kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание суффиксов ик ек в именах существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  русского языка в 3 классе всоответствии с требованиям ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов ик ек в именах существительных»


Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиям ФГОС


Тема:

Правописание суффиксов ик ек в именах существительных



Планируемые достижения


Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

-знать как грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-

-способствовать формированию

навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости,

-способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Умения:

- различать правописание суффиксов- ек, - ик

-разбирать слова по составу

-наблюдать за способами образования слов при помощи суффиксов


Познавательные УУД:

- формировать умения структурировать знания,

- учить делать выводы и обобщения;

-применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

 - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- осуществлять взаимный контроль,

- определять общую цель и пути её достижения,

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

- становление мотивационной основы деятельности;

- формировать познавательный интерес к изучению русского языка;

- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;


Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков;

  • развивать орфографическую зоркость, умение производить звуковой анализ слов 

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в парах и группах






Этапы урока

Формы и приёмы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно -


ориентировочный этап


Создание мотивационной основы учебной деятельности.

- Ребята, сегодня у нас гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь.

- Открыли тетради. Подписали число.

Приветствуют учителя организуют своё рабочее место.

Проявляют готовность к работе на уроке.

Формирование умения слушать и слышать.

Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.



Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.


(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.


Слайд 2.Подумайте и скажите, что здесь «лишнее»? Обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово суффикс, так как это часть слова, остальные слова обозначают части речи)

- Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его.

Суффикс - это часть слова.

Суффикс - это значимая часть слова.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)

- Сделаем вывод, что же такое суффикс? Слайд 3.

- У кого нет ошибок ставит!

- У кого одна +. У кого ошибки, что посоветуем?

Определение темы урока.

- На слайде:

- Ребята, предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Используя данные слова и суффиксы ИК, ЕК составьте новые слова Слайд 4.

Мяч, билет, платок. цветок.

- Какой оттенок придают суффиксы ИК, ЕК словам? (Уменьшительно-ласкательный оттенок)

- Как запишем получившиеся слова?

- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)

- Назовите тему нашего урока. (Правописание слов с суффиксами -ик, -ек.) Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.)

Создание проблемной ситуации.

- Работа в группах. Слайд 4

- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания суффиксов -ик, -ек? Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. Объединитесь в группы и выполните задание. Будьте внимательны!





Осмысленно воспринимают вопросы учителя.

Думают, высказывают своё мнение, размышляют.














Ученики принимают предложенную учителем ситуацию.

Записывают предложение по памяти в тетради, аргументируют своё решение, называют опасные орфограммы слов.

Совершают самопроверку.









Слушают учителя.


Отвечают на вопросы учителя.







Слушают учителя.

Оценивают необходимую для ответа на вопрос информацию, выделяют проблему.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее, сравнивать произношение слов с их написанием.

Коммуникативные УУД:

Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.





Познавательные УУД:

Сравнение согласных звуков речи (твердые -мягкие)

Анализировать в соответствии с заданным условием.

Коммуникативные УУД:

Осмысленно воспринимать вопросы учителя, правильно строить ответы.

Для ответов привлекать имеющие знания.

Проверяет деятельность партнёра, оценивает его действия.




Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу, сформированную учителем.

Познавательные УУД:

Выдвигать предположения.

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы.















Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Поис

ковый этап


Обучение исследоватльской деятельности.

Исследуйте пары слов и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется суффикс -ИК, а когда – суффикс -ЕК.

орешек – орешки ёжик - ёжики

чулочек – чулочки кирпичик– кирпичики

Будем работать в паре, помогая друг другу.

- Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите.

- На какие две группы мы разделили слова?

- На существительные в единственном числе и множественном числе.

Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч.

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;

Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

С такой же проблемой столкнулся герой сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. (Просмотр отрывка мультфильма) Что скажете, ребята?


- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? Что для этого надо сделать? Слайд 6-7.

- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Что скажете?





Алгоритм

правописания суффиксов –ик, -ек.


  1. ___________________________________ слово.


  1. Исчезла ли _________________ .
    Если

ДА  НЕТ

пиши - ___ пиши -___

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты решения проблемы.

Регулятивные УУД:

Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативнык УУД:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнения своих одноклассников.


Практический

этап


- Ребята, вернёмся к нашим словам и объясним их написание. (Мячики – мячик, цветочки-цветочек, билетики – билетик, платочки - платочек)

У доски ученик.

Работа по учебнику.

С 126 упр 243.

Выполнение заданий в учебнике.

Физминутка

Вот Незнайка потянулся.

Раз-нагнулся, два –нагнулся,

Топнул, хлопнул и присел,

И на место тихо сел.


