Актуализация знаний | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Запись темы урока | Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым.
Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.
-Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? -Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Давайте вспомним, как называется эта часть речи? Подсказка: Себя во всём ценю я: Огромна роль моя! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Выполним интерактивное задание, замените повторяющееся слово местоимением. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64ad1b1c-0419-4a6a-a2b7-cbd42e7b7557/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_120A%5D.swf Слайд 2 Вариант 1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ee5acf8-5338-41c6-89d9-2926d8a8d5d4/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_118A%5D.swf Слайд 3 Вариант 2 Ставит задачу определить тему урока. -Предмет нашего обсуждения сегодня, это местоимения. Запишем тему. Давайте подумаем, какие цели мы пред собой будем ставить? Начнем заполнять таблицу наших знаний: знаю, хочу знать, узнал. Что мы вспомнили о местоимении? Слайд 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78a74687-674f-4388-8c9c-3039ed2ec7da/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf -Посмотрите на таблицу и сформулируйте, какие части речи еще может заменить местоимение? Работайте в паре, слушайте точку зрения своего соседа, анализируйте материал. Отвечает ученик. Ребята, эта информация была для вас новой? Продолжим заполнять таблицу. - Выясним местоимение – это самостоятельная часть речи? Попробуем доказать или опровергнуть. А в толковом словаре написано так: «Местоимение, -я, ср. В грамматике слово (существительное, прилагательное , числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и заменяющее соответствующие знаменательные имена и наречия». (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка») По какой схеме вы обычно выполняете морфологический разбор любой самостоятельной части речи? Теперь попробуем доказать или опровергнуть, что местоимение – это самостоятельная часть речи. Перед вами текст … Весна на пороге. Скоро она ( … ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая ( … ) погода продержится недолго. Через несколько ( … ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна. – Работать будем над выделенными местоимениями. Назовите их. – Записываем первое предложение без изменений. – Местоимение она какое слово заменяет? – Пишем второе предложение, а в скобках слово весна. На какой вопрос отвечает оно? – В третьем предложении есть местоимения? Записываем без изменений. – В четвертом? Какое слово заменяет? Пишем четвертое предложение. – Пятое предложение. Местоимение несколько какой частью речи можно заменить? Пишем, в скобках вставляя числительные, проговаривая. – Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак, а какое на количество? На какие вопросы отвечают? Можно сказать, что местоимение обозначает предмет. Значит, местоимение указывает не только на предмет, но и на признак, и количество. Мы доказали I часть плана. Есть значение у местоимения? Давайте проверим, есть ли морфологические признаки. – Можно определить падеж? В каком падеже стоит местоимение она? – Можно ли определить род, число? Определите. – Имеют выделенные местоимения морфологические признаки? – Теперь определим, каким членом предложения является? – Подчеркните. – Давайте подведем итог исследований о местоимении. – Местоимение – это самостоятельная часть речи? – Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении. Сравним наши выводы с интерактивной таблицей: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ac69137-4063-4a3b-b2e1-c62526536baf/%5BRUS6_121%5D_%5BTD_115%5D.htm | Слушают, анализируют текст. Анализируют текст, отвечают на поставленный вопрос: -Слово девочка часто повторяется, его нужно заменить словом она. -Тема урока местоимения. Записывают тему урока. -Познакомимся с такой частью речи как местоимения. -Узнаем для чего они служат в речи. -Будем развивать свою речь. -Местоимение заменяет имя существительное. Это запишем в колонку знаю. -Мы знали, что местоимение может заменить имя существительное. -Запишем в таблицу хочу узнать. I. Общее значение. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль. -Она, такая, несколько. -Весна. - Что. Ученики записывают предложение с вопросами. -Числительным. - Есть. Второй ученик вписывает. -Кто? Какой? Сколько? -Да. - В именительном. -Да, женский. -Да, Ученик у доски: -Можно: она, такая. Нельзя: несколько. Ученик у доски подчеркивает. -Да. -Местоимение – это самостоятельная часть речи. Записывают в таблицу «знаю» – местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его прямо. Сравнивают свои выводы. | Контроль (Р) Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
Первичное закрепление Закрепление. Включение в систему знаний Проговаривание вслух | Подведение детей к самостоятельному алгоритму действий Самостоятельная работа с ноутбуком. Правильность употребления местоимений в речи Вопросы шутки | Найдите в стихотворении С.Я. Маршака известные вам местоимения Есть у меня шестерка слуг, Проворных и удачных. И все, что вижу я вокруг, - Все знаю я о них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Работа с ЭОР. Выполняют задание в группе. Какое местоимение спрятано в алфавите? (я) Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (вы, мы, ты) Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (я, мы) Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он). Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно). | Слушают и выписывают из стихотворения только местоимения, над ними подписывают лицо, число, падеж. Выполним интерактивное задание - тест, подытожим наше упражнение. На какие вопросы отвечают местоимения? Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/328d5ade-cbbf-4f03-8780-2f658f0772d5/%5BRUS6_121%5D_%5BQS_122%5D.html Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок. Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх. Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу. Читает вопросы «лингвистические шутки» | Работают в тетрадях. Задают свои вопросы. У меня (нач. форма я1 лицо, в ед.ч., в Р.п,), я (И.п.), от них – (нач. форма они, мест. 3 л, во мн.ч., в Р.п, ), они (3 л, в ед.ч., в И.п.,) их (мест. 3 л., во мн.ч., в Р.п.) Выбирают сами вариант. Проверяют, делают вывод. Записывают в таблицу «знаю» – вопросы, на которые отвечают местоимения. Выбирают сами вариант. Проверяют в группе, делают вывод. Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Слушают, анализируют лингвистические шутки находят ответ на поставленный вопрос | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция (Р) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
Закрепление знаний.
Закрепление знаний | Правильность употребления местоимений в речи | Много слов родили греки. К (мы) от них в далеком веке Математика пришла, С (она) грамматика была. А из Англии футбол Прямо в бутсах к (мы) пришел, Вслед за (он) пришел хоккей, А до (это) жокей. (Я. Козловский) Работа с ЭОР | Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. Выполним последнее на сегодня интерактивное задание, расшифруем закодированное письмо. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/529a85c9-8461-4ca1-a7db-fcf8235f8e18/index_listing.html | Выполняют упражнения самостоятельно.
Выполняют задание на ноутбуке | Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) |
Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Оценить то, как вы усвоили материал - Я не допустил ни одной ошибки. - Я ошибался 1-3 раза. - Я ошибался более 3 раз. - Я не понял материал. - Выставление оценок за урок. | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |