1. | Организационный момент. | Психо- логический настрой. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок, Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке? Книга, тетрадь, пенал и конечно - дневник. Если всё в порядке, то тихо садимся. Ребята, над какой проблемой, над чем вы работали на прошлых уроках? Вы уже знаете многозначные слова, слова антонимы, синонимы. А вот над каким словами мы сегодня будем работать, я думаю, вы скажете сами после словарного диктанта. | Дети оформляют тетради. | Самооценка готовности к уроку. Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. |
2. | Актуализация знаний. | Слайд 1 | Диктует: Корова, собака, ворона, воробей, бабочка, красивая, лягушка, муравей, космонавт. - Что за слова мы с вами написали? Поменяйтесь соседом по парте своими тетрадями и проверьте, все ли усвоили словарные слова прошлых уроков. Внимательно прочитайте слова еще раз и найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. Значит, над какими словами мы на уроке будем работать? Сформулируйте тему нашего урока. Появляется тема на слайде | Словарный диктант. Один ученик пишет на откидной доске. Проверяется усвоение словарных слов, устраняются пробелы. - красивая Над словами, которые отвечают на вопрос какая? | Подготовка к определению темы урока. Определение темы. |
4. | Формулирование проблемы,планирование деятельности | Слайд 3 Слива, лимон, яблоко Слайд 3 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6, 7 Слайд 8 | Что же они обозначают, как можно назвать эти слова? Давайте выясним, чем же отличаются эти предметы? Назовите цвета. -Ещё чем отличаются? ( вкус, форма, размер) Ребята, познакомьтесь, это- марсианин Гоша. Он очень хочет научиться говорить по русский и посещает уроки русского языка. Гоша стоял и слушал вас очень внимательно и чтобы запомнить записал всё то, о чём вы говорили. Значит, предметы отличаются формой, цветом, размером, вкусом, а как все эти слова можно назвать одним словом? - Когда мы побеждаем на соревнованиях, нам дают что? приз -На дорогах для соблюдения правил безопасности стоит дорожный что? знак -Значит, слова, которые отвечают на вопросы какой, какая, какое обозначают что? - повторите. Прочитайте правило с экрана и проверьте правильность наших суждений. Что хотите добавить? - Задайте вопрос и назовите признаки яблока, которые записал Гоша. Согласны ли вы с ним. Почему? Исправьте ошибку Гоши. Ребята, чтобы правильно использовать в своей речи окончания слов- признаков, давайте составим алгоритм. Для этого поработаем над предложением : Осенью рыжий белка готовит запасы. Значит, чтобы правильно сказать, надо сначала найти предмет, потом поставить вопрос и только опираясь на вопрос назвать признак. Слово-предмет Ж. р. Она М. р. Он С. р. Оно … а, … я … согласный … о, … е Множеств. число Вопрос Какая? Какой? Какое? Какие? Признак … ая, … яя … ый, … ий, … ое, … ее …ые, …ие … ой Полученный алгоритм я раздам вам, она будет помогать в вашей работе. | Приходят к проблеме. Вывод делают самостоятельно. Цветом, …. Формой, размером, вкусом Выявляется «незнание» Вывод делают самостоятельно Обозначают признаки предметов С помощью диалога с учителем составляют алгоритм. | Моделирование. Создаётся алгоритм |
| Физкультминутка. | Слайд 9 | Мы славно поработали, а сейчас давайте поиграем. Игра называется «Самый внимательный» Внимательно слушаем условие игры. Я буду называть вам признаки предметов, а вы ставить вопросы. В зависимости от вопроса выполнять разные движения. Какая- хлопать в ладоши, какой – присесть на корточки, какое – топать ножками. Красивая снежинка, белый снег, голубое небо, шустрый мальчик, тёплый валенок, весёлое лицо, холодное утро, замёрзшая река, скользкий лёд; | Выполняют физкультминутку с показом упражнений. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
| Закрепление изученного материала. | Слайд 10 раздаточ мат-ал Индивидуальная работа. Слайд 11 Слайд 12 | Сейчас свои знания применим на практике, поработаем в группах и поиграем в игру «Конструкторное бюро». - Проверим работу. Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру «Разведчики» и поработаем парами по зелёным карточкам, которые лежат перед вами. Как вы знаете, разведчик очень внимательный и ведёт себя тихо-тихо. Прочитайте задание, всё понятно? Что будете делать? Вам, разведчикам, надо будет найти в тексте спрятанные слова- признаки и подчеркнуть их волнистой линией. Отгадать название зверька. Этот зверёк живёт в лесу. У него длинные уши, маленький хвост. Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая. Морковка и капуста – любимые лакомства животного. Трусливый зверёк боится всего. ( … ) А теперь, проверим ваши работы. Читаем предложения и называем слова-признаки. | Работа в группах. Применение алгоритма при проверке. Группы меняются заданиями и проверяют. Самопроверка, оценивание. Работа в парах. | Развитие коммуникативной компетенции Самостоятельная работа. |
7. | Рефлексия. | Слайд 13 Слайд 14 | - На какие вопросы отвечают слова, над которыми мы сегодня работали? - Что они обозначают? - Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи? Выполните задания в жёлтых квадратиках и оцените себя на шкале. Кто всё понял, поднимите руки. Кому было трудно, но он справился? Кому нужна моя помощь? | Верн… друг, высок.. дерево, длинн … дорога, дружные соседи. | Создание ситуации успеха. Самооценка. |