1. | Организационный момент | Создание эмоционального настроя на учебную деятельность Пусть сегодня светит солнце и на улице весна! Распускаются листья, зацветают цветы. Так тепло и радостно! А у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и подарите им улыбку, чтобы у них на душе тоже стало тепло и радостно. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. (Слайд 2) - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Тогда, начнём. - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. | Слушание Дети высказывают свои предположения. Дети настраиваются на работу, записывают дату. | Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3 | Формулирование проблемы. | - Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»! И сегодня на уроке, как я вам уже сказала, мы все вместе откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы её открыть, хорошо потрудиться нужно каждому из вас, а всем вместе работать дружно. - Вот сейчас мы дружно вспомним: «Что такое речь?» - Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | | | | | | | | | | | | | Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить. Проверка на слайде (Слайд 3) - Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А как называется эта часть речи? - Значит, какая цель нашего урока. Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это? А какие птицы к нам возвращаются? К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали? Что это за птица? Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании? (Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.) Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст. Что в нём не так, какой недостаток? Как исправить этот недостаток? Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится? (Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.) Слова, какой части речи мы заменили в тексте? А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? | - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Нужно распределить слова, по частям речи. У доски 1 ученик распределяет слова по группам. Остальные – на карточках. - Они не относятся ни к одной из групп. -Да. Да. - Не знаем. -Узнать, как называется новая часть речи. Ребята отвечают, что это птицы. (Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран) (Ласточка) Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании. Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА, (необходимо заменить его другими словами). (Имени существительного) (Знающие ученики отвечают, что это местоимения) | Коммуникативные УУД. -Умение работать в паре. Регулятивные УУД. - развиваем умение прогнозировать предстоящую работу Личностные УУД. - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
6 | Открытие новых знаний. | Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне. На какой вопрос отвечает слово «слон»? Каким местоимением заменяется слово СЛОН? На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать? Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении? Значит, какой вывод мы можем сделать? Давайте составим правило сами, опираясь на знания, полученные в ходе наблюдений. Возьмите большие листы на партах, внимательно прочитайте. Поработайте в парах. Зачеркните лишние овалы со словами. А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись? Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Работа с определением (с. 101,102). 1. Самостоятельное чтение про себя. 2. Беседа по вопросам: - Местоимение – это часть речи? - Что значит «не называют, а указывают»? – Назовите ещё раз местоимения. – Сколько их? (8.) - Какие части речи заменяют местоимения? | Дети читают стихотворение на слайде Отвечает на вопрос КТО? (Слово слон заменяется местоимением ОН) Отвечает на опрос КТО? Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное. Дети читают Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова. Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. Ответы детей: местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Да (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.) - Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. - имена существительные, имена прилагательные и др. | Познавательные УУД. - выявлять сущность, особенности объектов; - на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные УУД. - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
9 | Закрепление полученных знаний | Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем. Поможем братьям – лосятам спуститься на землю (электронное приложение к учебнику) Я вам бросаю мяч и называю местоимение, а вы мне возвращаете мяч, заменяя его существительным Молодцы! А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем. Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы! | Дети выходят к интерактивной доске по очереди и выполняют задание. Играем в игру «Замени местоимение» Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради. | Коммуникативные УУД - развивать умение слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре Познавательные УУД. - выявлять сущность, особенности объектов. - обобщать и классифицировать по признакам. |