Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. (Слайд 2) - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Проверяют готовность к уроку. Дети высказывают свои предположения. Записывают в тетрадях дату, классная работа | Коммуникативная компетенция | Самоконтроль, самооценка | Готовность обучающихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. |
II этап: минутка чистописания, постановка цели и задач урока 5 мин. |
Минута чистописания. Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Минутка чистописания: - Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку. Эта буква – это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот ее и назовешь. Я - Давайте вспомним: «Что такое речь?» - Какие части речи вам знакомы? -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | | | | | | | | | | | | | Карточки со словами: малина, красивый, она, играет, картина, ты, я, смелая, бегать. Проверка по эталону на доске. - Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А как называется эта часть речи? - Значит, какая цель нашего урока. | Прописывают букву я до конца строки. - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Нужно распределить слова, по частям речи. У доски 1 ученик распределяет слова по группам. Остальные – на карточках. - Они не относятся ни к одной из групп. -Да. Да. - Не знаем. - Узнать, как называется новая часть речи. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самоконтроль, самооценка | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Аргументируют свою точку зрения. Принимают участие в продуктивном диалоге. Умеют проявлять познавательную инициативу |
III этап: актуализация знаний 5 мин. |
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | - Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 3) Сова - хищная птица. Сова охотится на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. - О чём говорится в первом тексте? - О чём говорится во 2 тексте? - Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? - Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. Так какая тема сегодняшнего урока. (Слайд 4) Переворачивает карточку с названием темы урока. -Если это часть речи, что мы должны узнать об части речи? | Дети читают со слайдов тексты. - О сове. Дети могут сразу сказать, что о сове, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится. - Она -сова, они – совы. - Место имени существительного. - Местоимение. Ставят задачи урока: узнать: - на какие вопросы отвечает; - что обозначает; - о роли в речи | Учебно-познавательная | Вопросительные слова | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности. Умеют определять учебную задачу. |
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. |
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Работа по учебнику. С.99, упр.171 - Какие местоимения встретились в тексте? - Они указывают на какой-то предмет? А называют его? - Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. (Слайд 5) Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). - Давайте сравним наше определение с эталоном. (Слайд 6) Физминутка 2 мин. Упражнение для глаз. Ребята, а сейчас мы с вами проведем физминутку для глаз. Смотрите на слайды, за движением предметов наблюдайте только глазками. | Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. - Он, я, ты, они. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения. Дети читают определение на слайде. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Согласен – не согласен | Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
V этап: первичная проверка понимания 5 мин. |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. | Работа по упр.172 (устно) - Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет? | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная работа | Излагает, объясняет учебный материал |
VI этап: закрепление изученного материала 13 мин. |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | Самостоятельная работа по упр.173. - Рассмотрим рисунки, назовём предметы. - Запишем названия предметов, а в скобках - местоимения, которыми можно заменить каждое слово. - Работаем у доски и в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради. Пальто (оно), лампа (она), коньки (они), цветок (он), платок (он). - На какие вопросы отвечают местоимения? 3. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом. 1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад. 2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу. 3) Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться. - Прочитаем предложения. - Что вы заметили необычного? - Задание. Заменить повторяющиеся имена существительные местоимениями. - Списать: 1 ряд- первую строчку, 2 ряд-2 строчку, 3 ряд- 3 строчку. - Поверка: читаем по рядам, ученик, который читал, работает у мультимедийной доски. 4. Игра "Черный ящик" - Рассмотрите картинки. Догадайтесь, какие местоимения спрятались в словах, изображенных на картинках. | Дети выполняют задание. Дети поднимают руки. 1 ребёнок работает у доски. Делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное. Дети берут карточки с текстом, читают предложения. Ответы детей. Пишут в тетрадях. Проверяют, сравнивают, оценивают. Ответы детей: кОНИ, ВЫдра, заЯц, телефОН, ТЫква, МЫло, корОНА, Якорь. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа в парах Самоконтроль, самооценка | Контроль и самооценка познавательной деятельности. Умеют соотносить цели и результаты собственной деятельности Умеют различать местоимения и имена существительные. Участвуют в продуктивном диалоге. Умеют адекватно оценивать правильность выполнения задания. Распознают местоимения. |
VII этап: итог урока 2мин. |
Провести инструктаж по выполнению дом. задания | 1. Вопросы: - Назовите местоимения. - Что такое местоимение? (часть речи) - На что указывает местоимение? (на предмет) - Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения? 2. Домашнее задание. - стр. 100, упр. 174. 3. Выставление отметок. | Дети отвечают на вопросы. Дети читают текст упражнения и задают вопросы. | Коммуникативная, учебно-познавательная | Фронтальная работа | |
VIII этап: рефлексия 1 мин. |
осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали? Какие из поставленных целей на уроке мы выполнили? – Какое задание для вас было трудным? – Какое задание вам особенно понравилось? Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. (Слайд 7) Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам. Я не совсем понял, что такое личные местоимения. - Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке. | -Узнали о новой части речи – местоимении. Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Самооценка | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |