Технологическая карта урока по теме «Сложное предложение»
5 класс
(учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой, углубленное изучение)
Цель: формирование лингвистической компетенции в распознавании простых и сложных предложений; совершенствование пунктуационных умений и навыков обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения формулировать тему урока, цели, задачи для реализации цели, умения принимать и сохранять учебную задачу;
формирование умения оценивать результаты собственных действий.
Коммуникативные:
развитие умения работать с информацией на уроке, связно и аргументированно излагать мысли;
развитие умения сотрудничества с одноклассниками и учителем;
развитие умения формулирования и доказательства собственной точки зрения на основе научного знания.
Познавательные:
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, флипчарт для работы с интерактивной доской, карточки для группово работы, карточки для проведения рефлексии и оценки.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя, создание мотивации.
Добрый день! Как настроение?
Вы изучаете наш родной русский язык уже пятый год! Многое знаете, но еще больше знаний ждет впереди. Сегодня нам предстоит определить, насколько вы ориентируетесь в одном из лингвистических явлений. В конце урока каждый поставит себе отметку.
Создание проблемной ситуации.
Тему урока определите сами.
(на доске перечислены признаки сложного предложения, ребята предполагают, что будем изучать).
Оформление темы в тетради.
-Что вы знаете по этой теме?
- Что неизвестно в этой теме?
3. Формулирование цели урока, задач.
- Что нам сегодня предстоит узнать?
- А как вы думаете, нужно ли отработать какой-либо навык, связанный с темой урока?
4. Открытие нового знания.
Работа в парах. На доске перечислены признаки сложного предложения.
Сформулируйте определение. Подумайте, все ли перечисленные признаки нужно использовать при формулировке.
Используйте ваши знания о формулировке определения через родовое понятие и видовые признаки.
5. Использование нового знания в учебной ситуации.
Выполнение задания «Четвертое лишнее» . Найдите лишнее предложение. По какому признаку определяли?
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
Зимой бор особенно красив, загадочен.
Ветка закачалась, и с нее посыпался снег.
Громады тёмных туч обложили небо, подул сильный ветер, пошел снег.
Выпишите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
- Как думаете, зачем подчеркивать?
- Определите, чем соединены части сложных предложений?
Сравните с эталоном.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
Ветка закачалась, и с нее посыпался снег.
Громады тёмных туч обложили небо, подул сильный ветер, пошел снег.
Работа со схемами. На доске – схемы сложных предложений.
[ ], как [ ].
[ ], и [ ].
[ ], [ ], [ ].
- Как вы думаете, что изображено на слайде? Что обозначено квадратными скобками?
- Чем соединены части 1 и 2 предложения? 3 предложения?
6.Формирование пунктуационного навыка.
- Скажите, какой раздел лингвистики тесно связан с синтаксисом?
- Какое пунктуационное правило тесно связано с темой сегодняшнего урока?
Работа в группах. На листе – 6 предложений.
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
Северный ветер принёс облака и в воздухе появились белые снежинки.
Снег под ногами совсем не скрипел на нём оставались следы от валенок.
Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу.
Ночью ударил мороз и цветы к утру замёрзли.
Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.
Выпишите только сложные предложения, выделите грамматические основы, поставьте знаки препинания. * Если сможете – составьте схемы.
По мере выполнения задания группами дается индивидуальное задание «Конструктор» (учащиеся сами формулируют учебную задачу).
7. Рефлексия и оценка.
- Сегодня каждый старался работать в полную силу. Продолжите предложения:
Я рад, что…
Затрудняюсь в…
Хочу узнать….
В начале урока мы договорились, что каждый поставит себе отметку. Перед вами - лист «Оцените себя».
Оцените себя
Фамилия, имя_______________________________
| Обведите 1, если выполнили задачу на уроке, 0 - если нет |
знание теоретического материала по теме «Сложные предложения» | 1 - 0 |
умение распознавать сложные предложения | 1 – 0 |
умение ставить знаки препинания в сложном предложении | 1 – 0 |
умение составлять схему сложного предложения | 1 - 0 |
умение конструировать сложные предложения | 1 – 0 |
Заполните лист. Сложите баллы. Вот и Ваша отметка.
Спасибо за урок!
Ежова Е.В., МАОУ Гимназия № 86 г. Нижний Тагил