Технологическая карта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Винокурова Наталья Геннадьевна МБОУ СОШ №100 города Ижевска
Предмет Изобразительное искусство Класс 2 «А»
УМК Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). 2-й класс.
Тема урока Лубок и его выразительные средства
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование для учителя: проектор, экран, репродукции лубка, листы с загадками.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся:
Учащиеся владеют:
· Регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных слов) слов;
-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную;
Познавательные УУД:
-выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
·Коммуникативные УУД:
-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
Личностные УУД:
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные УУД 1
1.Научиться эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства и выражать своё отношение к ним на примере русских лубочных картинок; развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность.П
2.Научиться видетьхудожественное и эстетическое своеобразие русских лубков и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства; получить представление о лубке и о технике его выполнения; научиться изображать животных и растения, подражая мастерам лубка.Н
Регулятивные УУД 2
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.П
2.Работать по предложенному плану.Н
Познавательные УУД 3
1.Делать выводы, оперируя репродукциями и образами.П
2. Составить простой план.Н
Коммуникативные УУД 4
1. Слушать и понимать других, вступать в беседу.П
2. Высказывать свои мысли, предложения.Н
Личностные УУД 5
1.Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.П
2. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.Н
Этапы урока, время
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приемы
I. II. Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности.
1.1
3.1
4.2
5.1
Учитель не записывает тему урока.
Слайд 1
Изображение Царевича,
Учитель рассказывает детям сказку о царевиче Алексее и просит ответить на вопросы.
Я приветствую всех. Сегодняшнюю встречу я хочу начать со сказки. В одном царстве-государстве жил-был царевич Алексей. Некогда было царю-батюшке заниматься своим сыном, всё своё время он тратил на дела государственные. Вот и загрустил царевич. Как только ни старались мамки и няньки его рассмешить – ничего не получалось.
Бросил тогда царь клич: кто рассмешит и потешит царевича, того он щедро наградит. Стали во дворец приходить скоморохи и бродячие актёры, только царевичу все их песни, шутки и пляски не нравились, не хотел он их слушать.
Царь уже совсем отчаялся, когда во дворец пришёл один старичок с котомкой. Удивился царь: ни музыкального инструмента, ни яркого костюма у старичка не было.
– Как же ты рассмешишь царевича? – спросил он.
– «Потешными листами», – сказал старик и достал из котомки цветные картинки.
Увидел их царевич и расхохотался. Обрадовался царь и предложил старичку остаться, чтобы тот создавал для царевича новые картинки, но старик отказался, правда, обещал, что теперь царевичу весь город будет «потешные картинки» носить. Так и случилось. И купцы, и бояре, и простые крестьяне каждый день приносили новые картинки царю, а тот не скупился, за каждую по копейке платил.
– Что вас удивило в этой сказке?
–Хотите ли вы узнать, как называются эти потешные картинки?
Просмотр видеоролика «Лубок»
- Как называются потешные картинки?
Значит тема сегодняшнего урока…………………?
Учитель записывает тему урока на доске «Лубок».
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты ответов):
– Что никто не мог рассмешить царевича, а старик смог.
– Что весь город научился создавать «потешные картинки».
– Нет, ведь весь город научился быстро их делать.
- Да.
-Лубок
-Лубок
Создание проблемной ситуацbb
III. Актуализация и открытие новых знаний.
1.1
1.2
2.1
3.1
Слайд 2
Изображение двух репродукций: лубка и книжной иллюстрации.
-Чем же лубок отличается от других рисунков, с которыми мы встречались раньше на уроках изобразительного искусства, например книжная графика?
По мере поступления ответов учитель вывешивает на доске ключевые слова: смешной сюжет (забавное животное);
надпись, текст; штрих.
-Ребята, мы с вами самостоятельно определили средства выразительности лубка, молодцы!
Над предыдущими понятиями появляется надпись: «Средства выразительности лубка».
-А теперь, прослушав сказку и просмотрев видеоролик, как вы считаете, рисовать картинки в стиле лубка сложно?
- Как вы думаете, какова цель нашего занятия сегодня?
-Для того чтобы рисунок получился в стиле лубка, мы с вами должны помнить его средства выразительности.
Учитель показывает на доску с ключевыми словами.
Ученики отвечают на вопрос
(возможные варианты ответов):
- Смешным сюжетом (забавные животные).
- Сопровождается надписью, текстом.
- Наличием штриха, линий.
-Нет.
- Познакомиться с лубком.
- Научиться рисовать в стиле лубка.
Объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение).
VI. Практическая работа.
1.1
1.2
2.1
2.2
3.2
4.2
-Я предлагаю вам сегодня отгадать загадки.
Учитель загадывает загадки и вывешивает на доску картинки с отгадками, выполненные в стиле лубка:
-Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька…..
-В воде искупался, а сух остался….
-Днём спит, ночью летает прохожих пугает…..
-Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит….
-Молодцы! Нарисуйте, пожалуйста, какое-либо животное, можно с элементами растительности на обрамленном листе, подражая мастерам лубка. Обратите еще раз внимание на выразительные средства лубка. Но перед этим помогите мне, пожалуйста, составить план выполнения работы. Что нужно сделать в первую очередь….., во вторую….., в третью?
Слайд 3
Задание: Нарисовать животное в стиле лубка. План:
- Маркером нарисовать контур животного.
- Заполнить штрихами.
- Выполнить в цвете.
- Добавить текст
-Перед началом работы я предлагаю сделать физкультминутку под мелодию фиксиков.
-Кошка.
-Гусь.
-Сова.
-Петух.
-Маркером нарисовать контур животного, растительности.
-Шерсть нарисовать штрихами.
-Заполнить цветом в технике акварели.
-Добавить текст.
Дети выполняют упражнения физкультминутки, далее переходят к творческой работе по намеченному плану.
Решение творческой задачи.
V. Итог урока. Рефлексия.
4.1
4.2
5.1
5.2
-Кто справился с работой, вывешивает её на доску и наводит на столе порядок.
Слайд 4
Система оценки работы:
- Я молодец!
- Мне нужно ещё поработать.
- Сегодня не мой день.
-Я предлагаю вам, ребята, оценить свою работу по следующей схеме:
- Я молодец!
- Мне нужно ещё поработать.
- Сегодня не мой день. -Как вы считаете, ребята, что нового мы узнали сегодня, чему научились?
-Ребята, а для чего мы изучаем искусство лубка?
-Справились мы с вами с поставленной целью?
Дети вывешивают свои работы на доске.
Дети оценивают свою работу.
-Мы узнали, что такое лубок, как его рисовать.
-Из сюжетов мы узнаем о жизни наших предков, истории нашей страны.
-Да.
Исследование (анализ фактов, обобщение)
VI. Домашнее задание.
-На следующее занятие, которое состоится после каникул принести: А3, гуашь
Дети записывают, прибирают рабочее место.