Технология деятельностного метода на уроке русского языка
Технология деятельностного метода на уроке русского языка
Тема: Буквыа–ов корнезар – зор.
Технология: технология проблемного обучения
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Метапредметные УУД : преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
Предметные УУД: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне зар – зор, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написания с разными видами чередований в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Ход урока
I. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
1) На слайде слова:
зори зарево зорька
Учитель задаёт вопросы: как называются эти слова? что в них необычного?
2) После этого при клике мыши появляется слово заря с вопросом или пропуском буквы
зори ?
зарево зА/Оря
зорька
В качестве варианта проблемного вопроса может быть такой: какую букву А или О будем писать в корне зар–зор в безударном положении?
3) Формулирование учащимися темы урока и запись её в тетрадь. Учитель фиксирует тему на доске и задаёт детям вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему( конкретно в слове зА/Оря)?
Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий (план) для решения обозначенной проблемы. Предположительные ответы детей: 1.Понаблюдать над примерами. 2.Сформулировать правило, которое поможет выбрать гласную в корне в безударной позиции. 3.Выработать алгоритм действий(ход) действий. 4.Вспомнить подобные ситуации с чередованием гласных в корне слова.
II. Открытие новых знаний.
1. Это упражнение лучше выполнять с использованием презентации при закрытых учебниках.
В первом столбике нужно представить те же слова, которые были в проблемной ситуации, а во втором столбике – новый ряд слов, в котором ясно видна закономерность.
зори заря
зарево зарница
зорька озарить
Вначале используется подводящий диалог: выделите корень, поставьте ударение, что заметили ?
После этого лучше использовать побуждающий диалог: сравните, чем отличаются слова в 1м и 2м столбике. Можно ли слова 1го столбика считать проверочными? Установите закономерность, выведите правило.
2.Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой в учебнике.
– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?
– Запишите его в словарики.
3. РАБОТА В ПАРАХ. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
4. Сопоставление нового правила с правилом правописания гар – гор.
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием гар – гор и зар – зор? (Ударение.)
Заучивание рифмовкиподсказки:
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья – гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар–зор.
5. Систематизация полученных знаний.
Дополните таблицу «Гласные а-о в корнях с чередованием» изученной на уроке орфограммой. Проговаривание условий выбора гласных А-О в корнях –лаг- - лож-, -раст- (-ращ-) – рос-, -гор- - гар-.
- Нашли ответ на проблемный вопрос урока? Возвращаемся к слову З А/О РЯ. Какую букву вы теперь напишите в этом слове? Почему? (Проговаривание учащимися правила написания а-о в корне –зар- - -зор-, опираясь на графическую модель орфограммы, составленную учениками в парах).
III. Развитие правописных умений.
1. На данном этапе открываем учебник и выполняем упр. 146 , при выполнении которого у учеников развивается умение писать слова с орфограммой – буквой а–о в корне зар – зор, устно и графически обозначать условие выбора орфограммы.
2. Следующее упражнение развивает у учащихся умение видеть слова в составе предложений с орфограммой – буквой а–о в корне зар – зор, графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется задание самостоятельно с последующей проверкой по образцу ( на слайде). После проверки ученики сами себе проставляют отметку.
3.РАБОТА В ГРУППАХ.
Распределительный диктант: развивается умение определять слова с орфограммами – буквами а–о в корнях с чередованием, распределять их по группам.
Группы представляют свою работу. Затем идёт проверка по образцу (на слайде). Выясняется, чья группа грамотнее выполнила задание. Выставление отметок группам.
IV. Рефлексия.
1) Найдите «третье лишнее»:
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, зоревать.
Озарить, заряд, зарево.
– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Неоднокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)
2) Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)
3) Назовите ключевые слова урока.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
VI. Домашнее задание.
1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить рифмовку для запоминания корней с чередованием гар–гор и зар–зор.
2. Упр. 150.
Список используемых ресурсов
1Учебник «Русский язык» для 5 класса. – М: БАЛАСС. – 2012 г
2.Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации для учителя. – М: БАЛАСС – 2012 г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода на уроке русского языка »
Тема: Буквыа–ов корнезар – зор.
Технология: технология проблемного обучения
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Метапредметные УУД : преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
Предметные УУД: находить слова с буквами чередующихся гласных а–ов корнезар – зор, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написания с разными видами чередований в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Ход урока
I. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентацииили вынести на доску (учебники закрыты).
1) На слайде слова:
зори зарево зорька
Учитель задаёт вопросы: как называются эти слова? что в них необычного? Важно, чтобы ученики увидели уникальную для языка ситуацию, когда под ударением в однокоренных словах звуки обозначаются двумя разными буквами
2) После этого при клике мыши появляется слово заря с вопросом или пропуском буквы
зори ?
зарево зА/Оря
зорька
В качестве варианта проблемного вопроса может быть такой: какую букву А или О будем писать в корне зар–зор в безударном положении?
3) Формулирование учащимися темы урока и запись её в тетрадь. Учитель фиксирует тему на доске и задаёт детям вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему( конкретно в слове зА/Оря)?
Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий (план) для решения обозначенной проблемы. Предположительные ответы детей: 1.Понаблюдать над примерами. 2.Сформулировать правило, которое поможет выбрать гласную в корне в безударной позиции. 3.Выработать алгоритм действий(ход) действий. 4.Вспомнить подобные ситуации с чередованием гласных в корне слова.
II. Открытие новых знаний.
1. Это упражнение лучше выполнять с использованием презентации при закрытых учебниках.
В первом столбике нужно представить те же слова, которые были в проблемной ситуации, а во втором столбике – новый ряд слов, в котором ясно видна закономерность.
зори заря
зарево зарница
зорька озарить
Вначале используется подводящий диалог: выделите корень, поставьте ударение, что заметили ?
После этого лучше использовать побуждающий диалог: сравните, чем отличаются слова в 1м и 2м столбике. Можно ли слова 1го столбика считать проверочными? Установите закономерность, выведите правило.
2.Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой в учебнике.
– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?
– Запишите его в словарики.
3. РАБОТА В ПАРАХ. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
√ /
ЗАР
На данном этапе ученики обучаются преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст правила преобразовывают в опорную схему). Данную работу ученики выполняют в парах.
4. Сопоставление нового правила с правилом правописания гар – гор.
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием гар – гор и зар – зор? (Ударение.)
Заучивание рифмовкиподсказки:
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья – гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар–зор.
5. Систематизация полученных знаний.
Дополните таблицу «Гласные а-о в корнях с чередованием» изученной на уроке орфограммой. Проговаривание условий выбора гласных А-О в корнях –лаг- - лож-, -раст- (-ращ-) – рос-, -гор- - гар-.
- Нашли ответ на проблемный вопрос урока? Возвращаемся к слову З А/О РЯ. Какую букву вы теперь напишите в этом слове? Почему? (Проговаривание учащимися правила написания а-о в корне –зар- - -зор-, опираясь на графическую модель орфограммы, составленную учениками в парах).
III. Развитие правописных умений.
1. На данном этапе открываем учебник и выполняем упр. 146 , при выполнении которого у учеников развивается умение писать слова с орфограммой – буквойа–о в корне зар – зор, устно и графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется данное упражнение с комментированием. Учениками отрабатывается алгоритм выбора написания в корне с чередованием гласных звуков:
1) Произнести слово, поставить ударение.
2) Выделить звукосочетание [зар/зор].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, ударный гласный в корне или безударный. Под ударением сразу написать букву гласного. Без ударения написать букву а.
5) Подчеркнуть орфограмму. Проверить по правилу.
2. Следующее упражнение развивает у учащихся умение видеть слова в составе предложений с орфограммой – буквой а–о в корне зар – зор, графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется задание самостоятельно с последующей проверкой по образцу ( на слайде). После проверки ученики сами себе проставляют отметку.
3.РАБОТА В ГРУППАХ.
Распределительный диктант: развивается умение определять слова с орфограммами – буквами а–о в корнях с чередованием, распределять их по группам.
Группы представляют свою работу. Затем идёт проверка по образцу (на слайде). Выясняется, чья группа грамотнее выполнила задание. Выставление отметок группам.
IV. Рефлексия.
1) Найдите «третье лишнее»:
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, зоревать.
Озарить, заряд, зарево.
– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Неоднокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)
2) Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)
3) Назовите ключевые слова урока.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
VI. Домашнее задание.
1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить рифмовку для запоминания корней с чередованием гар–гор и зар–зор.
2. Упр. 150.
Список используемых ресурсов
1Учебник «Русский язык» для 5 класса. – М: БАЛАСС. – 2012 г
2.Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации для учителя. – М: БАЛАСС – 2012 г
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}