kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология деятельностного метода на уроке русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:          Буквы а–о в корне ­зар­ – ­зор­ .

Технология:  технология проблемного обучения

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Метапредметные УУД : преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

Предметные УУД: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­зар­ – ­зор­, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написания с разными видами чередований в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм.

 

Ход урока

                                       

I. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

1) На слайде слова:

зори  зарево   зорька

Учитель задаёт вопросы: как называются эти слова? что в них необычного? 

2) После этого при клике мыши появляется слово заря с вопросом или пропуском буквы

                   зори                                ?

                   зарево                      зА/Оря

                   зорька

В качестве варианта проблемного вопроса может быть такой: какую  букву  А или О будем писать  в корне ­зар­–­зор­ в безударном положении?

3) Формулирование учащимися темы урока и запись её в тетрадь. Учитель фиксирует тему на доске и задаёт детям вопрос:

- Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему( конкретно в слове зА/Оря)?

Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий (план) для решения обозначенной проблемы. Предположительные ответы детей: 1.Понаблюдать над примерами. 2.Сформулировать правило, которое поможет выбрать гласную в корне в безударной позиции. 3.Выработать алгоритм действий(ход) действий. 4.Вспомнить подобные ситуации с чередованием гласных в корне слова.

 

II. Открытие новых знаний.

         1.  Это упражнение  лучше выполнять с использованием  презентации при закрытых учебниках.

В первом столбике нужно представить те же слова, которые были в проблемной ситуации, а во втором столбике – новый ряд слов, в котором ясно видна закономерность.

         зори                      заря

         зарево                  зарница        

         зорька                 озарить              

Вначале используется  подводящий диалог: выделите корень, поставьте ударение, что заметили ?

После этого лучше использовать побуждающий диалог: сравните, чем отличаются слова в 1­м и 2­м столбике. Можно ли слова 1­го столбика считать проверочными? Установите закономерность, выведите правило.

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой в учебнике.

 

– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?

– Запишите его в словарики.

3. РАБОТА В ПАРАХ. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

4. Сопоставление нового правила с правилом правописания ­гар­ – ­гор­.

– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием ­гар­ – ­гор и ­зар­ – ­зор­? (Ударение.)

Заучивание рифмовки­подсказки:

         Под удареньем пишем гар,

         Без ударенья – гор.

         К примеру: загорел, загар.

         Наоборот: зар–зор.

5. Систематизация полученных знаний.

Дополните таблицу «Гласные а-о в корнях с чередованием» изученной на уроке орфограммой. Проговаривание условий выбора гласных А-О в корнях –лаг- - лож-, -раст- (-ращ-) – рос-, -гор- - гар-.

- Нашли ответ на проблемный вопрос урока? Возвращаемся к слову З А/О РЯ. Какую букву вы теперь напишите в этом слове? Почему? (Проговаривание учащимися правила написания а-о в корне –зар- - -зор-, опираясь на графическую модель орфограммы, составленную учениками  в парах).                                                                                   

III. Развитие правописных умений.

1. На данном этапе открываем учебник и выполняем упр. 146 , при выполнении которого у учеников развивается умение писать слова с орфограммой – буквой а–о в корне ­зар­ – ­зор­, устно и графически обозначать условие выбора орфограммы.

 

2. Следующее упражнение  развивает у учащихся умение видеть слова в составе предложений с орфограммой – буквой а–о в корне ­зар­ – ­зор­, графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется задание  самостоятельно с последующей проверкой по образцу  ( на слайде). После проверки ученики сами  себе проставляют отметку.

3.РАБОТА В ГРУППАХ.

Распределительный диктант:  развивается умение определять слова с орфограммами – буквами а–о в корнях с чередованием, распределять их по группам.

Группы представляют свою работу. Затем идёт проверка по образцу (на слайде). Выясняется, чья группа грамотнее выполнила задание. Выставление отметок группам.

IV. Рефлексия.

1)  Найдите «третье лишнее»:

Заря, зарница, зарядка.

Заразить, зорька, зоревать.

Озарить, заряд, зарево.

– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Неоднокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)

2) Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы ­буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)

3) Назовите ключевые слова урока.

        

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

 

VI. Домашнее задание.

        

1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить  рифмовку для запоминания корней с чередованием ­гар­–­гор­ и ­зар­–­зор­.

2. Упр. 150.

 

Список используемых ресурсов

1Учебник «Русский язык» для 5 класса. – М: БАЛАСС. – 2012 г

2.Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации для учителя. – М: БАЛАСС – 2012 г          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода на уроке русского языка »


Тема: Буквы а–о в корне ­зар­ – ­зор­ .

Технология: технология проблемного обучения

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Метапредметные УУД : преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

Предметные УУД: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­зар­ – ­зор­, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написания с разными видами чередований в корне, графически обозначать условия выбора орфограмм.


Ход урока

I. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации или вынести на доску (учебники закрыты).