3.Умение писать суффиксы ик и ек в именах существительных


Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. (Первый уровень – лист желтого цвета, второй уровень – розового цвета , третий-зеленого цвета.)

1 уровень

Вставь пропущенную букву.

Ковр .к, замоч . к, клубоч . к,прут . к, луч . к, бараш . к,


веноч . к, кармаш . к, ключ . к, дожд . к, фонар.к.

2 уровень

Найди в словах ошибки, исправь их.

Слоник, хвостек, овражик, птенчек, шарфик, дождек, листик, сухарек, ящичек, кирпичик, щеночик, шалашек, горошик, годик, сыночик, вопросик, ежек, , клубочик.

3 уровень.

Вставь пропущенные буквы. Эти слова разбери по составу.

Только что прошел дожд­_к . Всё в природе сразу ожило, зазеленело. Маленький ручеёк превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся лист_ка , и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой

трелью кузнеч..к , а жёлтый бутонч..к лют.ика , словно вторя ему, тихо закачался.


Самопроверка. Слайд 8

- Проверьте свою работу и оцените себя.


5.Закрепление знаний и способов действий.

Творческая лаборатория

- Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.

Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик,


шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.


Называют буквы алфавита.

Называют парные звуки по мягкости и твердости.

Называют непарные твердые и мягкие согласные звуки.






Читают задание к упражнению.

Отвечают на вопросы.

Записывают слова в тетрадь.





Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.





Работают в парах


Читают предложение друг другу.

Совместно подчеркивают заданные буквы.

Проверяют работу по образцу.








Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Сравнивают твердые и мягкие согласные звуки..






Регулятивные УУД:

Выполнять действия в соответствии с планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Познавательные УУД:

Осуществляют поиск необходимой информации..

Обобщать и формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге , аргументировать ответ.












Познавательные УУД:

Думать, высказывать своё мнение, размышлять.

Делать вывод о том , что ударение помогает различать одинаковые по написанию, но различные по значению слова.




Регулятивные УУД:

Овладевают навыками работы по карточкам.

Познавательные УУД:

Различать твердые и мягкие согласные звуки.

Наблюдать за различием твердых и мягких согласных звуков.

Коммуникативные УУД:

Допускать возможность разных точек зрения.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Договариваться приходить к общему решению.



Рефлексивно

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

- Смогли ли мы разрешить затруднение?

- Что мы делали для этого?

- Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить?

Галстуч…к, бант…к, словар…к, человеч…к, клубоч…к, букет…к, выкр…к.

замочек ключик

человечек словарик

клубочек прутик

- Что скажете про слово выкрик? (-ик находится в корне слова)


Рефлексия относительно мотивов деятельности:

- У каждого у вас на столе кружочки-смайлики.

- Если у вас на уроке всё получилось, если урок вам


понравился поднимите вверх желтые кружочки.

- А если было трудно, если что -то осталось непонятным, то поднимите кружочки зеленого цвета.

Зеленый-- На уроке мне было легко. Я чувствовал себя комфортно

Желтый- Я испытывал затруднения, но справился с ними. Мне на уроке было интересно.

Красный- На уроке было трудно. Мне необходимо поработать над темой.


Домашнее задание: № 125стр242. 244

Работа в рабочей тетради №.

- оценочный этап



Предлагают свои варианты решения проблемы


Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач.

Характеризуют полученные впечатления в ходе урока.




Слушают учителя .

Записывают задание в дневник.



Регулятивные УУД:

Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной самооценки.

Итоговый контроль различать способ и результат действий.

Формирование собственного мнения и позиции.









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

п. Нарышкино Урицкого района Орловской области








Урок русского языка в 3 классе по теме:


«Правописание суффиксов ик ек

в именах существительных»



Учитель начальных классов: Козина Е.В.


2016год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Правописание суффиксов ик ек в именах существительных

Автор: Козина Елена Викторовна

Дата: 16.11.2020

Номер свидетельства: 563539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Правописание суффиксов имен существительных"
    ["seo_title"] => string(46) "pravopisanie_suffiksov_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "570520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610974490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правописание суффиксов имен существительных "
    ["seo_title"] => string(51) "pravopisaniie-suffiksov-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "155473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока русского языка "Суффиксы имен существительных""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykasuffiksyimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "329546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463960032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Правописание букв О-Е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-bukv-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123972"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Правописание о, ё после шипящих и ц в корнях, окончаниях и суффиксах имен существительных  и прилагательных "
    ["seo_title"] => string(130) "pravopisaniie-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-korniakh-okonchaniiakh-i-suffiksakh-imien-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "238787"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444654261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства