Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Знаете, мой любимый ученик Вася Ошибкин читал рассказ и нашел в тексте ошибки. Вот посмотрите на отрывок из текста: «Андрей сегодня будет выступать на соревнованиях. Мама его будит, а он никак не просыпается.» Вася спросил меня, почему это в двух вроде бы одинаковых словах разные окончания? Давайте поможем ему разобраться. -Каких знаний не хватало Васе? (знание спряения глаголов) -Что такое спряжение? (изменение по лицам и числам) Для чего важно знать спряжения глаголов? (чтобы правильно писать личные окончания) -Сформулируйте тему урока. Определите задачи на урок с помощью слов помощников: Я повторю … Я узнаю …. Я научусь… Мне пригодится … | Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Называют цели с помощью слов-помощников, связанных с формированием умения правильно писать безударные личные окончания глаголов | Учебно-познавательная, / Планирование познавательной деятельности коммуникативная/владение устной речью | | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | - Чтобы помочь Васе разобраться в проблеме, мы должны опираться на знания, полученные ранее. Давайте вспомним, что мы уже знаем о спряжении глаголов. Проведем игру «Согласен – не согласен». Я раздаю вам карточки с вопросами, вы ставите +, если согласны с утверждением. Если не согласны, то ставите -. (Приложение № 1) | Демонстрируют знаний, умения по теме. | Учебно-познавательная/ Применение знаний в нестандартной ситуации | Прием «Согласен - не согласен» | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, (умений), известных способов деятельности. |
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | - Ну вот мы готовы помочь разобраться Васе. Читайте внимательно задания КОЗ. (приложение №2) | Выполняют КОЗ Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, на основе материала учебника составляют алгоритм работы. | Учебно-познавательная/ Нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач. | КОЗ, составление алгоритма | -умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. - умение работать по плану -познавательный интерес к новому материалу |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | -Мы разобрались в том, что Вася был не прав. Ошибки в тексте не было. В тексте встретились два разных глагола. Один из них I спряжения, другой- II спряжения. | Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Работает со словарем. | Учебно-познавательная, / применение знаний коммуникативная/владение устной речью Информационная/поиск информации | Прием «Лови ошибку» Работа в паре | Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалу оценивания. Умение использовать информацию из разных источников |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | - Сказка. Правит городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Алгоритм. Заполнение. Молодцы, ребята. Пришло время творческой работы. - Распределительные диктант . Коллективная работа. -Собрать пословицы. Труд не кнут, а человека подгоняет. Трудом Родину славим, трудом ее украшаем. И споем, и спляшем, только поле вспашем. Упустишь время – потеряешь урожай. Без заботы и репу не вырастишь. Рабочие руки не знают скуки. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Работа с места. Какой общей темой объединены пословицы? Разноуровневые задания на оценку. Дифференцированное задание. Выберите из 3-х уровней задач то, что вам по силам выполнить. 3. Работа в парах (по взаимопроверке) I уровень Задание: по неопределённой форме глагола определить спряжение, вставить слово, изменив форму глагола, обозначить букву-орфограмму в безударном окончании глагола. (Наступать) весна. (Радовать) всех нас яркое солнышко. Ветерок (веять) ласково с юга. Вот грач (искать) прутики для гнезда. Все мы (испытывать) чувство радости при пробуждении природы. I I уровень Задание: вставить пропущенные буквы в безударном окончании глагола, рядом написать в скобках НЕОПРЕД.Ф., подумать над глаголами-исключениями. Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоняя..т их на открытую воду двига..т их вперёд, тороп..тся согнать их в одно место. I I I уровень Задание: составьте рассказ о весне с данными словами, употребите глаголы в настоящем или будущем времени, обозначьте орфограмму «Безударная гласная в личных окончаниях глаголов». Надпишите спряжение над глаголами. Природа, земля, солнышко, ветерок, травка, первые цветы, шмель, человек, весна, Пробуждаться, оттаивать, пригревать, ласкать, пробиваться, торопиться, радоваться. | Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. | Учебно-познавательная, / применение знаний Коммуникативная/ владение стилевыми приемами оформления текста | Составление текста Прием «Цветные поля» (Ученик, выполняя письменную работу, отчерчивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю») | Самостоятельно работает по алгоритму. Закрепляет умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание; |
Организовать действие по обобщению Действия по контролю и оценке знаний | В конце урока проверим уровень усвоения новой темы. Выполните тест на сайте учителя русского языка Захарьиной Елены Алексеевны http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test336.xml | Использует приобретенные знания в практической деятельности | Учебно-познавательная, / применение знаний | Интерактивный тест | Умение систематизировать, обобщать изученное. Анализирует достижение цели Анализирует личностное изменение в процессе учения |