1) На слайде слова:

зори зарево зорька

Учитель задаёт вопросы: как называются эти слова? что в них необычного? Важно, чтобы ученики увидели уникальную для языка ситуацию, когда под ударением в однокоренных словах звуки обозначаются двумя разными буквами

2) После этого при клике мыши появляется слово заря с вопросом или пропуском буквы

зори ?

зарево зА/Оря

зорька

В качестве варианта проблемного вопроса может быть такой: какую букву А или О будем писать в корне ­зар­–­зор­ в безударном положении?

3) Формулирование учащимися темы урока и запись её в тетрадь. Учитель фиксирует тему на доске и задаёт детям вопрос:

- Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему( конкретно в слове зА/Оря)?

Вырабатывается совместно с учителем последовательность действий (план) для решения обозначенной проблемы. Предположительные ответы детей: 1.Понаблюдать над примерами. 2.Сформулировать правило, которое поможет выбрать гласную в корне в безударной позиции. 3.Выработать алгоритм действий(ход) действий. 4.Вспомнить подобные ситуации с чередованием гласных в корне слова.


II. Открытие новых знаний.

1. Это упражнение лучше выполнять с использованием презентации при закрытых учебниках.

В первом столбике нужно представить те же слова, которые были в проблемной ситуации, а во втором столбике – новый ряд слов, в котором ясно видна закономерность.

зори заря

зарево зарница

зорька озарить

Вначале используется подводящий диалог: выделите корень, поставьте ударение, что заметили ?

После этого лучше использовать побуждающий диалог: сравните, чем отличаются слова в 1­м и 2­м столбике. Можно ли слова 1­го столбика считать проверочными? Установите закономерность, выведите правило.

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой в учебнике.


– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?

– Запишите его в словарики.

3. РАБОТА В ПАРАХ. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.


√ /

ЗАР

На данном этапе ученики обучаются преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст правила преобразовывают в опорную схему). Данную работу ученики выполняют в парах.

4. Сопоставление нового правила с правилом правописания ­гар­ – ­гор­.

– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием ­гар­ – ­гор и ­зар­ – ­зор­? (Ударение.)

Заучивание рифмовки­подсказки:

Под удареньем пишем гар,

Без ударенья – гор.

К примеру: загорел, загар.

Наоборот: зар–зор.

5. Систематизация полученных знаний.

Дополните таблицу «Гласные а-о в корнях с чередованием» изученной на уроке орфограммой. Проговаривание условий выбора гласных А-О в корнях –лаг- - лож-, -раст- (-ращ-) – рос-, -гор- - гар-.

- Нашли ответ на проблемный вопрос урока? Возвращаемся к слову З А/О РЯ. Какую букву вы теперь напишите в этом слове? Почему? (Проговаривание учащимися правила написания а-о в корне –зар- - -зор-, опираясь на графическую модель орфограммы, составленную учениками в парах).

III. Развитие правописных умений.

1. На данном этапе открываем учебник и выполняем упр. 146 , при выполнении которого у учеников развивается умение писать слова с орфограммой – буквой а–о в корне ­зар­ – ­зор­, устно и графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется данное упражнение с комментированием. Учениками отрабатывается алгоритм выбора написания в корне с чередованием гласных звуков:

1) Произнести слово, поставить ударение.

2) Выделить звукосочетание [зар/зор].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, ударный гласный в корне или безударный. Под ударением сразу написать букву гласного. Без ударения написать букву а.

5) Подчеркнуть орфограмму. Проверить по правилу.

2. Следующее упражнение развивает у учащихся умение видеть слова в составе предложений с орфограммой – буквой а–о в корне ­зар­ – ­зор­, графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется задание самостоятельно с последующей проверкой по образцу ( на слайде). После проверки ученики сами себе проставляют отметку.

3.РАБОТА В ГРУППАХ.

Распределительный диктант: развивается умение определять слова с орфограммами – буквами а–о в корнях с чередованием, распределять их по группам.

Группы представляют свою работу. Затем идёт проверка по образцу (на слайде). Выясняется, чья группа грамотнее выполнила задание. Выставление отметок группам.

IV. Рефлексия.

1) Найдите «третье лишнее»:

Заря, зарница, зарядка.

Заразить, зорька, зоревать.

Озарить, заряд, зарево.

– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Неоднокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)

2) Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы ­буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)

3) Назовите ключевые слова урока.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?


VI. Домашнее задание.

1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить рифмовку для запоминания корней с чередованием ­гар­–­гор­ и ­зар­–­зор­.

2. Упр. 150.

Список используемых ресурсов

1Учебник «Русский язык» для 5 класса. – М: БАЛАСС. – 2012 г

2.Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, Л.Ю.Комиссарова. Методические рекомендации для учителя. – М: БАЛАСС – 2012 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология деятельностного метода на уроке русского языка

Автор: Чуклай Татьяна Михайловна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения различать приставки и предлоги" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-razvitiie-umieniia-razlichat-pristavki-i-priedloghi"
    ["file_id"] => string(6) "197622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428261425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства