kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование современного урока в контексте ФГОС ООО.Технологические карты уроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока, ее можно рассматривать как мини-проект учителя.Устоявшейся формы технологической карты пока не существует.На мой взгляд, лучше всего отражает параметры системно-деятельностного обучения предложенная мною структура карты.Приложение: технологические карты уроков по модулю №6 по теме "Однородные члены предложения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО

Сегодня учитель должен в достаточно короткое время принципиально изменить подходы к проектированию урока и деятельности ученика, а самое главное, на мой взгляд, по- новому осмыслить свою роль в образовательном процессе. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Как технологическая карта помогает проектировать современный урок?

Технологическая карта урока – что это?

Технологическая карта урока – современ­ная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы (раздела) с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность учеников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Формулировки деятельности учителя и обучающихся


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

(на примере русского языка)

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

3. Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

4. Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

5. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

6. Контролирует выполнение работы. Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;

  • выборочный контроль.

7. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

8. Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;

  • задание на поиск в тексте особенностей...

9. Организует:

  • взаимопроверку;

  • коллективную проверку;

  • проверку выполнения задания;

  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

  • оценочные высказывания обучающихся;

  • обсуждение способов решения;

  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

  • самостоятельную работу с учебником;

  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

10. Подводит обучающихся к выводу о…

11. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

12. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

13. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

1. Проводят самоконтроль готовности к уроку.

2. Моделируют открытие нового знания.

3 .Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют задание в тетради.

4. По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

5. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Проводят морфемный анализ слов.

6. Отвечают на вопросы учителя.

7. Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

8. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

9. Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

10. Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

11. Высказывают свои предположения в паре.

  • Сравнивают…

  • Читают текст…

  • Читают план описания…

  • Подчеркивают характеристики…

12. Находят в тексте понятие, информацию.

13. Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

14. Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;

  • самопроверку;

  • взаимопроверку;

  • предварительную оценку.

15.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

16. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


Единой, устоявшейся формы технологической карты пока не существует.

На мой взгляд, лучше всего отражает параметры системно-деятельностного  обучения   следующая структура карты (приложение: технологические карты по системе уроков по модулю №6 «Однородные члены предложения»).


Список литературы 1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012. 2. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014. 3. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12. 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом российской Федерации 4 февраля 2010г. №271). 5. Образовательная система «Школа 2100»/Под ред. А.А. Леонтьева. – Баласс, 2000. 6. Мороз Н.Я. «Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГИПК и ПРР и СО», 2006.



Просмотр содержимого документа
«Система уроков по модулю №6»

Система уроков по модулю №6 «Однородные члены предложения»

п.п.

Тема занятия

Тип урока

Примерная структура урока

Примечание

1

Однородные члены предложения и знаки препинания при них


Урок усвоения новых знаний

О.э.

А.

Д.з

Р

К.

П.з.

П.у.

Ц.з.м.

Тестовые задания

2

Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них


Комбинированный урок





О.э.

А.

Ц.з.м.

Р.

Д.з.

П.у.

П.п.

П.з.

К.

П.р. №1


Тестовые задания

3


Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами


Комбинированный урок





О.э.

Ц.з.м.

А.

Р.

Д.з.

П.у.

П.з.

К.

Р.р.


Тестовые задания

4

Обобщающие слова при однородных членах



Комбинированный урок




О.э.

П.д.з.

А.

Р.

Д.з.

П.у.

П.п.

П.з.

К.

П.р. №2


Тестовые задания

5

Обобщающий урок


Урок коррекции знаний, умений и навыков




О.э.

Ц.з.м.

Р.

Д.з.

О.с....




Тестовые задания

6

Контрольная работа


Урок контроля знаний и умений




О.э.

Ц.з.м.

Д.з.

К.

К.р.№4№4№









У

О.э.

П.п.

К.

словные обозначения:

Ц.з.м.

П.з.

Ан.

- организационный этап - первичная проверка понимания - контроль усвоения

А.

Пдз.

Д.з.

- - постановка цели и задач урока, мотивация УД - первичное закрепление - анализ ошибок и коррекция

О. с.

Р.

- актуализация знаний - проверка домашнего задания - информация и инструктаж по Д.З.

П.у.

П.р.

Р.р..р.

- первичное усвоение новых знаний - обобщение и систематизация знаний - рефлексия

К.р.

- контрольная работа - проверочная работа - развитие речи



Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков»

Технологическая карта урока № 49

Дата урока:

12 января 2014

Ф.И.О. учителя

Чернова Ф.Я.

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Цель урока

Расширение знаний об однородных членах предложения и знаках препинания при них, полученных в 5 классе, за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:


Дидактическая

Создать условия для формирования умения находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания при них.

Развивающая

Обеспечить развитие:

-познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственные связи между членами предложения;

- регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;

- коммуникативных УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками),полное и точное выражение своих мыслей в ответе в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи;

- личностных УУД: формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе.

Воспитывающая

Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Организационный момент

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  2. Побуждает интерес к получению новой информации через решение задачи:

Жили-были сказуемые. Вечно спорили они между собой, потому что никак не могли решить, кто же из них главней. Вот и ссорились:

- Я главней! – говорит первое сказуемое.

- Нет, я! – кричит второе сказуемое.

Услышало их споры подлежащее. Решило оно помирить сказуемые и пригласило братьев к себе в предложение. Да только и там споры не прекращались, ведь стояли-то они рядом.

Думало подлежащее, думало и придумало…


  1. Проводят самоконтроль готовности к уроку.

  2. Активно и вдумчиво решают проблему

  3. Моделируют открытие нового знания


 Умение определять однородные члены предложения и условия постановки знаков препинания.

  Умение к самоорганизации, самоконтролю

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Проверка домашнего задания

  1. Организует проверку домашнего задания:

-Дома вы подготовили вопросы. Сейчас, в течение 3 минут, постарайтесь обойти как можно больше друзей, чтобы повторить сведения об ОЧП. Не забывайте обмениваться карточками и благодарить друг друга за работу. Затем вы ответите на вопросы теста.

  1. -Тест «Восстанови определение»

1) Выражены только главными членами предложения ( - ).

2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).

3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).

4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+ ).

  1. 5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+).

1.Выполняют тест в тетрадях, один ученик работает с интерактивной доской.

2.Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения

3.Задают друг другу вопросы

4.Фиксируют непонятую информацию

  Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущем уроке.

 Умение организовать свою деятельность

Умение к взаимоконтролю

Умение формулировать вопрос по заданной схеме

Актуализация знаний

Проводит вводный контроль в форме

синтаксического разбора предложения.

Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

- Чем осложнено предложение?

- Какова же тема нашего урока?

- Какие задачи мы должны сегодня решить?


Пишут, комментируют по цепочке.

Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов.

Умение выделять из общего частное


Умение грамотно прокомментировать ответ. Умение донести мысль до окружающих

Умение координировать свою деятельность

Изучение нового материала

  1. Выдвигает проблему и организует работу с текстом с информацией об однородных членах предложения.

  2. Формулирует задание по составлению, разработке алгоритма действий по постановке знаков препинания при однородных членах предложения, используя следующие маркировочные значки:

«Ъ» – я это знал;
«–» – я думал иначе;
«+» – я этого не знал (новая информация);
«?» – непонятная или недостаточная информация


  1. Каждый индивидуально читает текст, проставляя предложенные учителем значки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте.

  2. Выводит правило постановки знаков препинания

  3. Составляют предложения, подтверждающие постановку знаков препинания при однородных членах.

  4. Аргументирует свою точку зрения

 Умение ставить знаки препинания при ОЧП.

Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.


Умение отслеживать собственное понимание


Закрепление нового материала

  1. Определяет перечень тренировочных упражнений из учебника

Упр.226, 227

  1. Предлагает переработать текст так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены.


  1. Выполняют тренировочные упражнения

  2. Участвуют в обсуждении постановки запятой и двоеточия в книжной речи

  3. Конструируют предложения по схемам.

  4. Перерабатывают текст

 Умение находить в предложении ОЧП, выбирать соответствующий знак препинания. Умение видеть «источник опасности» при построении предложений с однородными членами.

 Умение анализировать, обобщать, определять взаимосвязи

Умение грамотно, красиво, четко выражать свои мысли.

Контроль

  1. Организует обучающихся для работы в парах для проверки правил, изученных на уроке

1.Работают в паре, рассказывают правила

2.Составляют кластер.

 

  Умение теоретически обосновать полученный опыт.

  Умение вступать в диалог, формулировать научные предложения

Рефлексия

1 .Вывод по итогам работы.

Прием «Синквейн».

  1. Предлагает просмотреть свои записи в тетради.  Вторично просмотреть переработанный текст.

  2. Индивидуально заполнить таблицу, поделиться записями, которые сделали в таблице.

  3. Ставит вопрос обучающимся: какие их предположения оказались с грамматическими ошибками?

  4. Предлагает посмотреть в учебник: какую информацию не нашли?

  5. Достигли ли поставленных целей на уроке?

1.Ученики индивидуально работают со своими записями в тетради.

2. Индивидуально заполняют таблицу, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, сопоставить ее с той, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество (новая, знакомая и т.д.).

3. Ученики (по желанию) рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «–», объясняя, почему предполагаемая информация является неверной

4. Ученики проверяют информацию, доказывая текстом правильность своих утверждений

Умение строить предложения без ошибок при употреблении однородных членов в предложении.

Умение грамотно выражать свои мысли.

1.Умение фиксировать недопонятую или неполную информацию

2.Умение графически оформлять материал.

3. Умение формировать вызов на получение новой информации


Формулирование и дача домашнего задания

  1. Предлагает записать домашнее задание в дневник: Записать данные предложения с исправлением грамматических ошибок. Выучить правила

  2. Предлагает познакомиться с вопросами в учебнике.

  1. Записывают дом.задание в дневник

  2. Знакомятся с вопросами в учебнике



Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания

.












Технологическая карта урока № 50

Дата урока:

14 января 2014

Ф.И.О. учителя

Чернова Ф.Я.

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них.

Цель урока

Углубить представления об определении; обеспечить понимание учащимися отличия между однородными и неоднородными определениями.


Задачи урока:


Дидактическая

Создать условия для формирования умения различать однородные и неоднородные определения, находить их в тексте;

расставлять знаки препинания при однородных определениях.

Развивающая

Обеспечить развитие:

-познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственные связи между членами предложения;

- регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;

- коммуникативных УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками),полное и точное выражение своих мыслей в ответе в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи;

- личностных УУД: формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе.

Воспитывающая

Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Организационный момент

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  2. Побуждает интерес к получению новой информации через решение задачи:

На столе стоят два стакана: в одном стакане чистая вода, в другом – вода с осадком…

Вопрос: -отталкиваясь от темы прошлого урока, дайте характеристику жидкости в каждом стакане;

-каким членом предложения являются слова «прозрачная, однородная, мутная, неоднородная»?


  1. Проводят самоконтроль готовности к уроку.

  2. Активно и вдумчиво решают проблему

(в 1-м стакане вода прозрачная, однородная; во 2-м – мутная, неоднородная. Определение).

3. Моделируют открытие нового

знания


 Умение определять однородные члены предложения и условия их выделения.

  Умение к самоорганизации, самоконтролю

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Актуализация знаний

  1. Организует проверку предварительного домашнего задания на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

1.Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения.

2.Задают друг другу вопросы.

3.Фиксируют непонятую информацию.

  Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущих уроках.

 Умение сравнивать, находить различия.

Умение организовать свою деятельность.

Умение к взаимоконтролю.


Целеполагание

1. Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

2. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах обучения и предлагает перечень имеющихся на уроке ресурсов.

  1. Определяют цель (каждый индивидуально).

  2. Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов.

Учащиеся видят, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения темы.

1. Включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Изучение нового материала

Постановка перед учащимися учебной проблемы. Устанавливает осознанность восприятия темы.

Организует групповую работу:

-Нужно восстановить текст, определив правильный порядок его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие однородных  и неоднородных определений. Поставить недостающие знаки препинания.

-Составить вопросы по тексту: чем однородные определения отличаются от неоднородных?

1. Учащиеся составляют текст,

проверяют, аргументирует свою точку зрения.

2. “Теоретики” - составляют вопросы по тексту. “Исследователи” – подбирают прилагательные, которые характеризуют предмет.

3. Выводят правило постановки знаков препинания при однородных определениях.


Прочное усвоение через самостоятельную работу.

Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.

грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями

Умение отслеживать собственное понимание

Умение

определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий

Закрепление нового материала

Организует деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия.

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний:

-Выписать из учебника литературы (самостоятельный выбор произведения) предложения с однородными и неоднородными определениями;

Сформулировать вопросы по выполненному заданию.

1. Поиск и обработка информации.

2.Учатся правильно читать и писать предложения с однородными и неоднородными определениями; выясняют, когда между согласованными определениями ставится /не ставится запятая.

3. Участвуют в обсуждении вопросов, аргументируют свою точку зрения.

Умение структурировать знания; выделять существенную информацию из текста. Строить рассуждения об

однородных/неоднородных определениях.

 Умение планировать свое действие в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации.

Контроль

усвоения

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний (выборочный диктант по вариантам).

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.


  Умение практически обосновать полученный опыт.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Дача домашнего задания

  1. Предлагает записать домашнее задание в дневник.

  2. Творческое задание: согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?» Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных  и неоднородных определений.

  1. Записывают дом.задание в дневник

  2. Знакомятся с вопросами в учебнике



Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания

.

Рефлексия

Вывод по итогам работы.

  1. Предлагает заполнить лист самоконтроля:

«ПЛЮС  МИНУС  ИНТЕРЕСНО»

В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке,информация и формы работы, которые могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


  1. Благодарственное слово учителя.

1.Заполняют лист контроля.

2.Рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «П» или «М».

3. Аргументируют правильность своих суждений.

Умение грамотно выражать свои мысли.

1.Умение делать самоанализ деятельности, строить смысловую цепочку.

2. Умение формировать вызов на получение новой информации








Технологическая карта урока № 51

Дата урока:

17 января 2014

Ф.И.О. учителя

Чернова Ф.Я.

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Цель урока

Формирование умения постановки знаков препинания при однородных членах    с   различными союзами;    

закрепление умения находить однородные члены, определять их синтаксическую роль;

формирование умения составлять схемы предложений с однородными членами.


Задачи урока:


Дидактическая

Создать условия для формирования умения различать однородные и неоднородные определения, находить их в тексте;

расставлять знаки препинания при однородных определениях.

Развивающая

Обеспечить развитие:

-познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственные связи между членами предложения;

- регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;

- коммуникативных УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками,полное и точное выражение своих мыслей в ответе в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи;

- личностных УУД: формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе.

Воспитывающая

Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Организационный момент

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  2. Просит посмотреть на представленное предложение:

 -Щеки румяны, и полны, и смуглы.

  1. Подводит обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока


  1. Проводят самоконтроль готовности к уроку.

  2. Ученики самостоятельно формулируют тему урока: "Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них».

  3. Поясняют знаки препинания в предложении (В этом предложении три однородных сказуемых, второе и третье связаны  повторяющимся соединительным союзом «и», между ними ставится запятая).


 Умение определять однородные члены предложения и условия постановки знаков препинания при них.

Умение различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с союзом и.


  Умение к самоорганизации, самоконтролю

Умение формулировать конечный результат своей работы на уроке

Целеполагание

1. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

  1. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах обучения и предлагает перечень имеющихся на уроке ресурсов.

3. Представляет опорные схемы:

[О и О].

[О, а О].

[О, но О].

[О или О].

[Не только О, но и О].

[то О, то О, то О]

[О и О].

[ ], и [ ].

  1. Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов.

Учащиеся видят, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения темы.

1. Включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Актуализация знаний

1.Подготовка к осмыслению и осознанию потребности к построению нового способа действий

- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять, давайте вспомним:

  1. Что такое однородные члены предложения

  2. Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?

  3. Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?

  4. Как однородные члены могут быть связаны в предложении?

---- - Перед вами таблица, которая поможет

вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга

(таблица).


1.Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения.

2.Задают друг другу вопросы.

3.Фиксируют непонятую информацию.

  Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущих уроках.

 Умение сравнивать, находить различия.

Умение организовать свою деятельность.

Умение к взаимоконтролю.


Изучение нового материала

  1. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

  2. Создает ситуацию изучения нового материала.

  3. Организует учебное исследование для выделения понятия.

- Прочитайте таблицу на стр.109 и самостоятельно составьте в тетрадях схему.

- Предлагает текст  Н. Жукова «Русская берёза» .Выписать предложения соответствующие схемам.

1. Учащиеся работают с учебником, составляют схемы.

  1. Работают с текстом, выписывают предложения.

  2. Выводят правило постановки знаков препинания при ОЧП, связанных союзами.

  3. Выявляют причины разногласий результатов или затруднений выполнения.

Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.











1.Самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск и выделение информации.

  • 2. Анализ объекта с целью выделения признаков существенных или несущественных.

  • 3. Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • 4. Сотрудничество в поиске и выборе информации.

Закрепление нового материала

1.Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы.

2. Контролирует выполнение устных и письменных упражнений в учебнике, корректирует (Упражнения 240,241,243)


1. Выполняют задание с опорой на схемы.

2. Расставляют знаки препинания,

делают вывод, оформляют его в виде алгоритма.



Умение структурировать знания; выделять существенную информацию из текста.

 Умение планировать свое действие в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации.

Контроль

усвоения

1. Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

Продолжить предложения так, чтобы союз И соединял однородные сказуемые в части сложного предложения, составить схемы полученных предложений:

1.Солнце встаёт из-за туч и ……

2.Шумит по-весеннему вода и ……

3. Вся окрестность вдруг изменяется и ….

4.Солнце стоит высоко над головой и ….



1. Работают самостоятельно, решают проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

2.Организуют взаимопроверку, оценивают степень подготовки партнера, корректируют.


  Умение практически обосновать полученный опыт.

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Дача домашнего задания

1.Предлагает записать домашнее задание в дневник.

2 Творческое задание: По впечатлениям от урока напишите миниатюру "Зимняя сказка", используя предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

  1. Записывают дом.задание в дневник

  2. Знакомятся с вопросами в учебнике



Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания

.

Рефлексия


1.Организует рефлексию.

2.Благодарственное слово учителя.

    1. Анализируют свою деятельность на уроке по схеме:

-это я усвоил хорошо

-в этом нужно разобраться

-этого я совсем не понял.



1.Умения критически оценивать результат

1.Умение делать самоанализ деятельности, строить смысловую цепочку.

2. Умение формировать вызов на получение новой информации








Технологическая карта урока № 52

Дата урока:

22 января 2014

Ф.И.О. учителя

Чернова Ф.Я.

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цель урока

Расширение понятийной базы, полученной в 5 классе, за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:


Дидактическая

Создать условия для формирования умения находить обобщающие слова и морфологические способы их выражения, ставить знаки препинания при обобщающих словах.

Развивающая

Обеспечить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно организовать свою деятельность, умение к взаимоконтролю, грамотно прокомментировать ответ

Воспитывающая

Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Организационный момент

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2.Побуждает интерес к получению новой информации через решение задачи:


«Мама поручила Лене купить фрукты.

С заданием она справилась быстро: купила огурцы, яблоки, морковь, мандарины и довольная прибежала домой. Каково же было ее удивление, когда увидела огорченное лицо мамы.»



1.Проводят самоконтроль готовности к уроку.

2.Активно и вдумчиво решает проблему

3.Моделирует открытие нового знания


 Умение определять однородные члены предложения и обобщающее слово при них с одним и тем же значением.

  Умение к самоорганизации, самоконтролю

Умение устанавливать причинно-следственные связи






Проверка домашнего задания

  1. Организует проверку домашнего задания: выборочное чтение (по рядам) мини-сочинения на тему «Роль однородных членов в тексте».

  2. Организует экспертов по оцениванию прочитанных текстов

1.Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения

2.Задают друг другу вопросы

3.Фиксируют непонятую информацию

  Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущем уроке.

 Умение организовать свою деятельность

Умение к взаимоконтролю

Умение формулировать вопрос по заданной схеме

Повторение ранее изученного материала

1.Предлагает вспомнить все, что знали раньше об обобщающих словах. Просит индивидуально запишите всю информацию в тетрадь (в столбик)

2.Предлагет объединиться в пары и обсудить свои списки. Информацию, с которой согласны оба, оставлять, информацию, с которой кто-то не согласен, пометить знаком «?»

Предполагает в ходе обсуждения затрагивать следующие вопросы:

– Что такое обобщающее слово?
– На какой вопрос отвечает обобщающее слово и каким членом предложения является?
– Какой частью речи может быть выражено обобщающее слово?
– Где может стоять обобщающее слово в предложении (относительно однородных членов)?
– Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

3.Предлагает составить на доске общий список знаний и предположений обучающихся

1.Работают индивидуально, составляя

список

2. Работают в парах, составляя общий

список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения, сразу маркируют спорную информацию


3. Несколько пар зачитывают свой

список, остальные дополняют его. При

возникновении несогласия участники

могут высказать свою точку зрения,

аргументируя ее


4.Если с какой-то информацией пара

согласна, но просто не вспомнила ее в

процессе обсуждения, то список в

тетради может быть пополнен

 Умение самостоятельно определять первичный уровень собственных знаний

Умение структурировать материал

3. Развитие толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера. Учащиеся общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности.

Умение грамотно прокомментировать ответ

Умение донести мысль до окружающих

Умения прислушиваться к мнению партнера.



Изучение нового материала

  1. Выдвигает проблему и организует работу с текстом с информацией об обобщающих словах

  2. Формулирует задание по составлению, разработке алгоритма действий по постановке знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами, используя следующие маркировочные значки:

«Ъ» – я это знал;
«–» – я думал иначе;
«+» – я этого не знал (новая информация);
«?» – непонятная или недостаточная информация

  1. Каждый индивидуально читает текст, проставляя предложенные учителем значки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте.

  2. Выводит правило постановки знаков препинания

  3. Составляют предложения, подтверждающие постановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

  4. Аргументирует свою точку зрения

 Умение ставить знаки препинания при ОЧП с обобщающими словами

Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.


Умение отслеживать собственное понимание


Закрепление нового материала

  1. Определяет перечень тренировочных упражнений из учебника

Упр.283(2),284,294

  1. Обращает внимание обучающихся на примечание: постановку знаков препинания в книжной речи

  1. Выполняют тренировочные упражнения

  2. Участвуют в обсуждении постановки запятой и двоеточия в книжной речи

  3. Конструируют предложения по схемам, определяют местоположение обобщающего слова в структуре предложения.

 Умение находить в предложении обобщающее слово, выбирать соответствующий знак препинания ( двоеточие, тире ) в соответствии местоположением обобщающего слова

 Умение анализировать, обобщать, определять взаимосвязи

Контроль

  1. Организует обучающихся для работы в парах для проверки правил, изученных на уроке

  1. Работают в паре, рассказывают правила

 

  Умение теоретически обосновать полученный опыт

  Умение вступать в диалог, формулировать научные предложения

Формулирование и дача домашнего задания

  1. Предлагает записать домашнее задание в дневник: Упражнение 292, стр.126-127, учить правила

  2. Предлагает познакомиться с вопросами в учебнике и составить синквейн (ответы)

  1. Записывают дом.задание в дневник

  2. Знакомятся с вопросами в учебнике

  3. Составляют синквейн


Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания

.

Рефлексия

  1. Предлагает просмотреть свои первичные списки, вычеркнуть неправильную информацию 

  2. Вторично просмотреть текст, индивидуально заполнить таблицу, поделиться записями, которые сделали в таблице.

  3. Ставит вопрос обучающимся: какие их предположения оказались неверными?

  4. Предлагает посмотреть на те знаки «?», которые поставили в начале урока. Какие из них можно снять? Какую информацию не нашли?

1.Ученики индивидуально работают с теми списками, которые они составили индивидуально и в парах на стадии вызова

2. Индивидуально заполняют таблицу, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, сопоставить ее с той, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество (новая, знакомая и т.д.)

3. Ученики (по желанию) рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «–», объясняя, почему предполагаемая информация является неверной

4. Ученики проверяют информацию, доказывая текстом правильность своих утверждений


 Осуществляют пошаговый контроль по результату.

1.Умение фиксировать недопонятую или неполную информацию

2.Умение графически оформлять материал.

3. Умение формировать вызов на получение новой информации














Технологическая карта урока № 53

Дата урока:

24 января 2014

Ф.И.О. учителя

Чернова Ф.Я.

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Тема урока

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Цель урока

Обобщить знания учащихся о признаках однородных членов предложения, закрепить навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, продолжить отработку навыка использования однородных членов в письменной речи.

Задачи урока:


Дидактическая

Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.


Развивающая

Обеспечить развитие:

-познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственные связи между членами предложения;

- регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;

- коммуникативных УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками),полное и точное выражение своих мыслей в ответе в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи;

- личностных УУД: формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе.

Воспитывающая

Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Организационный момент, мотивация

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

  2. Побуждает интерес к получению новой информации через решение задачи:

-Зелена, а не луг,

Белена, а не снег.

Кудрява, а не человек.

-Что это? (Берёза)

- По каким признакам вы узнали её? (Зелена, белена, кудрява)

- С точки зрения семантики, что это за члены? (Однородные)

- Как вы узнали? Перечислите признаки однородности.

Выход на тему и цель урока. Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?


  1. Проводят самоконтроль готовности к уроку.

  2. Активно и вдумчиво решают проблему


 Умение определять однородные члены предложения.

  Умение к самоорганизации, самоконтролю

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Целеполагание

Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока

Пытаются решить задачу известным способом. Предполагают тему, называют цель (систематизировать знания об ОЧП)

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель


Умение исследовать условия учебной задачи.

Обобщение и систематизация

1. Подводит обучающихся к выводу об однородных членах предложения, предполагает в ходе обсуждения затрагивать следующие вопросы:

  1. Какими членами предложения могут быть ОЧП.

  2. Какая связь между ними.

  3. Какие знаки препинания между ними ставятся и когда.

  4. Какие члены предложения не являются однородными.

  5. Как отличать простые предложения с однородными членами от сложных.

  6. 6) Рассмотреть задание ГИА и ЕГЭ

  7. , связанные с этой темой.

7) Какое правило представлено графически?

  1. О: О, О и О.

  2. О, О, О – О.

  3. О: О, О, О - …

  4. ? Какой схемы не хватает?


2.Поисковая работа. Групповая.

-Найти предложения с однородными членами. Для поисковой работы обучающиеся самостоятельно выбирают литературу (опора на предметы по расписанию).


3. Закрепление знаний, умений, навыков.

Предложения выводятся на интерактивную доску. Расставить знаки препинания, вывести алгоритм ответа.

  • Ему хорошо знаком и помещичий быт и крестьянский и мещанский.

  • Всё из моего окна виделось мне сказочным горстка высоких теремных изб поленницы берёзовых дров бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях.

  • Ночью ветер злится да стучит в окно.

  • Небо было там пурпурное теплое и ласковое.

  • Ветер то глухо завывал то свистал порывисто.

  • Ни свет ни заря путники тронулись в путь.


4. Создание проблемной ситуации

-В 3 части ГИА один из вариантов – написать лингвистическое сочинение. Возможно, будет и о знаках препинания. Постройте устный рассказ о запятой.


5. Конструирование предложений с творческим заданием.

Выполнить следующие действия:

1. Из предложения

«Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу»

  • взять обстоятельство места (в лесу;

  • добавить сказуемое предложения

«Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева (поражает)»;

  • добавить подлежащее предложения

«В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце (всё)»;

  • продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову «В лесу поражает всё:

( и щебет птиц, и шелест листьев, и скрип сучье).


1. Отвечают на вопросы учителя.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.


2. Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения.


3 - Самостоятельное решение

- Коллективная проверка результатов
- Выявление причин разногласий результатов или затруднений в выполнении.

- Безошибочное применение алгоритмов при решении учебной задачи:

  • Найдем однородные члены предложения и определим, при помощи чего они соединяются.

  • Если использован одиночный соединительный союз (и, да (= и) или разделительный союз (или, либо), запятая не ставится.

  • Если однородные члены соединены любым другим средством (только интонацией, повторяющимися или составными союзами, одиночными противительными союзами), то они разделяются запятой.


4. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

У учащихся возникли трудности с выполнением лингвистического задания из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.


5. Включение учащихся в активную мыследеятельность. Решают проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

  Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущих уроках.


Умение оперировать знаниями и способами деятельности.


 Умение самостоятельно определять первичный уровень собственных знаний


Умение структурировать материал.


Умение осуществлять пошаговый контроль по результату









Умение грамотно прокомментировать ответ

Умение донести мысль до окружающих

Умения прислушиваться к мнению партнера.

Умение организовать свою деятельность

систематизировать ранее полученные знания

Умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие.


Формулирование и дача домашнего задания

1.Поработать над текстом И.С.Тургенева «Ася». Этот текст насыщен однородными членами. Надо найти их. Определить каким членом предложения является, подчеркнуть, чем связаны, есть ли неоднородные определения.

2.Составить тест-задание (9 вопросов) по изученной теме для партнера (обратиться к Интернет-ресурсам).

  1. Записывают дом.задание в дневник


Умение выстраивать суждения.

Работа с Интернет-ресурсами как доступ к иллюстративно-информационному материалу.

Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания

.

Рефлексия

Акцентирует внимание обучающихся на уроке на конечных результатах учебной деятельности.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему

 Умение формулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

1.Умение фиксировать недопонятую или неполную информацию

2.Умение графически оформлять материал.

3. Умение

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях; осуществлять самоконтроль.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектирование современного урока в контексте ФГОС ООО.Технологические карты уроков.

Автор: Чернова Флорида Якуповна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства