1.Самоопределение к деятельности. Орг. Момент 1 мин Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение Урок начинается со следующих стихотворных строк: Вот и прозвенел звонок – Сигнал позвал нас на урок. Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу – добра. С гостями тоже поздороваться пора. Скажем: «Добрый день!» гостям И все сядем по местам. - Посмотрите, какое солнышко к нам зашло в гости. Надеюсь, оно засияет ещё ярче от нашей дружной и успешной работы на уроке. | Обучающиеся произносят хором выделенные слова Настраиваться эмоционально; Подготовка к работе | Р: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, К: формировать положительное отношение к урокам русского языка; Л: проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству. |
2. Чистописание. 2 мин. Цель: Способствовать развитию каллиграфических навыков, внимания, речи. 3. Словарная работа 10 мин Цель: закреплять умения работать со словарём, активизировать словарный запас учащихся 4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 6 мин Цель: Проверить знания детей по пройденному материалу. | Откройте свои тетрадочки и запишите сегодняшнее число, классная работа. На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. - Что это за буква? (о) - Как ведём записи в тетради? - Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадях. Как вы думаете какое соединение будет следующим? Ооа Ооб Оов (Оог) - Пропишите эту дорожку и до конца строки повторите ещё раз. Послушайте загадки, запишите на следующей строке отгадки. (СЛАЙД 2-7) Взаимопроверка. Оценивание. - Каким общим словом можно назвать эти словарные слова? - Запишем слово ЖИВОТНОЕ. Выделим опасные места. Кто такие животные? Посмотрим, как об этом говориться в словаре. - Разберём слово по составу. А сначала послушайте о происхождении этого слова. Животное – заимствовано из старославянского языка. Производное от животъ = «жизнь». Животное буквально - «то, что живёт». - Подберите синоним и антоним к этому слову. - Составьте предложение с этим словом, чтобы оно подходило к одной из данных схем.(СЛАЙД 8) Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по родам. На столах у вас конверты. Откройте их. Предположите, какое будет задание. Работать будем в парах, 1 ученик у доски выполняет задание на наборном полотне. Тёмный лес, полевая мышь, железная дверь, огромный кит, белое облако, медвежья берлога, большой город, низкое крыльцо, деревенский дом, послушная дочь, душистое сено, тяжёлое ведро. -Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных? -Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском роде, женском роде, среднем роде? -У какой пары нет ошибок? - Молодцы! 2. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по числам. Работа с электронным приложением. - Укажите число имён прилагательных. Рассуждайте вслух, как определить число имён прилагательных. -Сделайте вывод: как узнать число имён прилагательных? -Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? -Что ещё можете сказать о прилагательных во множественном числе? - Молодцы! | Ведут записи в тетради. - (Хором) На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь За урок поставил «5». Отрабатывают навыки каллиграфического письма. Выставляют оценки на полях. Высказывают предположения, работают со словарём. Ое – окончание, живот- корень, н – суффикс. Животное – зверь, животное – растение. Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Высказывают предположения (определить род прилагательных, разделить слова на группы по родам, распределить слова в три столбика) Работают в парах и индивидуально. Отвечают на вопросы. Определяют число имён прилагательных. Отвечают на вопросы. (По родам прилагательные во множественном числе не изменяются.) | П: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: оценивать правильность выполнения действия партнёром. К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу; оценивание результатов своей деятельности и работы в паре, контроль, самооценка. П: выявляют признаки имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по родам К: взаимодействуют в ходе парной работы, участвуют в учебном диалоге, формулируют ответы и выводы. Л: адекватно понимают причины успешности или неуспешности в учебной деятельности; |
5. Постановка учебной задачи. 5 мин. Цель: Способствовать формированию мотивации к поиску решения поставленной задачи (проблемы). | Активизирует знания учащихся. Задаёт вопросы, побуждает к высказыванию собственного мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит обучающихся к выдвижению проблемы. Создает проблемную ситуацию. - Посмотрите на таблицу.(СЛАЙД 9) Сделайте вывод -Чтобы ответить на этот вопрос попробуем выполнить задание. - Откройте учебник на стр. 84. Найдём упр.145 -Прочитайте предложения. Волнуется синее море. Старик жил у синего моря. Корабль плыл по синему морю. Мы увидели синее море. Лебеди летели над синим морем. Дельфины плавали в синем море.) -Что общего у выделенных существительных? (Средний род и единственное число.) -Что можно сказать о прилагательных, связанных с этими существительными? -Какие окончания имеют прилагательные в среднем роде единственном числе? (-ое, -ее) -Какие окончания имеют прилагательные в наших предложениях? (-ее, -его, -ему, -им, -ем) -Почему же такое несовпадение? (Варианты ответов детей.) Постарайтесь сформулировать задачи урока, используя слова: (СЛАЙД 10) Разобраться, понять…… Познакомиться ….. Научиться… -Итак, каковы же учебные задачи сегодняшнего урока?
