ФИО учителя | |
Предмет | Русский язык |
Дата | |
Класс | 5 класс |
Место проведения | |
УМК Учебник | Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский . - М.: Просвещение, 2012. – 176 с. : ил. |
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением |
Тип урока | Урок повторения в начале учебного года ( 2 урок по теме «Повторение в начале учебного года» |
Технология обучения русскому языку | Технология личностно – ориентированного образования. |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока |
Цель урока: | Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова; создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово. Планируемые результаты: научатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге. Подбирать проверочное слово, обосновывая написание гласной в корне слова. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации. Использовать общие приёмы решения задач, оценивать процесс и результат действия. Осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников. |
| Задачи: 1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения; 2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к кружающим. умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. |
Оборудование: | учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др., Москва « Просвещение», 2012 г. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии. |
Личностные результаты | - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций; - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
Метапредметные результаты | . - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; - производить логические операции; - формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - слушать и понимать речь других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов; - видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения. - освоить способ проверки парных согласных на конце слов; - уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; - определять цель деятельности на уроке с помощь учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Предметные результаты | - анализировать устную речь; - подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы. |
Основные этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УДД |
Цель урока | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | Личностные |
Мобилизующий этап Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, создать благоприятный психологический настрой на работу | Проверяет готовность к уроку, раздаёт материал, объясняет форму работы. Звучит заливисто звонок и начинается урок. Прозвенел звонок, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок! Проверка домашнего задания: Игра: «Пинг-Понг» К доске приглашается ученик, которому задают 3-5 вопросов по материалу домашнего задания, в том случае. Если он не дает удовлетворительного ответа, этот ответ формирует ученик, который его задавал ( предполагаемые вопросы: Что изучает фонетика? Как называется специальная фонетическая запись слова, которая передает его звучание? На какие группы делятся звуки речи? Как различить гласные и согласные звуки? Как определить сильную позицию гласного звука в слове? | Подготовка к работе, организация рабочего места Слушают, настраиваются на урок | понимать познавательную задачу. Осознанное построение речевого высказывания | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли | Оценивать свою готовность к уроку. | Самоорганизация и формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотитвация Цель: Организовать учащихся и направить к цели познавательной деятельности учащихся Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. |
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались как-то раз она с подружками в лесочек - по грибочки да по ягоды. Машенька - деревце за деревце и заблудилась. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «На какое правило пропущены буквы в стихотворении?» На доске записано стихотворение: Нивы сжаты, рощи голы От в…ды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое ск…тилось . ( С.Есенин) Вставьте пропущенные буквы и запишите текст. Какое правило вы применили?
Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
Как проверить безударный гласный в корне?
По какому алгоритму действовали? Давайте вспомним алгоритм и проверим себя | Записывают текст. Безударных гласных пять Мы их будем проверять Мы запомним их, друзья, А.О.Е.И.Я Если буква гласная вызвала сомнение Ты немедленно ее Ставь под ударение Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. Вспоминают , а потом прочитывают алгоритм | Овладение приёмами отбора и систематизации материала, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку; - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера Подведение под понятие, выведение следствий Построение логической цепочки рассуждений | Постановка вопросов (К) формулировать собственное мнение | Целеполагание | формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению |
III. Формулирование темы урока Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока | - Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока. Запись на доске: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением»
Какую цель вы поставили бы к уроку?
Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов | -Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова | понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
| формулировать собственное мнение и позицию; | понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; | Личностные УУД |
IV. Этап овладения новыми знаниями Продуктивное задание: сформулировать правило правописания безударных гласных путем выбора нужной информации из текста Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных способом объяснения лексического значения слов. | Давайте выразительно прочитаем страницы учебника и выясним, как нам советуют действовать лингвисты при выборе безударной гласной в корне слова( стр. 18) Итак, какие способы советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам?
1.Проверка написания безударных гласных в корне слова путем подбора однокоренных слов
Аналитическая беседа: - Что общего у всех этих слов? - Что интересное вы заметили?
Зачем необходимо подбирать однокоренные слова?
А всегда ли действует это правило?
2.Проверка написания безударной гласной в корне слова путем изменения слова. Аналитическая беседа: -Получилось подобрать однокоренные слова в качестве проверки? - Справились ли вы с заданием? - Что вы предприняли для того, чтобы выполнить работу? - Так каким же ещё способом мы можем проверить правописание безударной гласной в корне?
Задание к упр.31 подобрать проверочные слова Составьте графическую схему данной орфограммы. | Читают текст на стр. 18 2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное
Задание: сравните. Сн-жок----снег, снежный. Б-жит----бег, побег, разбег, беженец. Св-тлеть---светлый, свет, светоч, светит.
однокоренные слова помогают проверить написание безударной гласной в корне слова
В корне слова в безударном положении пишется та же гласная, что и в ударном
Задание: вставь пропущенную гласную и подбери однокоренные слова для проверки. Р-са, д-ждя, л-са.
