Технологическая карта урока русского языка «Суффиксы имен существительных»
Технологическая карта урока русского языка «Суффиксы имен существительных»
Цель: актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функции в словообразовании, углубить представление у учащихся представления о морфеме суффикс через наблюдение за словами и омонимичными суффиксами в существительных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка «Суффиксы имен существительных»»
Технологическая карта урока русского языка
«Суффиксы имен существительных»
Основные сведения об уроке
Дата
04.02.16
Количество учащихся
на уроке
21
Раздел ФГОС по русскому языку
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Тема урока
Суффиксы имён существительных
Тип урока
Урок изучения нового учебного материала
Вариант урока
Урок наблюдений и сбора материала
Вид урока
Урок теоретических и практических работ
Цель деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функции в словообразовании, углубить представление у учащихся представления о морфеме суффикс через наблюдение за словами и омонимичными суффиксами в существительных.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Знать словообразовательную роль суффикса существительных,
Уметь видеть и выделять суффиксы в слове графически.
Метапредметные:
Познавательные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
Регулятивные: способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Коммуникативные: способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значение в получении школьного образования.
Основные понятия на уроке
Суффикс, имя существительное
Методы обучения
Метод эвристической беседы, упражнения
Формы обучения
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Аудиовизуальные средства
-
Оборудование
доска
Образовательные ресурсы
Русский язык. Сборник заданий 6-7 класс Бабайцева, Бендарская.
http://uroki.net
http://www.festival.1september.ru
www.gramota.ru/
Учебник. Теория 5-9 класс Бабайцева, Бендарская.
Другое
Таблицы с суффиксами существительных
Организационная структура урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! На уроках русского языка мы учимся и стараемся зарабатывать хорошие оценки. Чем больше мы трудимся, тем лучше результат получаем. Прошу к доске двоих учеников. (учитель даёт им карточки со словарным диктантом).
Пока ребята выполняют задания, я хочу у вас спросить, что такое существительное?
Верно!
Посмотрите на четверостишье из одной известной сказки:
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
Откуда эти лова? (Муха-Цокотуха К. И. Чуковский )
2. Актуализация и пробное учебное действие
Обратите внимание на слово «кузнечик» и «человечек». Какую орфограмму вы видите?
Что есть у слова человечек, а чего нет у слова кузнечик? (Суффикс)
Откройте свои учебники (теория) на стр. 41 и запишите в свои справочники, определение суффикса.
Найдите начальную форму слова человечек. Так какую функцию выполняет суффикс? (словообразовательную)
Молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения
А теперь, ребята, проверим, что написали на доске двое учащихся? (ученики, которые работали возле доски, отвечают с места, объясняют орфограммы в словах).
Физкультминутка: Если пишем букву Е, то хлопайте в ладоши, если пишем букву И – прискдаем. Ежом, тучей, шалашом, танцем, лучом, рощей, свежо, пахуче, зайчонок, дирижёр, воротничок, ретушёр, мелочёвка, шов, вечёрка, жонглёр, расчёска, внучок.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Открыли тетрадки, записали число и «классная работа».
Учитель пишет на доске слово человечек и ковшик.
-какой суффикс можно выделить у слова ковшик? А почему не ковшЕк? На это ребята есть правило (объясняет). Вы записывайте в свои справочники правило, а я на доске:
Гласные Е, И в суффиксах сущесвительных
-ек-
-ик-
Если гласная при склонении выпадает
Орешек-орешка
Если гласная при склонении остаётся
Ключик-ключИка
Учитель записывает на доске правило, учащиеся в своих справочниках.
Какая часть речи была у слов, которые мы сейчас разбирали?
Давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? (научиться находить суффиксы имён существительных с разными значениями).
Значит тема сегодняшнего нашего с вами урока: «Суффиксы имён существительных», запишите в тетради.
Сейчас, я вам буду диктовать слова. Вы в них должны выделить суффикс. (повторить правило гласные после шипящих в существительных)
Найдите в таблице значение выделенных нами суффиксов.
5. Творческая практическая деятельность
Запишите в своих справочниках правило, котрое нам пригодится для дальнейшей работы. Суффикс –чик- хитрый и его легко перепутать с суффиксом –щик-.
Например гардеробщик или гардеробчик? (если нам нужна профессия)
Запишите правило «Если основа слова заканчивается на согласную т, ж, з, д, с, то образующем слове пишем суффикс –чик-». Например, объезд-объездчик.
Вернёмся в тетрадки и запишем секрет: я ТоЖе ЗДеСь. Запомните эти согласные.
Образуйте в своих тетрадях слова спомощью суффиксов, значение которых название лица по роду занятий, по профессии.
Учитель диктует начальные формы существительных: стекло, барабан, буфет.
Проверяем.
А слово колокольчик подходит к этому правилу? (нет, потому что слово имеет значение уменьшительно-ласкательное).
Откройте в своих сборниках заданий упр.417. Прочитайте задание, выделите суффикс. Выполняйте. (пока дети выполняют, записать слова на суффикс -ищ-).
Проверяем!
Пользуясь таблицей, скажите мне, с помощью какого суффикса можно образовать слова в увеличительном значении или значении места? (-ищ-)
Измените, слова в соответствии со значением запишите, используя суффикс.
Слова: город, пожар, дом, болото, борода, амбар.
Проверка.
А какое значение может быть у суффиксов –анин-, -янин-, -ец-? (название лица по месту жительства).
Правильно! Составьте слова с данными суффиксами в м.р., ед. числе.
Слова: татар, Испания, Москва, Север, Япония.
Какой у нас остался суффикс по таблице? (Принадлежность действия лицу или предмету; лица, характеризующегося каким-либо свойством, предмета или явления). Составьте слова с данными суффиксами в м.р., ед. числе.
Слова к данному значению: мудрость, глупость, холод, резать, рубить.
6. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.
Проведём небольшую проверку изученного на уроке. (Контроль, письменный опрос).
Я диктую задание. Вы ставите номер задания, а рядом вариант ответа: 1. а
В суффиксе какого существительного пишется буква И:
а) клубочек; б) человечек; в) лучик; г) дружочек.
2. В суффиксе какого существительного пишется буква Е:
а) бантик; б) орешек; в) нолик.
3. Найдите слово с суффиксом –янин-:
а) селянин; б) хуторянин; в) горожанин.
4. Определите суффикс –щик-
а) бетонщик; б) погрузчик; в) буфетчик.
5. Какое значение суффикса в слове лягушонок?
а) увеличительное значение
б) уменьшительно-ласкательное
в) детёныш животного
Сдаём листочки.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Запишите домашнее задание у. 416, повторяем записи в справочнике (на доске).
Что нового вы изучили на уроке?
А сейчас я проверю кто с интересом работал на уроке, а кто нет.
Если вам не понравилось работать на уроке, то сидите на местах, если понравилось, то встаньте.