О чём же мы с вами будем говорить? Какова же тема урока? (СЛАЙД 11) | Анализируют таблицу, делают вывод (возможно прилагательные ещё как-то изменяются) Работают с учебником. Читают предложения, находят словосочетания: прилагательное + существительное. Отвечают на вопросы Высказывают предположения. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. (Разобраться, понять, что такое падежные формы имен прилагательных; Узнать, почему разные окончания у прилагательных в одном роде и числе или изменяются ли имена прилагательные по падежам.) Познакомиться с правилом, постараться его запомнить. Научиться определять падеж имен прилагательных (изменение имён прилагательных по падежам или склонение) | Р: уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя. К:уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения, уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников П: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
6. Построение проекта выхода из затруднения. 10 мин. Цель: Познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по падежам (склонением). 1 мин. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Мы знаем, что имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде и числе. Мы предположили, что имена прилагательные тоже изменяются по падежам (склоняются). Где проверим свои предположения? Откройте учебник на странице 82 и прочитаем правило. (СЛАЙД 12) -Давайте поработаем с таблицей «Склонение имён прилагательных» на стр.83. -На какие вопросы отвечают прилагательные мужского рода (женского, среднего) в разных падежах? -Какая часть в слове указывает, что имена прилагательные изменяются по падежам? -Давайте вернёмся к упражнению 145 на странице 84. Прочитайте внимательно задание. Приготовьтесь составить план действий по выполнению упражнения. Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | (в учебнике). Работа с таблицей. Отвечают на вопросы. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) | Р: способность сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свои действия. П: уметь выделять существенную информацию, делать выводы, умозаключения. К: взаимодействуют в ходе фронтальной работы. Р: саморегуляция, как способность мобилизации сил и энергии |
7. Первичное закрепление. 4 мин. Цель: Способствовать закреплению полученных знаний о склонении имён прилагательных. | Устанавливает осознанность ситуации Итак, что же надо сделать, чтобы правильно определить падеж у имени прилагательного? Давайте составим алгоритм наших действий: (СЛАЙД 13) Определение падежей у прилагательных. Давайте воспользуемся нашим алгоритмом и поучимся определять падеж у имени прилагательного. Игра «Лото» Работа в группах | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Р: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. П: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: определение способов взаимодействия в группах, -разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 3 мин Цель: В ходе самостоятельной работы выявить уровень умений детей склонять имена прилагательные. | Организует деятельность по применению новых знаний. В упражнении 144 на странице 83 даны словосочетания, предлагаем вам просклонять их по вариантам в тетрадях: I парта. – лесной дом II парта. – лесная ягода III парта. – лесное озеро -У какой парты были даны для склонения существительные и прилагательные мужского рода? Проверим по образцу (Детям раздаются карточки для проверки.) -Кто не допустил ошибок, поднимите руку. Молодцы! | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Р: умение принимать и сохранять учебную задачу. П: самостоятельное выполнение деятельности; оценка процесса и результатов деятельности. Л: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
9. Рефлексия деятельности (итог ) 2 мин. Способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу. | Организует рефлексию. Итак, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? -Достигли ли мы данной цели? -Предлагаю оценить работу на уроке по следующим критериям: Красный лучик – я разобрался, что такое падежные формы имён прилагательных. Оранжевый лучик – я понял, что такое падежные формы имен прилагательных, но мне надо повторить правило. Жёлтый лучик – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен прилагательных. - Возьмите лучик и прикрепите их к нашему солнцу. Ребята, мы работали с вами плодотворно, слажено и поэтому солнышко наше засияло ярче. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Л: формирование адекватной самооценки. |