Изменением слова
Работа с учебником упр. 31 Выполняют упражнение | последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности выведение способа проверки безударных гласных в корне слова | | понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами | |
V. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника | Применяя правило, выполнить упражнение учебника № 32 Проверим результаты вашей работы
| 1строчка разбирается коллективно, остальные самостоятельно Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова | выведение способа проверки безударных гласных в корне слова | | понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; | осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; |
VI.Работа в группах. Упражнение на формирование орфографичекой зоркости. Продуктивное задание: исправить ошибки Мотивирующий приём: Просьба оказать помощь ученику Мише | Работа с упр.34 «Грустные вести» Разве можно без улыбки видеть Мишкины ошибки. Он в «письмишке» написал
Быстро Мише помогайте и ошибки исправляйте! Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки Почему Миша допустил так много ошибок? Какое же правило не знал Миша? Давайте поможем Мише и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением! | Учащиеся работают в группах
Обучающиеся по группам в порядке очередности выполнения заданий ( по 1 четверостишию каждая группа) исправляют ошибки и называют проверочное слово.
Не знал правило. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке! | | принимать участие в работе группами; договариваться, приходить к общему решению; | понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; | |
Физкультминутка | Наша сказочная гостья что-то заскучала и приглашает нас на зарядку | Коллективно выполняют и садятся на свои места | | | | |
Закрепление изученного 1.Отгадывание загадок 2. Выделение частного из общего. Способы: фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа | Машенька предлагает отгадать загадки. Мы запишем отгадки, а также проверочное слово, применяя 2 способа проверки. Правильно оформим запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова 1.Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора.) 2.Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. 3. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. 4.Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. 2. Прочитай однокоренные слова, выдели в них корень. Гр..бок, гр..бница, гр..б, гр..бник Л..нейка, л..ния, л..новать, разл..новка См..треть, см..трящий, осм..тр, рассм..треть Тр..вка, тр..ва, тр..вяной, тр..винка Из каждой группы выпиши только то слово, которое будет проверочным для остальных. | В данном задании дети записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных. (Глаза - глаз – глазки) (Трава - травы, травка) (Вода - воды - водный) (Сова - совы - совушка) По очереди, «цепочкой» объясняют, почему оставили это слово. | подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова. | | принимать и сохранять учебную задачу; умение слушать и вступать в диалог | сохранять интерес к учебному материалу |
VIII. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно по вариантам, ведь вы уже многому научились. Вспомните правила правильной посадки при письме. Самостоятельная работа 1 вариант: С.сна, тр.па, з.мля, з.рно, в.йна, к.пье, в.сна, д.ска, гн.здо, в.сло, с.ло, 2 вариант: пч.ла, зв.зда, ст.кло, бр.вно, пл.чо, стр.ла, зм.я, св.ча, в.дро, п.тно, с.мья. ( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова) Проверка - Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок? - Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом ответа на образце. - Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится. Резервное задание предлагается тем ученикам, которые быстро справятся с предыдущим заданием | Задание для самостоятельной работы Ручку правильно держу, тетрадь наклонно положу, Сяду ровно, не согнусь, Ни к кому не повернусь. Выполняют самостоятельно на карточках заготовках.
Самопроверка Взаимопроверка Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном и оценивают работу товарища.
| применять правила правописания безударных гласных в корне слова; осуществлять действие взаимоконтроля. | осуществлять действие взаимоконтроля. слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме. | принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков. оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). | уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, стремиться к приобретению новых знаний и умений. нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища |
IX. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Какая цель была поставлена на уроке? Как вы считаете, она достигнута? Выберите нужный сигнал светофора : Зеленый - Я умею проверять безударные гласные. Желтый – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. Красный – Я сегодня не смог ,но завтра научусь. Сегодня на уроке я: И- научился…..
Т -было интересно…
О- было трудно ….
Г -мои ощущения…. | - Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.
- Мне это пригодиться ….я буду грамотным. - Было трудным….
- Было интересно … - Понравилось больше всего …. | анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока | формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания; | оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; | уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, стремиться к приобретению новых знаний и умений. |
X. Выставление оценок за урок. | Выставляет оценки за урок, комментируя их | | | | | |
XI. Домашнее задание | Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения. Прочитайте задание к домашней работе № 204, стр. 76 Написать письмо от Мишки, в котором он рассказывает о своих приключениях в лагере. (выделить слова с изучаемой орфограммой) | Знакомятся с предложенным дифференцированным домашним задание | осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения | уметь работать дома со словарями, правильно выражать свои мысли и строить высказывания. | планировать свои действия в соответствии с самооценкой, адекватно осуществлять самооценку. | понимать значение и смысл обучения, оценить усваиваемое содержание. |
Задание 1: Сравните.
Сн-жок----снег, снежный.
Б-жит----бег, побег, разбег, беженец.
Задание2: вставь пропущенную гласную и подбери однокоренные слова для проверки.
Р-са, д-ждя, л-са.
Задание 3: запишите отгадки, а также проверочное слово, применяя 2 способа проверки. Правильно оформите запись, подчеркивая орфограмму и условия выбора гласной в корне слова.
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
И вновь весною оживает.
Растёт, цветёт всё лето.
3. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
На землю падает опять.
Мышей добывает.
Спать летит в дупло.
Задание4. Прочитай однокоренные слова, выдели в них корень.
Из каждой группы выпиши только то слово, которое будет проверочным для остальных.
1 вариант: С.сна, тр.па, з.мля, з.рно, в.йна, к.пье, в.сна, д.ска, гн.здо, в.сло, с.ло,
2 вариант: пч.ла, зв.зда, ст.кло, бр.вно, пл.чо, стр.ла, зм.я, св.ча, в.дро, п.тно, с.мья.