| Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие, создание атмосферы доброжелательности. Проверка готовности к уроку. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие, проверка подготовленно-сти к учебному занятию, организация внимания детей. Попеременно с учащимися (через строчку)произно-сятся .правила работы на уроке: «На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Говори всё чётко, внятно, чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, подними спокойно руку». Учитель продолжает урок, обратив внимание детей на эпиграф к уроку: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам»(Александр Пятигорский, русский философ). | При помощи смайликов показывают своё настроение, желают друг другу хорошей работы. Включаются в деловой ритм урока. Проговаривают хором: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: всё, что нужно, под рукой»(проверя-ют наличие всего на парте). Попеременно с учителем произносят правила работы на уроке, | Личностные: самоопределе-ние. |
«Мозговой штурм» Лингвистическая разминка | Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного | Учитель задаёт вопросы: -С каким разделом науки о языке мы с вами познакомились? Что изучает морфология? Части речи – это… Грамматичес-кое значение существитель-ного? Прилага-тельного? Глагола? Что такое глагол? Что такое орфограмма? Для чего мы должны изучать орфограммы? Где нам пригодится это качество – быть грамотным человеком? С какими орфографическими правилами мы познакоми-лись, изучая глагол? | Дети отвечают на вопросы, некоторые из них подтверждая примерами. | Познаватель-ные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные: самопроверка |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии | Учитель сообщает детям, что они продолжают работать в исследователь-ской мини-лаборатории, и ставит перед ними языковую задачу: работа в парах. - На слайде даны слова. Вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте. Распределите слова в группы в зависимости от орфограммы(соб…рать,участв…вать,отм…рает,рассказ…вает,сж…гает,расст…лил,дыш…т,расст…лает). Дополнить этот список своими примерами (2-3 слова) | Анализируют, сопоставляют, делают выводы. Распределяют слова на группы(их 3), аргументиру-ют свой выбор (парная работа) -Дети дополняют список слов своими примерами на данные орфограммы | Познавательные: преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей Логические : построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, представление информации. |
Формулировка темы и цели урока(цели исследования). | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Учитель создаёт проблемную ситуацию (озвучивает проблему): -Со всеми ли заданиями вы смогли справиться, вы-полняя предыдущую работу? -Возникли ли затруднения и почему? -Может, мы чего-то не знаем? -А какие именно окончания глагола? –Значит ,какая у нас с вами учебная задача? -Попробуйте сформулировать тему, цели урока. -Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания безударных личных окончаний глагола? | Дети отвечают, что затруднения возникли, т.к. мы не знаем, как пишутся окончания глагола(безу-дарные). Определение учебной задачи(нау-читься писать безударные личные окончания глагола) и формулировка темы , целей урока. Дети отвечают, что мы можем ознакомиться с правилом в учебнике, а можем понаблюдать за глаголами и самостоятельно выявить определённые закономернос-ти в написании безударных личных окончаний глагола. | Регулятивные : высказывать предположения на основе наблюдений. Формулиро-вать тему, цель, задачи урока. |
Открытие новых знаний. Наблюдение. | Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков | Проблемная ситуация: учи-тель предлагает образовать от данных на доске глаголов формы 2 и 3 лица(несём, тянем). Учитель задаёт вопросы: -Cкажите, от какого глагола мы легко образовали формы, а от какого при образовании форм мы испытывали трудности? По-чему? А теперь в нашей исследователь-ской работе самый важный блок – составление алгоритма написания безударного личного окончания глагола.(Поиск решения выхода из создавшейся ситуации). | Ученики выявляют позицию гласной,в окончании (ударная, безу-дарная) и приходят к выводу ,что во втором столбике в глаголах окончание безударное, т.е. это ошибкоопас-ное место).Состав-ляют алгоритм под наблюдением учителя и вспоминают таблицу спряжений и окончаний глагола. Фор-мулируют правило. -Соотносят свои выводы с учебником. | Регулятивные: Искать пути решения проблемы. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.
Познаватель-ные : Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. Анализиро-вать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономер-ности.
|
Усвоение новых знаний, их первичное закрепление | Развитие учебно-языковых и орфографических умений. | Учитель проводит первичное закрепление:-Итак, в каком случае мы обращаемся к инфинитиву? -А если окончание ударное? -Значит, прежде чем выбрать один из способов, что мы должны сделать? -Когда у глаголов окончание будет являться орфограммой? На доске показывается образец применения алгоритма(фор-мируется репродуктивное мышление).Предлагается исследовать языковой материал с применением алгоритма действий. Затем учитель задаёт вопрос: «Итак, чему же мы научились, выполняя это задание?». Учитель предлагает карточки.. Распределить слова в 2 группы. | Учащиеся отвечают: -Если окончание безударное, оно нам неизвестно: ведь мы его не видим, а на слух определить точно не можем. –Ударное окончание пишем так, как слышим. –Прежде чем выбрать один из способов, мы должны поставить в глаголе ударение.-Окончание у глагола будет являться орфограммой, когда оно безударное. Далее проходит устная работа в парах(прого-варивание друг другу в парах).Затем после образца, показанного учителем, учащиеся по очереди выходят к доске и действуют по алгоритму( учащиеся пишут на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях). | Познаватель-ные: Строить работу на основе алгоритма. Осуществлять познаватель-ную рефлексию. Анализиро-вать, сравнивать, группировать. Коммуника-тивные: Слушать и слышать других, быть готовым корректиро-вать свою точку зрения Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
Физкультминутка | | | | |
Закрепление . | Выведение на уровень автоматизированного умственного действия. | Учитель предлагает работу в группах: выписать глаголы из предложений, определить безударные окончания глаголов, графически обозначить орфограмму (упражнение учебника). Учитель предлагает детям письмо ( из мультфильма), где допущены ошибки и на данную орфограмму, и на другие орфограммы по теме «Глагол».Ошиб-ки необходимо исправить. Если останется время,проводит-ся контрольно-диагностический тест(буквенный диктант –Е/И в окончаниях глаголов): учитель диктует. | Дети работают в группах, затем самопроверка по слайду и выставление оценок учащимися в оценочном листе(1 оценка).Следующий вид работы: работаем помощниками корректора «Письмо кота Матроскина дяде Фёдору» (исправляют ошибки, проверяют себя по слайду).Выставляются оценки в оценочный лист(2 оценка и итоговая оценка).Если останется время, учащиеся пишут контрольно-диагностичес-кий тест на листах, которые сдают на проверку учителем. | Коммуника-тивные: сотрудниче-ство с учителем, сверстниками. Регулятивные: Искать пути решения проблемы. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Обобщить, сделать выводы, | Учитель задаёт впрос. -Достигли ли мы цели урока. -Мы научились… -Мы повторили… -Оцените свою деятельность и одноклассников.-Выставление оценок учителем учащимся за устную работу в течение всего урока. | Ученики обозначают цель, доказывая формулировкой правила. Оценивают свою работу. | Регулятивные : Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание по выбору: 1)Выполнить упражнение № 657 . 2)Составить на изученное правило тест-лист для работы в парах(10 глаголов). 3)Написать мини-сочинение на тему «Весна пришла»,исполь-зуя глаголы настоящего времени(6-7 предложений). | Задают вопросы. | Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|