1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; об алгоритме проверки безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.
2.Ввести: понятие «чередование согласных в корне слова»; правила о написании корня в однокоренных словах.
3. Научить: выделять графически корень в родственных словах; раскрывать смысл понятия «чередование согласных в корне слова» и обосновывать своё мнение; писать корни с чередованием согласных; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; писать слова с изученными орфограммами; выполнять учебное задание, используя правило; действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Задачи:
Образовательные: формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»; развитие умения распознавать и подбирать родственные слова ,учить выделять и характеризовать корень;
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
УУД:
ЛичностныеУУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные УУД: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Познавательные УУД: определять чередование в корне однокоренных слов и обосновывать своё мнение; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение.
Планируемые результаты: определять группы родственных слов и выделять корень графически; писать корни с чередованием
согласных; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; писать слова с изученными орфограммами.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
№
Дидактическая
структура урока
Содержание
Деятельностьучителя
Деятельностьучеников
1.
Организационный момент
Начинаем наш урок.
Работаем старательно, слушаем внимательно. Урок я хочу начать с пословицы. Как вы ее понимаете?
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
Учитель приветствует, настраивает детей на урок
Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
2
Актуализация знаний
Сос тав сло ва
Что вы можете сказать? (Слова разделены на слоги, тема урока «Состав слова»)
Как устроено слово, что в нем есть? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Слова можно разобрать, собрать, из частей слова можно образовать новые слова. Установи порядок. (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Орфографическая минутка
Посмотрите на доску, в каких словах пропущены буквы, объясните орфограммы. Постарайтесь собрать из слов предложение:
Мы, пров_рять, на, уроке, думать, будем, п_сать.
На уроке мы будем пИсать, думать, провЕрять.
Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения.
Почему после слов стоят запятые? Докажите, что - это однородные члены предложения. (Относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос)
Словарная работа
(Слайд 2) В данной цепочке спряталось новое словарное слово.
КРЬВЕТЕРОЕН
Что такое ветер?
(Слайд 3) Ве?тер — движение воздуха в горизонтальном направлении.
Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений). Оцените свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).
Организует орфографическую минутку
Знакомит с новым словарным словом
Учащиеся выполняют работу на карточках,
оценивают свою работу.
Делают выводы
Записывают предложение, подчеркивают главные члены, выделяют орфограммы
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(Слайд 4) У нас остались буквы, соберите слово. Подсказка: загадка.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
(Слайд 5)-О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (Сообщение)
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? (Многозначное слово)
Какую цель мы поставим на урок?
Обозначим проблемные вопросы:
(Слайд 6) 1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
Читает загадку, обозначают проблемные вопросы
Отгадывают загадку.
Ученик читает значение слова «корень» из толкового словаря.
Определяет цели урока, обозначают проблемные вопросы.
4
Первичное усвоение новых знаний.
Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Много родственников появилось, все они похожи. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
На парте у каждого дерево. Запишите слова с корнем САД.
Какие слова у нас получились?
(Слайд 7) , посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. Самопроверка.
Как в сказке называются эти слова? (родственниками)
Близки ли по значению эти слова?
Что общего у этих слов (общая часть – сад-)
Как называется эта часть? (корнем).
Поэтому у родственных слов есть другое название – …однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
Что такое корень слова?
Откройте учебники на странице 94 и прочитайте правило. Правильно мы ответили на вопрос?
Читает текст
Слушают, выполняют задание: подбирают однокоренные слова к слову «сад». Самопроверка.
Делают вывод, читают правило.
5
Физминутка
Веселая зарядка
Проводит физминутку
Учащиеся выполняют движения на релаксацию.
6
Первичная проверка понимания
(Слайд 8) Чтобы правильно выделить корень, что мы должны сделать? (Нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей).
Стихотворение «Родственники».
- Кто вы такие?
-Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.
-А я их тетя гусеница.
-Ребята , вы согласны?
Вывод делают дети: -Важно вдуматься в смысл слова.
Давайте составим алгоритм определения корня слова
Алгоритм определения корня слова
1-й шаг. Подумай над значением слова.
2-й шаг. Подбери родственные слова.
3-й шаг. Выдели общую часть.
Работа по учебнику. Упр.159
Первые вариант в столбик выписывают родственные слова (чудо, зелень). Выделить корень
Второй вариант в столбик выписывают родственные слова (гнёзда, тигр). Выделить корень. (Взаимопроверка)
Сделайте вывод о корне. (В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него образуются другие слова).
Читает стихотворение, проверяет алгоритм, организует детей на выполнение упражнения
Слушают стихотворение, анализируют, делают вывод.
Выполняют упражнение, проверка.
7
Первичное закрепление
Игра «Исключи лишнее»
Задание: из каждой строчки найди однокоренные слова, обозначь в них корень, «лишнее» слово зачеркни
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
Организует игру «Четвертый «лишний»
Работают на листочках, из каждой строчки ищут однокоренные слова, обозначают корень.
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подобрать однокоренные слова к словам: зима, земля, выучить правило
Объясняет домашнее задание
Записывают в дневник
9
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что мы сегодня повторили?
На листочках напишите.
Как называется тема нашего урока?
Какое задание показалось самым трудным?
Какое самым интересным?
Организует рефлексию
Дописывают предложения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Корень »
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Мамайкина И.А.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Корень слова
Цель:
1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; об алгоритме проверки безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.
