Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: организационный 2 мин. |
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | - Здравствуйте, ребята. Как прекрасно вы сегодня выглядите. Наверно, вы постарались с утра, подбирая одежду, приводя волосы в порядок. А теперь нам нужно поработать над внешним видом глаголов. Сегодня на уроке вы будете дизайнерами одежды для глаголов. | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | | | Включение в учебный процесс |
II этап: постановка цели и задач урока 3 мин. |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | -Давайте вспомним, какую часть слова мы сравнивали с вами с одеждой? Эта часть не меняет сути слова, а меняет лишь его форму. -Конечно окончание. С ним мы сегодня и будем работать. Знаете, мой любимый ученик Вася Ошибкин читал рассказ и нашел в тексте ошибки. Вот посмотрите на отрывок из текста: «Андрей сегодня будет выступать на соревнованиях. Мама его будит, а он никак не просыпается.» Вася спросил меня, почему это в двух вроде бы одинаковых словах разные окончания? Давайте поможем ему разобраться. -Посмотрите на тему урока. Каких знаний не хватало Васе? Чтобы помочь ему, как мы должны построить свою работу? -Сформулируйте цель урока. Определите задачи на урок с помощью слов помощников: Я повторю … Я узнаю …. Я научусь… Мне пригодится … | Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Называют цели с помощью слов-помощников, связанных с формированием умения правильно писать безударные личные окончания глаголов | Учебно-познавательная, / Планирование познавательной деятельности коммуникативная/владение устной речью | | Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
III этап: актуализация знаний 5 мин. |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | - Чтобы помочь Васе разобраться в проблеме, мы должны опираться на знания, полученные ранее. Давайте вспомним, что мы уже знаем о спряжении глаголов. Проведем игру «Согласен – не согласен». Я раздаю вам карточки с вопросами, вы ставите +, если согласны с утверждением. Если не согласны, то ставите -. (Приложение № 1) | Демонстрируют знаний, умения по теме. | Учебно-познавательная/ Применение знаний в нестандартной ситуации | Прием «Согласен - не согласен» | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, (умений), известных способов деятельности. |
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин. |
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | - Ну вот мы готовы помочь разобраться Васе. Читайте внимательно задания КОЗ. (приложение №2) | Выполняют КОЗ Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, на основе материала учебника составляют алгоритм работы. | Учебно-познавательная/ Нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач. | КОЗ, составление алгоритма | -умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. - умение работать по плану -познавательный интерес к новому материалу |
V этап: первичное проверка понимания 5 мин. |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | -Мы разобрались в том, что Вася был не прав. Ошибки в тексте не было. В тексте встретились два разных глагола. Один из них I спряжения, другой- II спряжения. - В начале урока мы с вами договорились, что будем дизайнерами одежды для глаголов. Я раздаю вам карточки с предложениями (приложение №3) Вы должны найти те глаголы, которые одели или надели (это тоже вам нужно выяснить с помощью словаря) неправильную одежду. «Работа в паре» по карточкам с обратной стороной (модельный ответ) | Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Работает со словарем. | Учебно-познавательная, / применение знаний коммуникативная/владение устной речью Информационная/поиск информации | Прием «Лови ошибку» Работа в паре | Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалу оценивания. Умение использовать информацию из разных источников |
VI этап: первичное закрепление 5 мин. |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | - Молодцы, ребята. Пришло время творческой работы. - Составьте и запишите с указанными глаголами небольшой рассказ «Воспитанный человек – что это значит?». Условие: поставьте глаголы в личные формы. Грубить, вопить, оглушать, звонить, кичиться, сорить, трубить, лезть, толкаться, перебивать, заноситься. | Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. | Учебно-познавательная, / применение знаний Коммуникативная/ владение стилевыми приемами оформления текста | Составление текста Прием «Цветные поля» (Ученик, выполняя письменную работу, отчерчивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю») | Самостоятельно работает по алгоритму. Закрепляет умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание; |
VII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 5 мин. |
Организовать действие по обобщению Действия по контролю и оценке знаний | В конце урока проверим уровень усвоения новой темы. Выполните тест на сайте учителя русского языка Захарьиной Елены Алексеевны http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test336.xml | Использует приобретенные знания в практической деятельности | Учебно-познавательная, / применение знаний | Интерактивный тест | Умение систематизировать, обобщать изученное. Анализирует достижение цели Анализирует личностное изменение в процессе учения |
VIII этап: рефлексия 5 мин. |
осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Вот и подходит к концу урок. Подведем итоги урока, закончив предложения: Я повторил… Я узнал…. Я научился… Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось.. Мне пригодится … | Анализирует деятельность по достижению цели | Учебно-познавательная, | Рефлексия с использованием клише | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
Проанализируйте предложения. Определите лексическое значение слов
1.Опираясь на материал учебника или статью в интернете, дополни алгоритм работы с безударными окончаниями глаголов.
2. Объясни выбор окончаний глаголов из текста.
3. Распредели предложенные ниже слова в таблицу.
4. Составь с одним из слов предложение.
Учебник русского языка 5 класс. Автор М.М. Разумовская (Безударные личные окончания глаголов. Спряжение глаголов).
Максимальное количество баллов-27.
* хорошо от 20 до 24 баллов: * отлично от 24 до 27 баллов.