Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 2 класс "Корень слова"»
Технологическая карта к уроку
русского языка во 2 классе по теме:
«Корень как часть слова»
Тип урока: открытие нового знания
Учитель – Бутина Татьяна Игоревна
МБОУ гимназия «Аврора» г-к Анапа
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема урока
Корень как часть слова
Тип урока
Открытие новых знаний (ОНЗ)
Цель
познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах;
подбирать группу родственных слов;
расширить словарный запас учащихся
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия
Орфограмма, предложение, текст.
Межпредметные связи
Русский язык – развитие речи – литературное чтение
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1
Плакат с изображением дерева, карточки с творческим заданием.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
универсальные учебные действия
Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой.
Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
Успешность, понимание
Сопутствуют нам везде
Готовятся к работе.
-Если вы считаете, что готовы к уроку, то можете сесть.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний.
Пробное действие.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Словарная работа (в парах).
Учащиеся по карточке диктуют словарные слова соседу, проверяют написанное.
Проверьте, есть ли у вас такие же слова, как на доске.
Допишите недостающие слова.
Запись на доске: до свидания, прощай, лопата, осина, дорога, скоро, родина
Группы слов на доске:
Жир, жизнь, чукча, житель, пружина.
Ира, Москва, одуванчик, Иванов, Петрович.
Гора, горка, горный, гореть.
Лесенка, лесник, лес, лесной.
Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный.
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, устные и письменные мыслительные операции, учебные навыки
правило жи
имена собственные
синонимы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
- Сейчас мы познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева записано слово лес)
-Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. (Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница)
- Что объединяет эти слова?
Что у них общего?
Можно ли сказать, что они близки по значению?
Какую общую часть они имеют?
2. Работа в парах.
Учебник упражнение 85.
Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.
Выполняют задания с объяснением
Дети читают слова, записанные на карточках, прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными
Общий корень.
Близки по значению.
Корень лес-.
Работают в парах, выписывают группы родственных слов из словаря учебника.
Составляют и записывают предложения.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
.
Включение в систему знаний
Организует выполнение творческого задания
Игра «Копилка русского языка»
Работа в группе (по рядам).
Собрать как можно больше родственных слов с корнем вод-, сад-, рыб-. Выделить корень
- Проверка задания.
Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?
Учебно-познавательная игра «Найди родственника».
Игра на снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата.
В классе развешаны карточки со словами:
снег
подснежник
сокол
сок
гусь
гусыня
соколиный
гусеница
- Сейчас мы проведём игру «Найди родственника».
- Встаньте, пожалуйста. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.
Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.
Учащиеся в течение 4 мин. записывают слова с данным корнем. Выигрывает та группа, которая записала больше слов.
Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова.
Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу не являются однокоренными или родственными.
Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Рефлексия деятельности
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.
Организует рефлексию
(На столах лежат карточки с заданиями.)
Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень.
Зачеркнуть лишнее слово.
Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули.
Карточка:
Белка, беленький, белить
Водяной, вода, водить
Лист, лиса, лисёнок
Лось, лоскут, лосёнок
Горный, горка, городок
Пёс, песочный и песок
- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?
- Что такое корень слова?
- Как правильно определить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
- Каковы признаки однокоренных слов?
- Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке.
Я понял ...
Я узнал ...
Я открыл для себя ...
Теперь я могу сам...
Я легко справился...
Мне было трудно...
Мне было интересно...
Мне понравилось...
Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...
- Получили оценки...
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Домашнее задание.
- Выучить правило с. 61. Упр. 87
В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.