Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промеж. контроль |
1. Мотивация | Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала | 1)Организационный момент Игра Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Получилось слово Бесстрашные 2) Начать изучение новой темы я хочу с замечательного стихотворения И.Бунина Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. -Для чего нужны нам прилагательные? (Для образности, яркости речи, при помощи прилагательных можно у существительных описать цвет, вкус, величину и т.д.). - Прилагательные о себе говорят: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. | Слушают учителя, участуют в работе | фронтальная | Личностные: желают приобрести новые знания, умения Познавательные: понимают познавательную задачу; Регулятивные: планируют необходимые действия | Листы обратной связи |
2. Актуализация знаний | Эвристическая беседа по теме | -Мы с вами уже начали знакомиться с новым разделом науки о языке, который называется морфологией. Что этот раздел изучает? - На какие три группы делятся части речи? - Назовите самостоятельные части речи. - На предыдущих уроках мы изучали имя существительное. А сегодня мы исследуем другую часть речи- прилагательное. Очень занимательное- Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? - В начале урока проведем небольшую разминку. * Вставьте на место пропусков имена прилагательные: Удивительный цветок Все знают………..цветок. Он похож на …….солнце. Всё лето цветут одуванчики. Их семена собраны в …….. шарик. Дунешь на шарик- поплывут в воздухе ……… семена. Следом за солнцем поворачивается …….. головка одуванчика. | Отвечают на вопросы; строят свои высказывания. | фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Познавательные: Выполняют учебные действия Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения. | Устные ответы |
3. Пробное учебное действие | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | - К какой части речи относятся слова, которые мы вставили вместо пропусков? (Прилагательные) | | | | |
4. Целеполагание | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | - Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Чередование гласных в корне слова) -Как вы понимаете смысл названия части речи? (Приложенное, добавленное к чему-либо) - Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное тоже не является исключением. - В ходе урока мы должны составить схему об имени прилагательном. Имя прилагательное Значение вопросы Морфол.признаки Синтаксич.роль | Слушают учителя, отвечают на вопросы, составляют план работы над заданием | Индивидуальная групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют свои знания; Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Коммуникативные: сроят монологические высказывания, осуществляют работу в парах. | Задают вопросы для уточнения информации |
5. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний из нач.школы, формирование рациональных способов применения их на практике | Работа в группах 1 группа: Найти прилагательные, подчеркнуть их в тексте: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... 2 группа: определить морфологические признаки прилагательных 3 группа: определить синтаксическую роль прилагательных. Вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе- по родам. Синтаксическая роль: могут быть определением и сказуемым. Повторяем знание морфологических признаков имени прилагательного Задание: Найдите соответствие для выделенных прилагательных Истоки рек находятся на небольшой высоте. | 1.Полная форма, в в.п., в ж.р., в ед.ч. | Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной. | 2. Краткая форма, в м.р., в ед.ч. | Штормовой ветер гонит крупную зыбь. | 3.Полная форма, в п.п., в ж.р., в ед.ч. | Воздух чист и прозрачен. | 4. Полная форма, в т.п., в ж.р., в ед.ч. | | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная групповая | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. | Устные ответы Запись в тетради |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнение разноуровневых заданий | Самостоятельная работа: проверяем практические умения. 1. Напишите пропущенное слово-прилагательное. Стул-деревянный, игла-… Берёза-лиственное, туя-… Толстый-тонкий, безобразный-… Черный –тёмный, белый-… Черный-белый, полная-… Горячий- теплый, мокрый-… 2.Что общего в этих прилагательных? 1)Алый, бордовый, вишневый, голубой? (алфавит) 2) Красный, оранжевый, желтый, зеленый (цвета радуги) 3) Маренго, стальной, пепельный (оттенки серого цвета) | Выполнение упражнений из РТ № 207, 209 (РТ: авторы О.Б.Адаева, Л.И.Журавлева) | Индивидуальная групповая | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных знаний на уроке | Письменная работа |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке знаний, оценивание | Восстанови «слепые» предложении: Имя прилагательное обозначает__________, отвечает на вопрос _______. Имя прилагательное изменяется по _______. Прилагательное играет синтаксическую роль ________. Тренируем быстроту реакции Как можно быстрее запишите те буквы, которым нет пары в каждой строке таблицы. о | п | о | р | и | в | д | л | д | а | в | г | а | и | т | с | у | е | у | с | л | ь | н | и | Г | Ы | Ф | Е | С | С | о | б | г | ф | л | а | Д | Ш | А | К | Ю | Х | к | х | т | ш | я | з | Р | Ы | Д | К | Ж | О | д | в | ж | о | р | й | П | К | З | Р | У | А | у | п | с | о | з | ч | а | е | н | ц | о | ц | с | е | т | ь | а | ю | Ответ: Прилагательные обладают языковой красочностью. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; Познавательные: приобретают умения использования знаний на практике | Задают интересующие вопросы учителю |
8. Домашнее задание на закрепление. | Обобщение полученных на уроке знаний | | Учебник: упражнение №320 | | | |
| | | | | | |