kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой технологическую карту урока русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Лексика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Лексика"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

ПОЛУХИНА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА





Тема

Повторение по теме «Лексика»

Класс

7 класс

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока


Актуализировать и восстановить знания учащихся о лексике, учить употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, закрепить навык раскрытия лексического значения слова с помощью словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов.

Планируемый результат

Предметные: знать определение понятия «лексика», «лексическое значение слова», «толковый словарь», уметь пользоваться толковым словарем, объяснять лексическое значение слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Лексика, лексическое значение слова, толковый словарь.

Ресурсы:

Учебник, интернет.

Формы работы:

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Прослушайте стихотворения С.Я. Маршака.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. 


- На какие размышления натолкнуло вас стихотворение? Обсудите в парах, выскажите свое мнение.


Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

- Когда вы были маленькие, то, конечно же, любили загадки. Сейчас мы на минутку вернемся в детство и отгадаем загадки:

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Серое брюхо, длинное ухо.
(Заяц)

Мастер шубу себе сшил,

Иглы вынуть позабыл. (Ёж)

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Толстенькое брюшко,
Маленькие ушки,
Розовая спинка,
Это наша…  (свинка)!

Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)

- Почему вам легко удалось отгадать, о каких животных идет речь? (В загадках описывается животное, объясняется, кто это).

- Какое значение слова раскрывается в загадках? (Лексическое).

- Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…


Слушают учителя, отгадывают загадки.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

- Вспомните, в каком современном детском мультфильме действующими героями являются животные из загадок. («Смешарики»).

- Просмотрите фрагменты из мультфильма, прислушайтесь к речи героев. Что необычного вы отметили? (Фрагменты из серий «Скамейка», «Как стать звездой», «Железная няня»). smesharik.net


- Какие ошибки допускают герои в речи?


Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Отвечают на вопросы, смотрят видеофрагменты, воспроизводят информацию.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.


Построение проекта выхода из затруднения

Разделитесь на четыре группы. Каждой группе будет выдана карточка с высказываниями одного из героев. Вы должны проанализировать речь, отметить недостатки. В своей работе используйте толковые словари, которые лежат у вас на партах.

1 группа. Крош

«Ну, так вот, понимаешь, жду, когда высохнет краска».

«Я же говорил, что он улизнет».

«Больше не включай, занянчит».

«Ядовитую громадину».

«Ну, ребята, вы попали».

«Классная штука».

«Хочется, понимаешь, побыть одному». «Собирать фантики – это круто».

«Старая развалюха».

«И чего ты копаешься?»

«Ух-ты, чьи-то следы, смешные такие».

«Ты чего там корни пустил?»

«Отличный удар».

«Главное – не результат, главное – участие».

«Я прочучухал станций пять».

«И все-таки мы ужас как скучно живем».

«Не понял, а в чем прикол?»

2 группа. Ежик

«Можно, это, почувствовать».

«Ну, ты же, так сказать, закрасил».

«А если его, так сказать, заглючит?»

«Ума не приложу».

«Здорово».

«Это апофеоз».

«У меня из головы не идет эта Лили».

«Это раритет».

«Тебе никогда не понять своей тугодумной головой».

«Может, того, кончилась?»

«Складную удочку, очень красивую».

«Приятное ощущение тайны».

3 группа. Нюша

«Потрясающе!»

«Ну, вы совсем…»

«Я чуть не умерла от страха».

«У нас, принцесс, это запросто».

«Это просто свинство».

«Безобразие».

«Ну, вы совсем…»

«Грех было не воспользоваться».

«Помочь даме как истинный джентельмен».

«Я буду музицировать».

«Какая красота!»

«Ой, не могу, дуралеи, они идут за сокровищами».

«Какая прелесть!»

«Какой замечательный воздух!»

«Вот непруха-то».

«Как это клево – быть знаменитой звездой».

«Дурики, это же я».

«Ой, темнота, журналы надо читать».

«Ну, вы ваще».

4 группа. Лосяш

«Мне тут приспичило сделать прогноз».

«Друг мой любезный, это не в моей компетенции».

«Вы наблюдали когда-нибудь редкий феномен природы?»

«Вам не составит труда принести лампу».

«Сие небесное тело упало на голову».

«Не надо опускать руки, давайте дерзать».



Проводят исследование, делают анализ

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Каждая группа представляет свой отчет.

1 группа. В речи героя есть слова из молодежного жаргона, слова со сниженной стилистической окраской, слово-паразит, оценочная лексика. Герой придумывает новые слова.

2 группа. Герой использует слова-паразиты, слова с пометой разговорное, наряду с ними слова с пометой книжное, высокое, а также в его речи можно встретить фразеологизмы и крылатые выражения.

3 группа. Герой употребляет бранные и разговорные слова, молодежный сленг, оценочную лексику, а также есть книжные выражения и слова.

4 группа. Много книжных слов и выражений, значение которых нужно искать в словаре.


- Прослушав все отчеты, сделаем общий вывод.

В речи героев встречается много просторечных слов и даже бранных, что оказывает отрицательное влияние на формирование правильной речи у детей, которые смотрят этот мультфильм.

- Какую проблему мы подняли сегодня на уроке? (Проблему чистоты русского языка).

Представляют отчет о проделанной работе

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

- Нарушение каких языковых норм мы отметили в речи персонажей мультфильмов? (Лексических норм).

Рассмотрите таблицу, запишите правильный вариант. Проверьте в парах.


ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.


2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.


3.Смешение паронимов.

Я приобрел абонент в бассейн.


6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.


8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

Илюша говорил, что случился этот случай зимой.


9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.



Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, работа в парах

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Выполнение заданий web-квеста по теме «Лексика» по группам. http://poluhina-tanja.wixsite.com/leksika

1 группа «Лексические ошибки»

2 группа «Значение слова»


3 группа «Кроссворд»

4 группа «Фразеологизмы»


Выполняют задания квеста.

Групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

Выберите любую фразу и продолжите ее:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно  выполнять…

теперь я могу решать..

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…



Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивировать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие высказывания.

Домашнее задание

Охарактеризовать речь любого персонажа мультфильма с точки зрения лексических норм или выполнить упражнение по учебнику.








п/п Название ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.Мультфильм «Смешарики»

Видеофрагменты

www.smesharik.net

2. Web-квест

Упражнения

http://poluhina-tanja.wixsite.com/leksika




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Лексика"

Автор: Полухина Татьяна Олеговна

Дата: 27.08.2018

Номер свидетельства: 476434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока. Технологическая карта урока английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "324150"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462363394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Повторение темы ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-povtorieniie-tiemy-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "236738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444147429"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Технологическая карта урока немецкого языка "Снаружи листопад" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-snaruzhi-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "223106"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437284412"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока немецкого языка в 8 классе. Тема: Русские и немецкие писатели"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_nemetskogo_iazyka_v_8_klasse_tema_russkie_i_nemet"
    ["file_id"] => string(6) "585487"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629376972"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства