1.Организационный момент. (1-2 мин) Эмонациональный настрой | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. -Доброе утро, ребята! -Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце) ( метод стимулирования к обучению) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока (8-10 мин) | - На экране ребус 7Я ( слайд 2, 3) -Что для вас семья? -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? - Где еще встречается понятие семья? ( Слайды 3-7) - А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? Попробуйте сформулировать тему урока. - Что будем делать на уроке? - Будем не просто работать с родственными словами, а выполним проект «Семья слов» ( Слайд 8) - Предположите, какой будет урок? | Дети отгадывают (Семья) Дают определение семьи. Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов. Делятся опытом ( волчья стая, улей пчел, муравейник) Делают предположения. Определяют связь понятия «семья» с уроком русского языка. Определяют и формулируют тему урока «Семья слов». Будем работать с однокоренными словами: разбирать по составу, выделять корень, образовывать новые слова -Интересный, необычный, познавательный. | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
3.Повторение и систематизация знаний. Сбор информации для проектирования (10-13 мин) | - Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»? - Составим план работы на уроке (Фиксация на доске) Самостоятельная работа по учебнику (упр. 141 (1)) Проверка (устно) Коллективная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня? - Рассмотрите рисунок ( Слайд 10) -Можно ли эти слова назвать семьей? Нужно соотнести слова с данными схемами - Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? - С чего начинаем разбор слова по составу? (Выстраивание схемы на доске- моделирование ) ( Слайд 11) Работа в парах (Слайд 12) Вспомним правила работы в парах - Соотнесите слова с данными схемами. Проверка у доски. Рефлексия. Корректировка. ( проблемно-поисковые методы) Работаем « цепочкой» - Объясните значение всех слов. - Обратим внимание на слово лесник (Слайд 12) (лексическая работа) - Что делать, если вы не знаете значение слова? (толковый словарь - лесистый, лесной, лесник) Рефлексия. Методы контроля и самоконтроля (Слайды 12-14) | -Что такое родственные слова, проект, уметь определять состав слова. 1. Подготовка к проекту (сбор информации) 2. Создание проекта. 3. Защита проекта. 4. Оценка проекта.( Слайд 9 ) Дети анализируют задание, работают самостоятельно, записывают в тетрадях - Много. Для каждого слова свое количество. Рассматривают рисунок, читают внимательно слова. - Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению. - Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь делить слово по составу. Повторяют алгоритм разбора слова по составу ( с.78) Правила работы в парах и группе (фиксир-ся на доске) Находят слова, которые подходят к данным схемам. Лесной, лесок, лесище, лесистый, Перелесок. Лес Для четвертой схемы слова нет | Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Учатся находить информацию в толковом словаре. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция ,оценка. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
4.Работа над проектом (8-10 мин) | - Выберите форму работы. Определите, какую семью слов будете составлять. - Что вам надо для проекта? - Для проекта вы приготовили рисунки деревьев и цветные карандаши. Работа с источниками информации - Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? ( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы) | Выбор формы работы по желанию (индивидуально, пара, группа) Работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности Совещаются, какую семью слов будут составлять -Выбрать корень, образовать семью слов. Приводят примеры. (Снег, море, зима, весна, осень, вода, сад, зерно) - Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем. Работают с источниками информации (учебник, рабочие тетради, словари, слайд) Оформление проектов | Познавательные УУД Решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу. Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
5.Защита проекта (5 мин) | - Кто справился с проектом? - Кто уже готов защитить свой проект? Рефлексия. - Как можно еще доработать проект? (методы контроля и самоконтроля) | Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. - Украсть рисунками, дополнить другими словами Оформление выставки готовых продуктов проектной деятельности | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
6.Итог урока. Рефлексия (2-3 мин) | - Подведём итог урока: - Что мы делали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: ( слайд 14) *Было интересно… *Теперь я могу… *Мне понравилось… | Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку. - Говорили о семье - Вспомнили всё о родственных словах (разбор, состав) - Вспомнили правила работы в паре, группе - Делали, защищали и оценивали проект. (методы самоконтроля) Оценивают свою работу на уроке используя начало предложений | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. Познавательные УУД Рефлексия учебного процесса и результата деятельности на уроке Личностные УУД Нравственно-эстетическая. оринетация. |