Этапы урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Мотивация Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Положительный эмоциональный настрой учеников. | Фронтальная | Зачитываю стихотворение. На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. - Откроем тетради и запишем число, классная работа. | Обучающиеся слушают Записывают число, Классная работа. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. Физминутка Цель: мобилизовать внимание обучающихся. | Фронтальная | Зачитываю слова: -Чтобы нам добыть огонь, Трём ладонью об ладонь. Вдруг ладошка заискрится, И бумажка загорится. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем разгибать. | (трут ладонью о ладонь) (сжимают и разжимают пальцы) | Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность. |
3.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная, взаимопроверка, взаимооценка. | Было «сели» – стало «съели». Догадаться все сумели, Почему случилось так? Кто виновен? – Почему одно слово превратилось в другое? (Всё дело в разделительном твердом знаке.) – Попробуйте сформулировать тему нашего урока. СЛАЙД - Поставьте перед собой познавательную цель | Слушают учителя, ищут ответ на поставленный в шуточном стихотворении вопрос. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД: использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства |
4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки целей урока. | Фронтальная, парная | Раздаю тексты с письмом Незнайки с ошибками на данные орфограммы). Текст письма: Привет, друзя! Летом я отдыхал у бабушки. Седал всю кашу, вёл сёмку природы, ухаживал за улями и покрасил коля забора. Подвожу детей к формулированию затруднения. Почему у них сразу не получилось найти и исправить все ошибки? Каких знаний им не хватает? Помогаю детям сформулировать учебную задачу урока. -Какие задачи поставим перед собой? СЛАЙД 1. Узнать, когда пишется разделительный твёрдый знак. 2. Научиться различать слова с разделительными ъ и ь. 3. Оценивать свои учебные действия. | Работают с текстом письма (текст распечатан), пытаются найти ошибки. Дети фиксируют количество найденных ошибок и формулируют затруднение, почему у всех получились разные ответы. Ученики подходят к постановке учебной задачи: правописание разделительного твёрдого знака. Формулируют задачи урока с помощью опорных слов. | Регулятивные: выделять и формулировать учебную цель. -развитие способности к самооценке. Познавательные: -анализировать текст с учётом задания; Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, - участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы. |
5. Изучение новых знаний и способов действий. Цель: знакомство с правописанием разделительного твёрдого знака. Учить детей самостоятельно формулировать правило. | Фронтальная, парная | – Выполните упражнение 264 и ответьте на вопрос: какую роль играет твердый знак? – Попробуйте определить два обязательных условия, при соблюдении которых пишется твердый знак. – Прочитайте правило на с. 134 и проверьте правильность своего предположения На доске: съедал, съёмка, Давайте исследуем, когда пишется разделительный твёрдый знак по следующему алгоритму: СЛАЙД 1.Прочитаем слово. 2. Разобрать по составу. 3. Определить, есть ли в слове приставка. 4. На какую букву оканчивается приставка. 5. С какой буквы начинается корень. 6. Сформулируйте правило. Когда же пишется разделительный твёрдый знак? На доске появляется схема: СЛАЙД е ¬ ъ я ю ё | Выполняют упражнение. Анализируют данный материал и делают вывод о необходимых для написания разделительного твердого знака условиях (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня). Читают правило Запись в тетрадь. Разбор по составу вслух, запись в тетрадях. Обучающиеся самостоятельно выводят правило. Рассказывают правило в парах. | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи родного языка. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем. |
Физминутка. Цель: снять утомление | | - Выполним физминутку. СЛАЙД | Выполняют действия, которые отражены в стихотворении. | Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность. |
Первичное закрепление. Цель: вырабатывать алгоритм по написанию слов с разделительным твердым знаком. | Фронтальная, парная, взаимопроверка, взаимооценка. | Спишите, вставив нужную букву. СЛАЙД Под?ход, под?ест, раз?ярённый, по?яснил, под?ём, об?учил. Расскажите правило. | Рассуждают вслух цепочкой, запись слов. Рассказывают правило. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; |
8 .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. | Работа в группах (по рядам) Игра «Поставь на своё место». -Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить ъ и ь разделительные, забыл. Коле надо помочь. С.. езд ъ ь Счаст… е ъ ь Об…явление ъ ь С…. ёмка ъ ь В…ётся ъ ь | Работают в группах | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) Предметные: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком. Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. |
9. Контроль знаний. Планируемые результаты: научатся определять место орфограммы «Разделительный твёрдый знак в слове»; подбирать примеры к данной орфограмме. | Фронтальная, самопроверка, самооценка. | Тест (на карточке). 1.Когда пишется разделительный ъ? А) после суффикса, перед буквами а, и, о, е. Б) после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными. В) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я. 2. В какой строке все слова с разделительным ъ? А) об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел. Б) бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки. В) обез..янка, в..юга, под..ём, вороб..и, об..яснение. 3. Сколько слов с разделительным ъ в тексте? Из оврага к лесу ведёт крутой под..ём. Осен..ю мы всей сем..ёй поднималис.. на вершину холма. Папа об..явил привал. С радост..ю наблюдали мы, как пылают грозд..я рябин, играют на солнце жёлтые лист..я. Советуем и вам с..ездить на природу. А) 6 б) 4 в) 3 - Поменяйтесь тестами, выполним взаимопроверку. СЛАЙД | Выбирают правильные ответы и записывают буквы. Взаимопроверка | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Предметные результаты: Запомнить, когда следует писать разделительный твердый знак Уметь работать по алгоритму. |
10. Рефлексия. Цель: формировать способность самооценки, оценивать результат учебной деятельности. | Фронтальная, устный опрос. | - Вспомним, какие познавательные задачи вы ставили перед собой в начале урока. - Удалось нам с вами их достичь? Задание на самоанализ. Закончите предложения: СЛАЙД 1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) и с разделительным мягким знаком (Ь), потому что…… 2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно …………. Задание на самооценку. -Поднимите руки те, кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно. Вы научились и можете научить других. - Поднимите руки те, которые многому научились, но им нужна помощь. - Поднимите руки те, которым было трудно на уроке. Выставление отметок. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки; осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
11.Итог урока. | Фронтальная, устный опрос. | Какие задачи поставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, достигли их. На доске правило записано, надо вставить пропущенные слова: Разделительный ъ пишется после _____ , которые оканчиваются _____ звуком, перед буквами _ , _, _, _ . | Отвечают на вопросы. | Личностные: самооценка личного вклада в общий результат деятельности. |
13. Домашнее задание. Цель: обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Фронтальная | - Домашнее задание: правило с. 134, выучить правило, с. 135, упр. 265. | Записывают в дневник. | |