2. Мотивация, актуализация знаний | Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя М.Горького «…чтобы грамотно писать, надо хорошо знать свой родной язык» - Как вы понимаете эти слова? - А как вы думаете, можно ли знать все на свете? - А если нельзя все знать, может не стоит учиться? - Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать что-то новое. - Сегодня на уроке узнаем много нового. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Словарная работа. – А теперь мы с вами поработаем со словарными словами. –Посмотрите на доску. – Что это за животное? – Название птицы. – Поставим ударение. – Какая буква пропущена (непроверяемая гласная в корне слова…) | Дату Классная работа Птица Ворона, воробей, снегирь, сорока, синица, петух, соловей | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; высказывать свою точку зрения; умения слушать и понимать других. |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. | 1– Открываем дидактический материал – Упражнение 196. – А сейчас прочитаем четверостишье Александра Шибаева и ответим на вопросы. А дорога – далека, А корзина – нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… – Как называется сказка, о которой говорится в стихотворении? – Как зовут её героиню? – Назовите слова, которые отличаются одним звуком. – Какой это звук? – А теперь запишите эти слова. Записываем слова на доске Сесть съесть – Чем отличаются записанные слова? – Сформулируйте главный вопрос урока. – Чем мы сегодня будем заниматься? - Чему мы должны научиться? – Что мы сейчас делали? 2. Наблюдение над ролью ъ в словах. съесть подъём объявил – Произнесите эти слова. – Что вы заметили общего? – За какими буквами он «скрывается»? - Запишите эти слова в столбик. – Между какими буквами находится ъ? - Подчеркните их. – Какую роль выполняет ъ? – Сделайте вывод: для чего нужен разделительный ъ? 3. Наблюдение над различием разделительных ъ и ь. съесть пьеса отъезд друзья – Сравните слова в двух столбиках. – Что общего в написании разделительных ъ и ь? – Выделяем приставку и корень в словах. – В чём различие? – Сделайте вывод: в каких случаях пишется разделительный ъ? Физминутка. Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо - влево) Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (покружиться) б) Продолжим наблюдение по учебнику. Открываем учебник. – Найдите три столбика слов. – Прочитайте слова, в которых пишется разделительный ъ, и проверьте свои предположения. – Определите, почему в словах первого столбика разделительный ъ не пишется? – Почему в словах второго столбика разделительный ъ не пишется? – Рассмотрите схему после упр. 207. – Что обозначает синяя точка на схеме? – Назовите буквы гласных, перед которыми пишется разделительный ъ. Сколько их? Сравните с буквами, перед которыми пишется разделительный ь. Совпадают ли они? – Сформулируйте правило написания разделительного ъ, опираясь на схему после упр. 207. 4. Чтение правила, расположенного перед упр. 208. – Сравните с вашими выводами. | Маша и медведь. Маша Сесть и съесть. Звук [й']. Буквой ъ. Какую роль выполняет ъ и в каких случаях он пишется? Будем учится учиться искать ъ знак в словах Определять его роль в слове. Писать слова с ъ знаком Планировали свою деятельность. Есть звук [й'].) (За буквами е, ё, я.) (Между буквами согласных и гласных.) (Отделяет букву согласного от буквы гласного, является разделительным.) (Отделяет буквы согласных от букв гласных) (После букв согласных перед буквами гласных.) (После приставок перед корнем.) (Приставка оканчивается на гласный.) (Нет букв е, ё, ю, я.) Е,ё,ю,я Нет буквы и | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы. На основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Регулятивные УУД Работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; |