2.Ввести: понятие «чередование согласных в корне слова»; правила о написании корня в однокоренных словах.
3. Научить: выделять графически корень в родственных словах; раскрывать смысл понятия «чередование согласных в корне слова» и обосновывать своё мнение; писать корни с чередованием согласных; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; писать слова с изученными орфограммами; выполнять учебное задание, используя правило; действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Задачи:
Образовательные: формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»; развитие умения распознавать и подбирать родственные слова ,учить выделять и характеризовать корень;
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
УУД:
ЛичностныеУУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные УУД: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Познавательные УУД: определять чередование в корне однокоренных слов и обосновывать своё мнение; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение.
Планируемые результаты: определять группы родственных слов и выделять корень графически; писать корни с чередованием
согласных; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; писать слова с изученными орфограммами.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
№
Дидактическая
структура урока
Содержание
Деятельностьучителя
Деятельностьучеников
1.
Организационный момент
Начинаем наш урок.
Работаем старательно, слушаем внимательно. Урок я хочу начать с пословицы. Как вы ее понимаете?
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
Учитель приветствует, настраивает детей на урок
Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
2
Актуализация знаний
Сос тав сло ва
Что вы можете сказать? (Слова разделены на слоги, тема урока «Состав слова»)
Как устроено слово, что в нем есть? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Слова можно разобрать, собрать, из частей слова можно образовать новые слова. Установи порядок. (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Орфографическая минутка
Посмотрите на доску, в каких словах пропущены буквы, объясните орфограммы. Постарайтесь собрать из слов предложение:
Мы, пров_рять, на, уроке, думать, будем, п_сать.
На уроке мы будем пИсать, думать, провЕрять.
Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения.
Почему после слов стоят запятые? Докажите, что - это однородные члены предложения. (Относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос)
Словарная работа
(Слайд 2) В данной цепочке спряталось новое словарное слово.
КРЬВЕТЕРОЕН
Что такое ветер?
(Слайд 3) Ве́тер — движение воздуха в горизонтальном направлении.
Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений). Оцените свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).
Организует орфографическую минутку
Знакомит с новым словарным словом
Учащиеся выполняют работу на карточках,
оценивают свою работу.
Делают выводы
Записывают предложение, подчеркивают главные члены, выделяют орфограммы
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(Слайд 4) У нас остались буквы, соберите слово. Подсказка: загадка.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
(Слайд 5)-О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (Сообщение)
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? (Многозначное слово)
Какую цель мы поставим на урок?
Обозначим проблемные вопросы:
(Слайд 6) 1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
Читает загадку, обозначают проблемные вопросы
Отгадывают загадку.
Ученик читает значение слова «корень» из толкового словаря.
Определяет цели урока, обозначают проблемные вопросы.
4
Первичное усвоение новых знаний.
Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Много родственников появилось, все они похожи. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
На парте у каждого дерево. Запишите слова с корнем САД.
Какие слова у нас получились?
(Слайд 7) , посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. Самопроверка.
Как в сказке называются эти слова? (родственниками)
Близки ли по значению эти слова?
Что общего у этих слов (общая часть – сад-)
Как называется эта часть? (корнем).
Поэтому у родственных слов есть другое название – …однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
Что такое корень слова?
Откройте учебники на странице 94 и прочитайте правило. Правильно мы ответили на вопрос?
Читает текст
Слушают, выполняют задание: подбирают однокоренные слова к слову «сад». Самопроверка.
Делают вывод, читают правило.
5
Физминутка
Веселая зарядка
Проводит физминутку
Учащиеся выполняют движения на релаксацию.
6
Первичная проверка понимания
(Слайд 8) Чтобы правильно выделить корень, что мы должны сделать? (Нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей).
Стихотворение «Родственники».
- Кто вы такие?
-Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.
-А я их тетя гусеница.
-Ребята , вы согласны?
Вывод делают дети: -Важно вдуматься в смысл слова.
Давайте составим алгоритм определения корня слова
Алгоритм определения корня слова
1-й шаг. Подумай над значением слова.
2-й шаг. Подбери родственные слова.
3-й шаг. Выдели общую часть.
Работа по учебнику. Упр.159
Первые вариант в столбик выписывают родственные слова (чудо, зелень). Выделить корень
Второй вариант в столбик выписывают родственные слова (гнёзда, тигр). Выделить корень. (Взаимопроверка)
Сделайте вывод о корне. (В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него образуются другие слова).
Читает стихотворение, проверяет алгоритм, организует детей на выполнение упражнения
Слушают стихотворение, анализируют, делают вывод.
Выполняют упражнение, проверка.
7
Первичное закрепление
Игра «Исключи лишнее»
Задание: из каждой строчки найди однокоренные слова, обозначь в них корень, «лишнее» слово зачеркни
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
Организует игру «Четвертый «лишний»
Работают на листочках, из каждой строчки ищут однокоренные слова, обозначают корень.
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подобрать однокоренные слова к словам: зима, земля, выучить правило
Объясняет домашнее задание
Записывают в дневник
9
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что мы сегодня повторили?
На листочках напишите.
Как называется тема нашего урока?
Какое задание показалось самым трудным?
Какое самым интересным?
Организует рефлексию
Дописывают предложения
Приложение
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
Как называется тема нашего урока?________________________________
Какое задание показалось самым трудным?____________________________