Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Прочитайте высказывание на слайде:
К.Г. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
- Чьи это слова? Что вы знаете о К.Г. Паустовском? - Разберите предложение по членам. - Как называется передача чужих слов? Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Заполните первый столбик таблицы Что я знаю о прямой речи Что я узнал на уроке. Сравните предложения: А.С. Пушкин писал, что осень – «унылая пора». А.С. Пушкин писал об осени: «Унылая пора! Очей очарованье!» «Унылая пора! Очей очарованье!» - писал А.С. Пушкин об осени. - В каком предложении дословно переданы слова А.С. Пушкина? - Как называются такие предложения? - Сформулируйте определение понятия «прямая речь». - Где могут находиться слова автора? - С помощью каких знаков препинания оформляется прямая речь? Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Давайте откроем учебник, прочитаем правило и сравним с определением, которое мы сформулировали. | Сравнивают определения. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Работа в группах. Перед вами карточки с предложениями из сказок. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы. Карточка 1. «Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». «Речка-матушка, спрячь меня!»- попросила девица, увидел молочную речку с кисельными берегами. «Пузырь, может, на тебе переплывем?» - спросил Лапоть. Вопросы: Как называется сказка? Как выделяется прямая речь? Где стоят слова автора? Как слова автора отделяются от прямой речи? Когда ставится двоеточие, а когда – тире? Обозначим прямую речь буквой П, слова автора буквой А/а. Составим схемы к предложениям, записанным на карточке. | Анализируют предложения, составляют схемы предложений с прямой речью. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Прослушайте притчу. Запишите все глаголы, которые вводят прямую речь. Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому) Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (Добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная). Как догадались? (По речи, поведению и поступкам). Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.) Выполнение заданий по группам. Составьте с этими глаголами предложения с прямой речью. Упражнение по учебнику. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Заполните пропуски: Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются… Прямая речь пишется с … и заключается в … Слова автора, стоящие после прямой речи, отделяются... и пишутся с…. Слова автора, стоящие перед прямой речью, отделяются… и пишутся с…. | | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |