Этап урока Цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
1.Мобилизующий этап Цель: включение учащихся в деятельность. | Приветствует учащихся, высказывает пожелания, предлагает посмотреть отрывок из мультфильма ( о веселых местоимениях) | Приветствуют учителя, смотрят видеоролик. | Л: настрой на позитивное начало урока Р:умение организовывать свою учебную деятельность |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Цель : определение темы урока, постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Сообщает о том, что сегодня будут изучать новую часть речи. Какую именно, учащиеся должны определить сами. В этом помогут следующие строки: ( Приложение1 – слайд), об этой части речи говорилось и в просмотренном отрывке. Утром – как заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жарптицей… А стемнеет – ОН придёт: Тоненький, смущённый, – Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА? Месяц, солнце и луна! – А что такое он, оно, она с языковой точки зрения? (Местоимения) Предлагает ответить на вопрос: - Какой теме будет посвящен наш урок? | Отвечают на вопрос, формулируют тему урока и записывают в тетрадь: « Местоимение как часть речи» | Р:планирование урока П: анализ объектов с целью выделения признаков К:выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения Л:Самоопределение, смыслообразование |
| Используя прием « Знаю - хочу узнать- научился», нацеливает учащихся на определение задач: Что вы уже знаете о местоимении? С каким разрядом местоимений вы уже знакомы? Хотелось бы вам узнать о других разрядах местоимений? Зачем нам нужно изучать данную часть речи? | Определяют цель и задачи урока: углубить знания о местоимении как части речи, - выявить общее грамматическое значение, - познакомиться с морфологическими признаками. - научиться определять синтаксическую роль - выяснить роль местоимений в речи. | Р:постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. Актуализация знаний Цель: актуализация знаний учащихся по данной теме | 1 « Интеллектуальная разминка» Предлагает ответить на вопросы. 2. Упр. 363( загадки) Наблюдение над местоимениями, заменяющими существительные | Отвечают на поставленные вопросы: - Что пропущено в ряду слов: я, ты, мы, вы, они; -Четвертое лишнее: мы, он, наш, я; -Какое слово спрятано: ниеимеотсем -Какого разряда эти местоимения? Накладывают существительные на местоимения Делают вывод о замене существительных местоимениями. Оценивают свою работу. | П: умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. К: полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Л: умение применять сопоставительный анализ при работе, оценивать свои знания Р:группировать объекты по определенным признакам |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель: формирование умения получения новых знаний | Организует работу по группам: Деловая игра « Я учитель» 1 группа Проанализировав электронные ресурсы, дать определение местоимения познакомить с разрядами данной части речи , привести примеры (задание опережающего характера). 2 группа Основываясь на правила учебника и шуточное стихотворение (Приложение2), рассказать о личных местоимениях , об их морфологических признаках и особенностях склонения. 3 группа Определить синтаксическую роль местоимений, подтверждая примерами, что местоимения в предложении могут быть разными членами предложения. (Приложение3) 4группа Используя рубрики « Это интересно» и « Из истории языка», рассказать о роли местоимений в речи | Работают в группах, выполняют задание. Готовят сообщение от группы. Выполняют синтаксический разбор предложений. Работают с электронными ресурсами и материалом учебника. Отвечают. Задают возникающие вопросы. Вывод по заданиям. Подводят итог самостоятельной работы. Где испытывали затруднения? Оценивают работу в группе. | Р: понимание цели этого этапа работы. К: умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации П: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию. Л: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников. |
5.Первичная проверка понимания Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Предлагает выполнить следующие задания: 1. « Реставратор»( восстановление текстового фрагмента) упр. 364. ( работа в парах по образцу) Оценить работу одноклассников , проверив по слайду.( см. Приложение4) 2. упр. 365 ( замена существительных местоимениями) Сильные учащиеся выполняют самостоятельно, средние и слабые – у доски | Составляют предложения Проверяют друг у друга по слайду. Оценивают. Заменяют существительные местоимениями, чтобы избежать неоправданного повтора Оценивают свою работу. | П: умение анализировать информацию. Р: умение применять полученные знания на практике. К:умение приходить к общему решению Л:развитие познавательных интересов. |
Физкультминутка. Цель: снятие эмоциональной усталости, предупреждение утомления. 6. Первичное закрепление Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи | Учитель демонстрирует действия: Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. Работа по группам: 1 группа составляет кроссенс; 2 группа отвечает на шуточные вопросы; 3 группа работает с кластером по данной теме 4 группа занимается познавательной игрой « Рыбалка» ( Приложение5) | Выполняют упражнения. Работают в группах по заданиям, отвечают. Оценивают свою работу. Ответы проверяют . Сравнивают свою оценку. | Л: установка на здоровый образ жизни П: умение применять полученные знания на практике Л: формирование взаимопомощи Р:умение контролировать учебные действия К:умение обосновывать свою точку зрения. |
7. Информация о домашнем задании Цель: формирование умения применять полученные знания на практике самостоятельно. | Задает вопрос, выполнены ли на уроке поставленные цели и задачи? Предлагает выполнить задания на выбор: упр. 366 или составить синквейн по местоимению | Отвечают на заданный вопрос Записывают домашнее задание | Р: анализ работы на уроке К:формулирование и аргументация своего мнения |
8. Рефлексия Цель : развитие личной ответственности за результаты своей деятельности. | Организует составление лингвистической визитки Предлагает оценить свою работу при помощи дерева творчества , предварительно посчитав результаты в оценочных листах. | Составляют лингвистическую визитку: ФИО- местоимение. Место работы- предложение. Должность –подлежащее, дополнение, определение. Домашний адрес- лингвистическая Вселенная. Рисуют дерево творчества: плоды- полезно, плодотворно; цветы- неплохо; листья - не совсем удовлетворены | Л:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |