Этап 2. Актуализация знаний и мотивация 7 мин. | Предлагает вспомнить основные признаки текста. Дает задание озаглавить отрывки №1-3 и доказать, что представленные фрагменты превратились в текст (по рядам). №1 В 1613 году войска польских панов захватили Смоленск, Новгород, Москву. Там полыхали пожары, лилась кровь, зарастали незасеянные поля. Через некоторое время один из вражеских отрядов проник и в костромские пределы. Польскому войску требовался проводник, который смог бы указать местоположение монастыря, где скрывался избранный Земским собором царь Михаил Романов. В метельную ночь отряд набрел на деревню, где жил со своей семьей Иван Сусанин. Враги потребовали тайно провести их к Михаилу. Но Сусанин не был предателем и сначала послал гонца, чтобы предупредить царя об опасности, а затем повел поляков в глухую чащу. Когда враги поняли, что крестьянин их обманул, они расправились с ним. Однако потом без проводника ни из поляков не смог выбраться из леса. №2 Памятник представляет собой изваянную из белого камня фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Крестьянин левой рукой опирается на посох, а жестом правой как бы предупреждает: «На Русскую землю врагам нет дороги! Здесь их погибель!». На постаменте краткая и волнующая надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли Русской». №3 Иван Сусанин – патриот земли Русской. Ценой собственной жизни он спас будущего монарха Михаила Романова от польских захватчиков в годы Смутного времени, выполнив долг перед своей родиной, перед своим многострадальным Отечеством. Теперь уж не найдешь места, где покоится прах Сусанина, но подвиг его навсегда остался в нашей истории, а русские писатели и поэты, композиторы и художники воспели славного патриота в своих произведениях (например, дума К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин», опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»). 8 мая каждого года – День памяти Ивана Сусанина. Обращает внимание учащихся на то, что в своей речи мы по-разному отражаем окружающую действительность: говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг. Таким образом, тип речи зависит от содержания высказывания. Просит перечислить известные учащимся с начальной школы типы речи. Ставит задачу определить тему урока. Предлагает определить типовые значения текстов (соотнести тексты и их типовые значения): 1…..причины свойств или явлений (рассуждение) 2…..последовательные действия (повествование) 3…..одновременные признаки (описание) | Дополняют предложенный на слайде перечень признаков. Строят лингвистическое рассуждение. При затруднении используют шаблон (с.47 – Русская речь Е.И. Никитиной). Перечисляют: повествование, описание, рассуждение. Формулируют, принимают и записывают тему урока: «Типы речи». Соединяют линиями номера текстов и их типовые значения: 1 - последовательные действия (повествование) 2 - одновременные признаки (описание) 3 - причины свойств или явлений (рассуждение) Самоконтроль и самооценка (с помощью сигнальных карточек). | Репродуктивный метод. Беседа. Изучающее чтение. Критическое слушание. Фронтальная работа. Творческий метод. Создание текста в научно-учебном стиле (лингвистическое рассуждение). Индивидуальная работа. Проблемно-поисковый метод. Установление соответствий. Индивидуальная работа. | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Разграничение текста и фрагмента. Формирование понятия «тип речи». Освоение типовых значений текстов повествования, описания, рассуждения. Умение строить лингвистическое рассуждение. | Анализ объектов с целью выделения признаков, подведения их под понятие, осознанное и произвольное построение рассуждения (П). Воспитание патриотизма, уважения к истории Отечества, самоопределение (Л). Пробное учебное действие, выполнение действий по алгоритму (П). Коррекция (Р). Самооценка (Р). |
Этап 3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения 2 мин. | Предлагает: - определить место и причину затруднения; - поставить цель урока. | Делают вывод о необходимости найти простые способы определения типа речи (формулируют и принимают цель урока). | Проблемный метод (создание проблемной ситуации). Беседа. Критическое слушание. Фронтальная работа. | Формирование навыков проведения типологического анализа текста. | Постановка проблемы (П). Желание усвоить новые виды деятельности (Л). Целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Постановка вопросов, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
Этап 4. «Открытие» нового знания. Реализация проекта 5 мин. | Дает задание прочитать информацию в учебнике (с.100) и назвать 1-й способ различения типов речи (по вопросам). Предлагает прочитать задания к упр. 166-169 и определить 2-й способ различения типов речи (фотографирование), составить опорный сигнал. | Записывают в тетради вопросы к каждому типу речи. Записывают опорный сигнал: П - (ДИНАМИКА) О - (СТАТИКА) Р - Самоконтроль и самооценка (с помощью сигнальных карточек). | Информационно-рецептивный. Изучающее чтение. Беседа. Составление опорного сигнала. Фронтальная работа. | Освоение способов проведения типологического анализа текста. Осмысление понятий «динамика», «статика». | Самоопределение (Л). Извлечение необходимой информации из текста, фиксирование ее в графической модели, подведение под понятие, выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П). Самоконтроль, понимание выделенных ориентиров действий (Р). |
Этап 5. Первичное закрепление 8 мин. | Дает задание: используя новые способы действия (вопросы, фотографирование), определить основной тип речи в текстах №166-168. Подчеркивает, что в указанных упражнениях даются части одного текста, то есть в одном тексте обычно совмещаются разные типы речи. | Строят рассуждение с целью доказать принадлежность текста к определенному типу речи: №166 – повествование, №167 – описание, №168 – рассуждение. Самоконтроль и самооценка (с помощью сигнальных карточек). | Репродуктивный метод. Анализ текста. Работа в парах. | Формирование способности к дифференциации типов речи. | Воспитание патриотизма, уважения к истории Отечества, самоопределение (Л). Действие по аналогии, классификация (П). Контроль (Р). Работа в парах, построение продуктивного речевого взаимодействия с партнером, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Самооценка (Р). |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин. | Дает задание выполнить анализ текста №170, акцентируя внимание на том, что новый (7-й) признак текста – тип речи. | Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют по эталону, делают вывод. Данная миниатюра - пример текста. 1. Есть заглавие – «Кони». 2. Тема миниатюры – встреча с конями. Основная мысль – встреча с конями приносит автору радость, оставляет яркое впечатление (автор показан как человек, живущий в гармонии с природой). 3. Начало текста – 1-2 предложения: в них говорится, что встреча с конями теперь редкость, вот почему она приносит особую радость. 4. Тема и основная мысль раскрываются постепенно, поэтому он делится на части. Начало - 1-2 предложения. Основная часть - 3-11 предложения: в ней рассказывается, что произошло во время встречи автора с конями. Последнее предложение – конец текста. 5. Все части связаны между собой по смыслу и структурно. Есть предложения, связанные цепным способом; примеры сцепляющих слов: встретишь – встретишь, кони – кони, за мной – я, кони – они. 6. Для текста характерна композиционная завершенность. Автор подчеркивает значение встречи с конями: они отстали, а светлое, радостное впечатление, ощущение гармонии с окружающим миром сохранилось. 7. К тексту ставится вопрос что произошло?, содержание его можно передать только на нескольких кадрах, то есть перед нами последовательные действия. Значит, это повествование. Итак, миниатюра «Кони» обладает всеми важнейшими признаками текста. Самоконтроль и самооценка (с помощью сигнальных карточек). | Творческий метод. Создание текста в научно-учебном стиле (лингвистическое рассуждение). Индивидуальная работа. | Освоение способов проведения типологического анализа текста. Умение строить лингвистическое рассуждение. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения (Р). Самоопределение (Л). Выполнение действий по алгоритму (П). Самооценка (Р). |
Этап 7. Включение в систему знаний и повторение 5 мин. | Просит вспомнить пройденный материал о способах определения типов речи и создать/доработать памятку. | Вспоминают пройденный материал и создают/дорабатывают памятку «Как определить тип речи»: Внимательно прочитай текст, определи, ради чего создано это высказывание: а) если охарактеризовать какой- либо предмет, сообщить о его признаках, то это описание; б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование; в) если дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию, то это рассуждение. Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, используйте приём фотографирования: а) если содержание высказывания можно передать одной фотографией, то это описание; б) если содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, то это повествование; в) если содержание высказывания нельзя передать в фотографиях, то это рассуждение. Самоконтроль и самооценка (с помощью сигнальных карточек). | Творческий метод. Создание/ доработка инструкции. Индивидуальная работа. | Освоение способов проведения типологического анализа текста. Умение составлять инструкцию. | Умение выражать свои мысли, использовать речь для регуляции своего действия (К). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р). Самооценка на основе успешности (Л). |