Расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1) Организационный этап. | Вступительное слово: - Здравствуйте, ребята! Открывайте рабочие тетради, записывайте дату и вид работы Девятое декабря Классная работа | Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, записывают дату и вид работы | Личностные: положительно относятся к получению новых знаний, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Результативные: планируют необходимые учебные действия |
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Ребята, на доске записано предложение: С. Я. Маршак писал _ что ска..ки А.С. Пушкина входят в нашу ж..знь в раннего де..ства _ и остают(?)ся с нами навсегда4, 5. - Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Что нужно сделать с записанным на доске предложением? (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ, вставить пропущенные буквы, объяснить графически запятые, расставить знаки препинания, дать характеристику в скобках) 1. Запишите это предложение к себе в тетрадочки. 2. К доске выходит УЧЕНИК, объясняет орфограммы, выполняет синтаксический разбор. 3. К доске выходит УЧЕНИК, выполняет пунктуационный разбор. 4. - А теперь измените это предложение так, чтобы оно соответствовало схемам: 1 вариант: А: «П» 2 вариант: «П», - а. - Что это за схемы? Как вы должны оформить предложение? - Запишите эти предложения в свои тетрадки. ПРОВЕРЯЕМ: - Прочитайте, пожалуйста, со всеми знаками препинания то, что у вас получилось | Записывают предложения, графически объясняют орфограммы, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осознают трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к оценке своих действий Регулятивные: принимают учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Ребята, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке? О предложениях с прямой речью. - Сформулируйте тему урока. Запишите тему себе в тетрадь. - Чему мы должны научиться на уроке? Расставлять знаки препинания. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Формулируют тему урока, ставят цели занятия | Личностные: осознают свои возможности в учении, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации в изменённой ситуации | - Так как мы с вами уже говорили об этом на прошлом уроке и вы выполняли домашнее задание – записывали предложения с прямой речью, я думаю, что вы с легкостью справитесь с заданием 1 на карточках Прочитайте вслух предложения. Знакомы вам эти предложения? Кто их автор? Выполните задание под буквой А Карточка 1 А) Запишите предложения к себе в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложения. Отвеча..т ветер буйный т(Т)ам за реч(?)кой тих(?)струйной есть высокая г..ра. Как взм..лилась з..лотая ры..ка, голосом молв..т человечьим: «Отпусти ты старче меня в море». ПРОВЕРЯЕМ. -Чем осложнено это предложение? - Чем может быть осложнено предложение? Однородными, обращением, обобщающим словом. - Теперь обратимся к предложениям под буквой Б. Б) И молва трезвонить стала д(Д)очка царская пропала Приплыла к нему рыбка, спросила ч(Ч)его тебе надобно старче - Прочитаем внимательно третье предложение. С какой интонацией мы произносим это предложение? Какой знак препинания надо поставить в конце предложения? Запишите предложение в тетрадь. Нарисуйте схему этого предложения в тетради и на доске. - Прочитаем четвертое предложение. Какое оно по цели высказывания? Какой знак нужно поставить в конце предложения? Запишите предложение в тетрадь, нарисуйте схему на доске. - Чем осложнено последнее предложение? - Ребята, а теперь подумайте, как вы запишете восклицательное и вопросительное предложение, в котором на первом месте стоит прямая речь. - Кто готов нарисовать эту схему на доске? | Слушают учителя, запоминают, выполняют задание на доске и в тетрадях, проговаривают условия выбора гласной, графически выделяют орфограмму, составляют схемы | Познавательные: пробуют применить полученные знания на практике. Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки. Коммуникативные: совместно с учителем объясняют условия орфограммы и пунктограммы |
5) Самостоятельное применение знаний | МОЛОДЦЫ! Я вижу, что вы знаете, какие знаки препинания надо ставить в предложениях с прямой речью. Значит вы готовы выполнить упр. 249 1 ряд – 1-2 предложение 2 ряд – 3-4 предложение 3 ряд – 5-6 предложение А 7е предложение выполнит на доске УЧЕНИК. Поменяйтесь тетрадками, проверьте друг друга, исправьте ошибки. | Самостоятельно выполняют задание в учебнике, оценивают свою работу | Познавательные: самостоятельно применяют полученные знания на практике. Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки. Коммуникативные: оценивают работу соседа по парте. |
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Ребята, ДЗ: выписать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина и нарисовать схемы этих предложений. | Записывают домашнее задание, слушают инструкцию по его выполнению | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Выставление оценок | - Наш урок подходит к концу. - Ребята, закончите предложения: Сегодня на уроке я понял… Самым сложным мне показалось задание… Самым легким мне показалось задание… | Осуществляют рефлексию | Личностные: оценивают свои знания, умения, навыки |