" (урок русского языка в 7 классе)"
    ["seo_title"] => string(80) "svoia_ighra_po_tiemie_samostoiatiel_nyie_i_sluzhiebnyie_chasti_riechi_urok_russk"
    ["file_id"] => string(6) "384990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485653465"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Служебные части речи в русском языке"
    ["seo_title"] => string(44) "sluzhiebnyie_chasti_riechi_v_russkom_iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "376975"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483969031"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства