kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта позволяет углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"»

Перебейнос Наталья Васильевна


Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном( 2класс)


Тип урока: Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности



Цель урока: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, закрепление лексико – грамматических признаков имён прилагательных.


Задачи:

1. Углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

2. Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.

3. Формировать навыки грамотного письма


4. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.


УУД:

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями.

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1


Организационный момент


- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, запишите число, классная работа





Приветствие учителя и гостей.

Открывают тетради и записывают

Организация начала урока, эмоциональный настрой

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


На протяжении многих уроков мы с вами работали над изучением и сравнением частей речи. Эта работа будет продолжена, и вы много еще узнаете о частях речи в 3 классе. А тему сегодняшнего урока и основные задачи вы определите сами, а в этом нам поможет минутка чистописания.

Настраиваются на урок

Нацеливание на то, что в результате выполнения заданий, нужно получить информацию.

3

Минутка чистописания. Постановка цели и задач урока.


Учитель предлагает рассмотреть росчерки и по ним определить тему, задачи урока. (слайд 1)

Угадайте ведущее произведение.

Для этого прочитайте спрятанное слово, установив последовательность.

(На прямоугольниках разной высоты написаны буквы. Самый маленький прямоугольник выделен. На нем написана первая буква в слове.)

Какое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?

- На уроке мы исследуем текст сказки и определим роль прилагательных.

- Можно сказать, что это народная сказка?

- Докажите.

- Языковым материалом на сегодняшнем уроке будут имена прилагательные из этой сказки.

Урок будет посвящен теме «Имя прилагательное». Одной из задач, вероятно, будет обобщение знаний об имени прилагательном – что обозначает, для чего используется в речи, как изменяется.

Учащиеся записывают росчерки в тетрадь.



Мы прочитали слово ДЮЙМОВОЧКА. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники выше и соединяли буквы, написанные на них.

- Нет.

- Автор этого произведения Г.Х.Андерсен. Значит эта сказка авторская.

Обеспечение увеличения объема и углубления сосредоточенности внимания, его оптимального распределения, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.




4

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний





Самостоятельное составление обобщающих схем-кластеров после формулирования словесного вывода (в течение всего урока).

В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…(слайд 2)

Дома вы должны были перечитать сказку «Дюймовочка» и выписать прилагательные, описывающие Дюймовочку на протяжении сказки.

- А что такое прилагательное? Что вы о нем знаете?

Игра «Солнышко». ( На доске нарисовано схематически солнышко. Внутри него слово «прилагательное»)

- Почему имя прилагательное - это часть речи? На какие вопросы отвечает? Из предложенных определений выберите и начните оформление на большом листе бумаги кластера.

- К каким частям речи относятся оставшиеся определения?

- Какие прилагательные вы выписали дома?


Дюймовочка.





На его лучиках ученики вписывают все слова, которые имеют отношение к понятию.

Дети делятся на группы. По мере необходимости в течение всего урока группа подходит к отдельному столу, где расположен их лист бумаги. Коллективно выбирают и приклеивают подходящее понятие.

- Существительное, глагол.

- Маленькая, славная, прелестная, хорошенькая, нежная, бедная, тонкая, некрасивая, милая.

Мобилизация мозговой активности; синтез различных определений, знаний, информации в несколько конкретных понятий. Повышение степени осмысления изучаемого материала.

5

Речевая разминка

- Кто так в сказке называл Дюймовочку?

(слайд 3)

- Назовите прилагательные – синонимы.

- Назовите прилагательные антонимы. Почему одну и ту же девочку персонажи сказки видели по-разному?


Маленькая (девочка) – мама.

Славная (жена) – жаба.

Прелестная, хорошенькая (девочка) – рыбки и птички.

Тонкая, некрасивая – майские жуки.

Бедная – полевая мышь.

Милая (крошка) – ласточка.

Развитие аналитико-синтетических способностей, речи, сообразительности, памяти.

6

Творческий диктант.


Учитель называет имя существительное, обозначающее сказочного героя: жаба, сынок, мотылек, жук, мышь, крот, птичка, ласточка.

Запишите полученные словосочетания.

Самопроверка (слайд 4).


- Словосочетания: «Старая большущая мокрая и безобразная жаба.

Гадкий противный сынок.

Красивый белый мотылек.

Милая ласточка» распределите в две группы. (слайд 5)

- Каким принципом руководствовались?

- Какие слова позволили вам сделать такой выбор? Поставьте к ним вопросы и скажите, какой частью речи являются эти слова?


- Какое определение вы сейчас вспомнили и можете разместить в кластерах?

Дети по памяти подбирают соответствующие прилагательные, составляют словосочетания:

Старая большущая мокрая и безобразная жаба.

Гадкий противный сынок.

Красивый белый мотылек.

Майский жук.

Полевая мышь.

Важный, ученый и богатый крот.

Мертвая бедная птичка.

Милая ласточка.

Составленные словосочетания записывают в тетрадь.*

Делят словосочетания на две группы устно, обосновывают выбор (положительные герои и отрицательные).*

После постановки вопросов делают вывод, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Оформляют в кластере.

Стимулирование мозговой активности, развитие способности воспроизводить информацию долговременной памяти, развитие умения классифицировать.

7

Словарная работа

Внимательно послушайте слова и попробуйте их запомнить: девочка, синий, желтый, ласточка, фиолетовый, лягушка.

- Сколько слов было названо?

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Напишите по памяти существительные.

- Подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

- Какое слово было произнесено первым?

- Составьте предложение с ним. (слайд 6)

- А теперь составьте предложение с этим же словом, но добавьте туда слово «ласточка».* (Аналогично слова «одежда» и «желтый»)*

- Запишите понравившееся предложение.*

Отвечают на вопросы и выполняют задания


Развитие оперативной памяти, слуховой памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания, аналитико-синтетических способностей, речи и творческого воображения.

8

Лексическая разминка.



- В тексте сказки встретилось слово «господин». Что оно означает? В словаре В.И.Даля дается такое определение

(слайд 7).

- Кто такие чада и домочадцы?

- Какое прилагательное подобрал автор для описания значимости и состоятельности господина крота?

- Почему для описания жабы и ее сына автор выбрал прилагательное безобразные?

Вот какое описание дает Даль.(слайд 8)

- Что можете сказать обо всех этих прилагательных? (Они синонимы) Докажите.

- Почему они разделены на две группы?

- Подберите антонимы к прилагательному «безобразный». Какому герою соответствуют эти прилагательные? (прекрасная Дюймовочка, красивый мотылек)

- Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных, сказочных персонажей? Докажите примерами из сказки.

Если дети затрудняются:

- Дюймовочка помогла ласточке. Она какая? (добрая)

- Мышь откликнулась на беду девочки. Она какая? (отзывчивая)

- Ласточка отблагодарила Дюймовочку за заботу. Она какая? (благодарная)

- Сделайте вывод, что же обозначает имя прилагательное? Оформите свой ответ на кластере.

- С какой целью Г.Х.Андерсен в своей сказке использует много прилагательных?

- Сделайте и оформите вывод, для чего в речи нужны имена прилагательные.

Ответы детей.

Читает один из учеников. В словаре на нужной странице лежит закладка.

Господин – владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик, хозяин; кому покорны чада с домочадцами и слуги.

- Важный господин

- Неприятная внешность

По закладке ребенок читает из словаря:

Безобразный – неблаговидный, некрасивый, неказистый, уродливый, нескладный; неприличный, непристойный.

- Прилагательные первой группы обозначают внешние признаки, а прилагательные второй группы характеризуют поведение.



Дети работают в группах – наклеивают подходящие карточки с определениями на большой лист бумаги.











- Для того, что бы точнее, ярче, выразительнее описать героев, окружающую среду, события.

Создание благоприятных условий для развития у учащихся умения подмечать особенности имен прилагательных, развитие внимания к лексическому значению слова и его употреблению в речи, развитие умения осознанно употреблять слова в речи.

9

Установление связи прилагательных с существительными

Голубые, желтые, фиолетовые, синие и оранжевые распустились на поляне.

- Что вы можете сказать об этом предложении? Все ли вам понятно? Как вы думаете, какого слова в предложении не достает?

- Какой вывод напрашивается? Оформите его на кластере.

Задание для смекалистых*:

- Подберите из набора прилагательных цвета синонимы к словам «синий» и «фиолетовый».

- Почему цвета получили такое название.

- Продолжаем наблюдение.




- Цветы.


Имена прилагательные тесно связаны в речи с именем существительным.

Ученики подбирают полоски цветной бумаги с написанными на них соответственно названиями цветов: васильковый, сиреневый, лиловый.

Ответы детей.

Воспитание интереса к языку, возможность задуматься над происхождением слов, реализация разноуровнего подхода: одни высказывают предположения, другие слушают и запоминают правильный ответ.

10

Упражнение в определении числа имен прилагательных.


- В данных предложениях назовите все изученные орфограммы. (По мере того, как дети называют орфограмму, на экране меняется цвет шрифта - слайд 9)

Эльф был крошечный, а ласточка такая большая.

Самым лучшим подарком были прозрачные крылышки.

Она пела эльфам веселые песни всю теплую зиму.

- Определите число прилагательных.

- Как вы определили число прилагательных?

- Какой грамматический признак можно внести в кластер?

Списывание 3 предложения с доски в тетрадь. Комментировано определяют и указывают число прилагательных.


Дети рассказывают правило: Число имени прилагательного определяется по имени существительному. Множественному числу соответствует вопрос – какие? Например: прозрачные крылышки, веселые песни. (Свой ответ - на кластере)

- Имена прилагательные изменяются по числам.

Предупреждение возможных ошибок, развитие умения определять число прилагательных

11

Создание предпосылок для дальнейшего расширения материала. Самостоятельная работа.








- Имена прилагательные связаны с именем существительным и эта связь настолько прочная, что имена прилагательные принимают форму имени существительного, они как бы подстраиваются под имя существительное, согласуются с ним. Посмотрите на экран и скажите – это текст? Ответ обоснуйте.

На берегу прекрасному голубому озера, посреди зеленого кудрявого деревьев, стоял старинным мраморные дворец. Виноградным лозы обвивали его высокая колонны, а наверху, под крышей лепились птичьи гнезда. (слайд 10)

- Измените формы этих капризных прилагательных, чтобы получился связный текст. Спишите понравившееся предложение.










- Нет, это не текст. Слова между собой не согласованы.



Самопроверка. (Слайд 11)

Записывают понравившееся предложение.

Способствовать осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.

12

Работа с разными видами текстов.


- Можно сказать, что это текст-описание? Что описывается в тексте?

- Что такое текст-описание?

Отгадайте загадку:

Из зернышка ячменного

Вырос чудо-цветик.

И девочку-малышку

Мир чудесами встретил.

Жабы, крот и ласточка

Судьбу ее вершили.

Но эльфы златокрылые

Девчонку полюбили.

- Можно ли считать загадку описательным текстом? А какой это текст? (слайд 12)

- А что вы можете сказать об этой загадке?

- Объясните выделенные орфограммы своему соседу по парте. Запишите по памяти.

- Закончите следующую фразу в кластере: чаще всего встречаются в тексте… ( -описании)

- Дом ласточки.


Ответы детей.








- Текст-повествование.

Упражнение 175 - читает ребенок, обосновывает ответ: это текст-описание.

Я живу под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост,

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост…

О.Белявская

Записывают по памяти.*

Совершенствование репродуктивных действий, направленных на восприятие и воспроизведение текстов без каких-либо существенных изменений.

13

Упражнение в определении роли имени прилагательного в предложении.



Упражнение 177:

В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.

Г.Х.Андерсен

- Из длинного первого предложения составьте короткое предложение из пяти слов, сохранив смысл.

В чашечке сидел маленький человечек.

Запись предложения под диктовку. Своему соседу диктует первый вариант. После записи учащиеся дают характеристику предложения, разбирают его по членам, делают вывод о том, каким членом предложения являются имена прилагательные. Вывод – в кластер.


Формирование умения конструктивной работы через преобразование текста,

14

Работа над пройденным на прошлых уроках материалом.


Развитие речи*:

- Почему мы можем с уверенностью сказать, что «Дюймовочка» - это сказка?

- В сказке есть подробное описание внешности и одежды эльфа. Как вы думаете, какими качествами личности обладал эльф, если этот удивительный народ выбрал его своим королем.

Звуко-буквенный разбор слова «эльф»*.

Комментированное письмо*:

Ст.руха мышь нан.ла четырех п.уков, и они днем и ноч.ю с.дели в мыш.ной н.ре и ткали разные ткани. А толстый сл.пой крот прих.дил каждый веч.р в гости. (слайд 13)

Имена собственные*:

- От чьего имени ведется повествование сказки?

- Прочитав сказку, мы можем узнать, в какой стране жил Г.Х.Андерсен. (слайд 15)

- Что можете сказать о существительном Диния?

- Какое еще имя собственное встретилось в сказке?

- Какие бывают имена собственные? Как писать эту орфограмму.

Письмо под диктовку*:

Ласточка попрощалась с Дюймовочкой и опять полетела из теплых краев в Данию.

- В этом предложении есть слово, подходящее к схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

Разбор слова по составу*.

- Какими словами могла прощаться ласточка с Дюймовочкой?

Есть несуществующие персонажи, события.



Дети отвечают на вопросы, выполняют задания.





Взаимопроверка соседей по парте (слайд 14)





От лица автора.


- Дания.


- Это имя собственное.


Дюймовочка.



Разбор глагола «полетела» по составу.

Из предложенных вариантов дети выбирают подходящий и обосновывают ответ: пока, чао, прощай, до встречи, до скорого, до свидания…


Формирование орфографической зоркости через отработку орфограмм, развитие умения создавать собственное высказывание,

15

Рефлексия. Итог урока.

- А мы с вами не прощаемся с героями этой замечательной сказки, а лишь говорим им «до свидания». Вы всегда можете взять книгу в руки и попасть в волшебный мир сказки.

- На уроке мы не только вспомнили замечательную сказку, но и вспомнили все, что знаем об имени прилагательном. Пользуясь кластерами, сделайте выводы.

- Закончите фразу, подобрав подходящее прилагательное:

Этот урок мне показался…

Я на этом занятии был…

Настроение от урока у меня…

Оценка работы учащихся. Выставление отметок.

Группы продолжают ответы друг друга



16

Домашнее задание

Домашнее задание: найти в тексте и списать предложения, описывающие крота. Указать прилагательные.

- Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание. Убирают рабочее место.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Перебейнос Наталья Васильевна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Технологическая карта урока на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439666044"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_obobshchenie_znanii_ob_im"
    ["file_id"] => string(6) "492643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545720863"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "технологическая карта по русскому языку 5 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-russkomu-iazyku-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455559918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства