kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока дает помогает раскрыть понятие местоимения как части речи,  формировать навык общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок "Местоимение как часть речи"»


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

Дата:

Предмет: русский язык

Класс:6

Учитель : Павлоградская Н.А.

УМК: учебник Русский язык 2 части 2014 год, изд. Просвещение, Москва

Номер урока в курсе;

Номер урока в теме: 1

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Цель урока: дать понятие о местоимении как о самостоятельной части речи.

Задачи урока: Личностные: развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Регулятивные: формирование способности оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.


Познавательная: анализ значение местоимений в речи.

Коммуникативная: формирование навыков общения, умение задавать вопросы, слушать, формулировать собственную точку зрения, высказывать и обосновывать собственную точку зрения.

Этапы урока












Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  своей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и , заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


Работа над ошибками



Записывает дату. Вызывает учеников допустивших ошибки в классной и домашней работе.

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Работают в тетрадях.

Проводят выборочную работу. Выполняют работа над своими ошибками и записывают часто встречающиеся орфограммы в тетрадь.


Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


Актуализация знаний






































Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы.







































Запись темы урока

Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым.

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.


-Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным?


-Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Давайте вспомним, как называется эта часть речи? Подсказка:

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!


Выполним интерактивное задание, замените повторяющееся слово местоимением.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64ad1b1c-0419-4a6a-a2b7-cbd42e7b7557/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_120A%5D.swf


Слайд 2 Вариант 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ee5acf8-5338-41c6-89d9-2926d8a8d5d4/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_118A%5D.swf


Слайд 3 Вариант 2

Ставит задачу определить тему урока.

-Предмет нашего обсуждения сегодня, это местоимения. Запишем тему.

Давайте подумаем, какие цели мы пред собой будем ставить?








Начнем заполнять таблицу наших знаний: знаю, хочу знать, узнал. Что мы вспомнили о местоимении?



Слайд 3.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78a74687-674f-4388-8c9c-3039ed2ec7da/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf



-Посмотрите на таблицу и сформулируйте, какие части речи еще может заменить местоимение? Работайте в паре, слушайте точку зрения своего соседа, анализируйте материал.

Отвечает ученик.

Ребята, эта информация была для вас новой? Продолжим заполнять таблицу.


- Выясним местоимение – это самостоятельная часть речи? Попробуем доказать или опровергнуть.

А в толковом словаре написано так:

«Местоимение, -я, ср. В грамматике слово (существительное, прилагательное , числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и заменяющее соответствующие знаменательные имена и наречия». (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)

По какой схеме вы обычно выполняете морфологический разбор любой самостоятельной части речи?



Теперь попробуем доказать или опровергнуть, что местоимение – это самостоятельная часть речи.

Перед вами текст


… Весна на пороге. Скоро она ( … ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая ( … ) погода продержится недолго. Через несколько ( … ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.

– Работать будем над выделенными местоимениями. Назовите их.

– Записываем первое предложение без изменений.

– Местоимение она какое слово заменяет?

– Пишем второе предложение, а в скобках слово весна. На какой вопрос отвечает оно?



– В третьем предложении есть местоимения? Записываем без изменений.

– В четвертом? Какое слово заменяет? Пишем четвертое предложение.

– Пятое предложение. Местоимение несколько какой частью речи можно заменить? Пишем, в скобках вставляя числительные, проговаривая.

– Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак, а какое на количество? На какие вопросы отвечают?

Можно сказать, что местоимение обозначает

 предмет.

Значит, местоимение указывает не только на предмет, но и на признак, и количество.

Мы доказали I часть плана. Есть значение у местоимения? Давайте проверим, есть ли морфологические признаки.

– Можно определить падеж?

В каком падеже стоит местоимение она?



– Можно ли определить род, число? Определите.


– Имеют выделенные местоимения морфологические признаки?

– Теперь определим, каким членом предложения является?

– Подчеркните.

– Давайте подведем итог исследований о местоимении.

– Местоимение – это самостоятельная часть речи?

– Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении.


Сравним наши выводы с интерактивной таблицей:


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ac69137-4063-4a3b-b2e1-c62526536baf/%5BRUS6_121%5D_%5BTD_115%5D.htm

Слушают, анализируют текст.























Анализируют текст, отвечают на поставленный вопрос:

-Слово девочка часто повторяется, его нужно заменить словом она.


















































-Тема урока местоимения.

Записывают тему урока.


-Познакомимся с такой частью речи как местоимения.

-Узнаем для чего они служат в речи.

-Будем развивать свою речь.


-Местоимение заменяет имя существительное. Это запишем в колонку знаю.




















-Мы знали, что местоимение может заменить имя существительное.


-Запишем в таблицу хочу узнать.






















I. Общее значение. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль.














-Она, такая, несколько.








-Весна.


- Что.









Ученики записывают предложение с вопросами.


-Числительным.




- Есть.

Второй ученик вписывает.








-Кто? Какой? Сколько?






-Да.


- В именительном.


-Да, женский.




-Да,

Ученик у доски:

-Можно: она, такая. Нельзя: несколько.


Ученик у доски подчеркивает.


-Да.

-Местоимение – это самостоятельная часть речи.

Записывают в таблицу «знаю» – местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его прямо.


Сравнивают свои выводы.


Контроль (Р)





Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)














Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Формирование новых знаний

Проверка понимания

способа действия


Выполним интерактивное задание, какими частями речи мы можем заменить местоимение.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b711e1f-2cea-4777-9ae0-cccd34453c3c/%5BRUS6_122%5D_%5BQS_127%5D.html




Выполняют упражнение на ноутбуках. Проверяют в парах.

Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)


Первичное закрепление




















Закрепление.























Включение в систему знаний





















Проговаривание вслух

Подведение детей

к самостоятельному алгоритму действий















Самостоятельная работа с ноутбуком.




















Правильность употребления местоимений в речи


















Вопросы шутки

Найдите в стихотворении С.Я. Маршака известные вам местоимения

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных и удачных.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я о них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.



Работа с ЭОР.
























Выполняют задание в группе.























Какое местоимение спрятано в алфавите? (я)

Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (вы, мы, ты)

Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (я, мы)

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).

Слушают и выписывают из стихотворения только местоимения, над ними подписывают лицо, число, падеж.


















Выполним интерактивное задание - тест, подытожим наше упражнение. На какие вопросы отвечают местоимения?


Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/328d5ade-cbbf-4f03-8780-2f658f0772d5/%5BRUS6_121%5D_%5BQS_122%5D.html



Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения.


Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.




Читает вопросы «лингвистические шутки»





Работают в тетрадях.

Задают свои вопросы.

У меня (нач. форма я1 лицо, в ед.ч., в Р.п,), я (И.п.), от них – (нач. форма они, мест. 3 л, во мн.ч., в Р.п, ), они (3 л, в ед.ч., в И.п.,) их (мест. 3 л., во мн.ч., в Р.п.)












Выбирают сами вариант.

Проверяют, делают вывод.

Записывают в таблицу «знаю» – вопросы, на которые отвечают местоимения.
















Выбирают сами вариант.

Проверяют в группе, делают вывод.











Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь.




Слушают, анализируют лингвистические шутки находят ответ на поставленный вопрос
















Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)









Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция (Р)



















Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)














Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)


Физкультминутка


Выполним упражнения все вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

Выполняют упражнения

Профилактика утомляемости (Л)


Закрепление знаний.

















Закрепление знаний

Правильность употребления местоимений в речи


Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.

А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)


Работа с ЭОР


Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.















Выполним последнее на сегодня интерактивное задание, расшифруем закодированное письмо.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/529a85c9-8461-4ca1-a7db-fcf8235f8e18/index_listing.html


Выполняют упражнения самостоятельно.

















Выполняют задание на ноутбуке

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)











Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)


Рефлексия

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Оценить то, как вы усвоили материал

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

- Выставление оценок за урок.


Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Д.з.


1. Напишите сочинение – миниатюру «В стране местоимений»;

2. Выполнить упр. 369.

3. Посмотреть видео-урок «Местоимения», сделать конспект http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bmestoimenieb/mestoimenie-kak-chast-rechi

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)
















Приложение №1 к технологической карте урока

«Местоимение как часть речи»

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гипертекстовое определение "Местоимение" (N 110197)

Гипертекст с иллюстрациями

Гипертекст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ac69137-4063-4a3b-b2e1-c62526536baf/%5BRUS6_121%5D_%5BTD_115%5D.htm

2

Интерактивное задание "Замените слово". Вариант 1 (N 110382)

ЦОР. Интерактивное задание

Интерактивное задание

(2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64ad1b1c-0419-4a6a-a2b7-cbd42e7b7557/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_120A%5D.swf

3

Интерактивное задание "Какие местоимения нужно заменить существительными, чтобы записки стали понятными?". Вариант 1 (N 110249)

ЦОР.

Интерактивное задание

Интерактивное задание

(2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ee5acf8-5338-41c6-89d9-2926d8a8d5d4/%5BRUS6_121%5D_%5BIM_118A%5D.swf

4

Коллекция интерактивных заданий "Какие местоимения нужно заменить существительными, чтобы записки стали понятными?" (N 110458

ЦОР. Презентация

Состоит из 2 интерактивных заданий. Задания перемешиваются

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/529a85c9-8461-4ca1-a7db-fcf8235f8e18/index_listing.html

5

Тест "В тексте выделены местоимения. На какие вопросы они отвечают?" (N 110385)

ЦОР. Тест

Тест. Состоит из 2 вопросов. Вопросы перемешиваются

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67fa32fd-8fc3-4c5b-905f-ad9218a75f10/index_listing.html

6

Тест "Местоимение и другие части речи" (N 110314)

ЦОР. Тест

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8e611012-9c2f-42f1-8a8a-3534bad941c7/index_listing.html

7

Электронное задание "Местоимение и другие части речи". Вариант 1 (N 110268)

ЦОР. Электронное задание

Электронное задание (2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b711e1f-2cea-4777-9ae0-cccd34453c3c/%5BRUS6_122%5D_%5BQS_127%5D.html

8

Электронное задание "На какие вопросы отвечают местоимения?". Вариант 1 (N 110444

ЦОР.

Тест

Тест (2 варианта)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/328d5ade-cbbf-4f03-8780-2f658f0772d5/%5BRUS6_121%5D_%5BQS_122%5D.html

9

Видео физкультминутка


Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок "Местоимение как часть речи"

Автор: Павлоградская Наталья Алексеевна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Местоимение как часть речи "
    ["seo_title"] => string(31) "miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "106096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402941051"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Местоимение как часть речи."
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokamiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "280590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453392040"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "122992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414392960"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства