1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) | - Здравствуйте, ребята. -Послушайте стихотворение и подумайте, как его тема связана с русским языком, какие проблемы поднимает автор? Чтение стихотворения С. Смирнова Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); целеполагание (Р) |
2. Проверка домашнего задания. ( 6 мин.) | - Ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. - Какие трудности возникли при выполнении? - Что показалось наиболее простым и понятным? - Поменяйтесь с соседом по парте работами и проверьте их. | Анализируют ход выполнения домашнего задания. Проводят взаимопроверку домашнего задания | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р). |
3. Актуализация знаний и выявление затруднений. (10 мин.) | 1. На доске вы видите изображение озера Байкал. * Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.) * Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.) * Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания. Итак, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. 2. Организует работу в парах. -Что вы знаете о словосочетаниях? Запишите эти сведения в первую колонку таблицы. Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…» Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать | | | | На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах: 1. Что такое словосочетание? 2. Как связаны слова в словосочетании? 3. Из каких частей состоит словосочетание? 4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? | Рассматривают фотографии. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и цели урока Объединяются в пары и обсуждают свои записи. Одна – две пары зачитывают информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. | Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П) Самоопределение (Л) Выполнение пробного учебного действия (Р) |
4. Проблемное объяснение нового знания. (10 мин.) | Раздает учащимся тексты с правильной информацией. Знаки для маркировки текста: «+» - это я знал «!» - новое для меня «-»думал иначе «?» - есть вопросы Информационный текст: 1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода. 2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица. 3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. 4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения. 5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными. | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Словами или словосоч. записывают информацию во 2 столбик таблицы. В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут). | Анализ, сравнение, обобщение (П); Смысловое чтение (П); Определение основной и второстепенной информации (П); Моделирование (П); Постановка вопросов (К) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
5. Первичное закрепление во внешней речи. (10 мин) | 1. Постарайтесь, не глядя в текст из учебника, рассказать, о чем вы прочитали. -Знания очень важны, но о здоровье забывать нельзя. Время для физкультминутки! Физкультминутка Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели, И их лучики погрели. Бабочки летали, Крылышками махали. Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, Нам пора букет собрать. Раз присели, два присели, В руках ландыши запели. 2. Выполните упр. 130,129. | Проговаривают теоретические сведения. Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосоч.) (Читают стихотворение, объясняют, в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь, выписывают словосочетания из 1 части стихотворения) | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П), Умение структурировать знания (П) Выполнение действий по алгоритму (П) |
| Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднения? Что показалось наиболее просто? Что бы вы еще хотели узнать по этой теме? | Отвечают на вопросы учителя | Рефлексия способов и условий действия (П); Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К) Учет разных мнений (К) |