Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу. (Без труда не выловишь и рыбку из пруда). Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий). Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится). Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Слайд 2.Подумайте и скажите, что здесь «лишнее»? Обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово суффикс, так как это часть слова, остальные слова обозначают части речи) - Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его. Суффикс - это часть слова. Суффикс - это значимая часть слова. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. - Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.) - Сделаем вывод, что же такое суффикс? Слайд 3. - У кого нет ошибок ставит! - У кого одна +. У кого ошибки, что посоветуем? Определение темы урока. - На слайде: - Ребята, предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Используя данные слова и суффиксы ИК, ЕК составьте новые слова Слайд 4. Мяч, билет, платок. цветок. - Какой оттенок придают суффиксы ИК, ЕК словам? (Уменьшительно-ласкательный оттенок) - Как запишем получившиеся слова? - Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму) - Назовите тему нашего урока. (Правописание слов с суффиксами -ик, -ек.) Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.) Создание проблемной ситуации. - Работа в группах. Слайд 4 - Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания суффиксов -ик, -ек? Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. Объединитесь в группы и выполните задание. Будьте внимательны! | Осмысленно воспринимают вопросы учителя. Думают, высказывают своё мнение, размышляют. Ученики принимают предложенную учителем ситуацию. Записывают предложение по памяти в тетради, аргументируют своё решение, называют опасные орфограммы слов. Совершают самопроверку. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Оценивают необходимую для ответа на вопрос информацию, выделяют проблему. | Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее, сравнивать произношение слов с их написанием. Коммуникативные УУД: Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Познавательные УУД: Сравнение согласных звуков речи (твердые -мягкие) Анализировать в соответствии с заданным условием. Коммуникативные УУД: Осмысленно воспринимать вопросы учителя, правильно строить ответы. Для ответов привлекать имеющие знания. Проверяет деятельность партнёра, оценивает его действия. Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, сформированную учителем. Познавательные УУД: Выдвигать предположения. Коммуникативные УУД: Формировать ответы на вопросы. Регулятивные УУД: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
Обучение исследоватльской деятельности. Исследуйте пары слов и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется суффикс -ИК, а когда – суффикс -ЕК. орешек – орешки ёжик - ёжики чулочек – чулочки кирпичик– кирпичики Будем работать в паре, помогая друг другу. - Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите. - На какие две группы мы разделили слова? - На существительные в единственном числе и множественном числе. Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч. - Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили? - Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса? - Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется; Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает. Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. С такой же проблемой столкнулся герой сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. (Просмотр отрывка мультфильма) Что скажете, ребята? - Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? Что для этого надо сделать? Слайд 6-7. - Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Что скажете? Алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек. ___________________________________ слово. Исчезла ли _________________ . Если ДА НЕТ пиши - ___ пиши -___ | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты решения проблемы. | Регулятивные УУД: Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативнык УУД: участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнения своих одноклассников. |
- Ребята, вернёмся к нашим словам и объясним их написание. (Мячики – мячик, цветочки-цветочек, билетики – билетик, платочки - платочек) У доски ученик. Работа по учебнику. С 126 упр 243. Выполнение заданий в учебнике. Физминутка Вот Незнайка потянулся. Раз-нагнулся, два –нагнулся, Топнул, хлопнул и присел, И на место тихо сел. 3.Умение писать суффиксы ик и ек в именах существительных Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. (Первый уровень – лист желтого цвета, второй уровень – розового цвета , третий-зеленого цвета.) 1 уровень Вставь пропущенную букву. Ковр .к, замоч . к, клубоч . к,прут . к, луч . к, бараш . к, веноч . к, кармаш . к, ключ . к, дожд . к, фонар.к. 2 уровень Найди в словах ошибки, исправь их. Слоник, хвостек, овражик, птенчек, шарфик, дождек, листик, сухарек, ящичек, кирпичик, щеночик, шалашек, горошик, годик, сыночик, вопросик, ежек, , клубочик. 3 уровень. Вставь пропущенные буквы. Эти слова разбери по составу. Только что прошел дожд_к . Всё в природе сразу ожило, зазеленело. Маленький ручеёк превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся лист_ка , и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к , а жёлтый бутонч..к лют.ика , словно вторя ему, тихо закачался. Самопроверка. Слайд 8 - Проверьте свою работу и оцените себя. 5.Закрепление знаний и способов действий. Творческая лаборатория - Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9. Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик. | Называют буквы алфавита. Называют парные звуки по мягкости и твердости. Называют непарные твердые и мягкие согласные звуки. Читают задание к упражнению. Отвечают на вопросы. Записывают слова в тетрадь. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. Работают в парах Читают предложение друг другу. Совместно подчеркивают заданные буквы. Проверяют работу по образцу. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Сравнивают твердые и мягкие согласные звуки.. | Регулятивные УУД: Выполнять действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. Познавательные УУД: Осуществляют поиск необходимой информации.. Обобщать и формулировать выводы. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге , аргументировать ответ. Познавательные УУД: Думать, высказывать своё мнение, размышлять. Делать вывод о том , что ударение помогает различать одинаковые по написанию, но различные по значению слова. Регулятивные УУД: Овладевают навыками работы по карточкам. Познавательные УУД: Различать твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдать за различием твердых и мягких согласных звуков. Коммуникативные УУД: Допускать возможность разных точек зрения. Строить понятные для партнёра высказывания. Договариваться приходить к общему решению. |
Рефлексивно Рефлексия относительно способов учебной деятельности: - Смогли ли мы разрешить затруднение? - Что мы делали для этого? - Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить? Галстуч…к, бант…к, словар…к, человеч…к, клубоч…к, букет…к, выкр…к. замочек ключик человечек словарик клубочек прутик - Что скажете про слово выкрик? (-ик находится в корне слова) Рефлексия относительно мотивов деятельности: - У каждого у вас на столе кружочки-смайлики. - Если у вас на уроке всё получилось, если урок вам понравился поднимите вверх желтые кружочки. - А если было трудно, если что -то осталось непонятным, то поднимите кружочки зеленого цвета. Зеленый-- На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно Желтый- Я испытывал затруднения, но справился с ними. Мне на уроке было интересно. Красный- На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой. Домашнее задание: № 125стр242. 244 Работа в рабочей тетради №. | - оценочный этап Предлагают свои варианты решения проблемы Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Характеризуют полученные впечатления в ходе урока. Слушают учителя . Записывают задание в дневник. | Регулятивные УУД: Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной самооценки. Итоговый контроль различать способ и результат действий. Формирование собственного мнения и позиции. |