Корень.
Тема: Корень слова, однокоренные слова.
- Дать понятие о корне слова как о морфеме.
- Формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения.
- Развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений.
- Профилактика нарушений зрения в ходе проведения зрительный гимнастики и осанки через смены динамических поз.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Мотивация Слайд 1 | - Добрый день, ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране «Морфемика». - Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! - А в конце урока вы сами оцените свою работу | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
2. Актуализация знаний Слайд 2 | - Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте соберем копилку знаний. А что мы с вами возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии. Продолжи предложение: Что изучает морфемика? Морфемика – наука, которая изучает (морфемы) Что называют морфемой? Морфема - это … (значимая часть слова) Какие морфемы вы знаете? Я знаю морфемы: … (приставка, корень, суффикс, окончание) |
3. Выявление места и причины затруднения Слайд 3 | Для того, чтобы перейти к теме урока, я вам предлагаю выполнить следующее задание. Хлеб ?- уш - ек Хлеб -ниц – а Хлеб -н - ый Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? - Какая морфема потерялась? - Можно ли без корня понять значение слова? (нет) Вывод: (1 секрет) Корень – значимая часть слова. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Слайд 4,5,6 | Молодцы! Страна Морфемика с радостью открывает двери перед вами! - Кто здесь живёт? - Чьи секреты мы сегодня будем собирать? (корня) - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Корень) Запишите число и тему урока - Какова цель нашего урока? - Составим план План (примерный) Дать определение корня и научиться находить его в словах - Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность) | Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5. Реализация построенного проекта Слайд 7 | - Посмотрите внимательно: Что общего у всех слов? (Корень) - Как называются эти слова? (Однокоренные) - В какой морфеме заключено общее лексическое значение? (В корне) - А теперь присмотритесь внимательнее: все ли слова с этого дерева? - Все ли слова являются однокоренными? (Нет не все ПРОВОД и ВОДА неоднокоренные) Вывод: (2 секрет) В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. Работа с учебником. А теперь откроем учебники на с. 13 и прочитаем определение, которое предлагает нам автор учебника. - Правильно мы сделали вывод? (Да) |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Слайд 8 | - А теперь, применяя данное правило, выполните следующее задание. Я предлагаю сделать это в паре. Найдите лишнее слово и объясните. Обучающиеся работают в парах. Задание: взять лист у учителя, найти лишнее слово, объяснить значение. Соль, солонка, солнце Лес, лестница, лесник Больной, больница, большой Гора, горный, гореть Нос, выносить, носовой Косичка, косить, покос. Проверка: Молодцы! Физкульминутка | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 9 (запись в тетрадь) | - Как найти корень в слове? Задание: найдите корень слова смелый Смелому Смелость Смельчак Смелого Осмелеть Смельчаки Осмелеть Смельчаки Смельчакам - В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень? - Как они называются? (однокоренные) - Как назовём остальные слова? (формы слова) Вывод: (3 секрет) Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты. 1. Приобретают новые знания, умения |
8. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание Слайд 10, 11, 12 | Работа в группе. Заполните таблицу, подбери однокоренные слова. Какой частью речи могут быть однокоренные слова? Часть речи | САД | Существительное (кто?) | | Существительное (что?) | | Прилагательное (какой?) | | Глагол (что делать?) | | Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. Запишем домашнее задание: П. 74. Определение корня выучить наизусть. Упражнение 393 на оценку 4, упражнение 394 н оценку 5 | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе Познавательные УУД 1. Делают обобщение и выводы. 2. Устанавливают причинно-следственные связи |
9. Рефлексия Слайд 13, 14 Заполняем листы самооценки | - Давайте вернемся к цели нашего урока. - Что мы нового узнали? - Достигли ли цели урока? - Зачем нам нужно изучать эту тему? (чтобы быть грамотным). - Оцените свою работу | Личностные результаты. 1. Понимают значение знания для человека. Регулятивные УУД 1. Оценивают свою работу, исправляют ошибки. |