Тема: Правописание приставок Пре- и При-
Учитель: Мухаметсафина Ильмира Фанитовна
УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба Русский язык 6 класс:учебник для общеобразоват.школ. 4-е изд. – М. Просвещение, 2014.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология построения урока: проблемно-диалоговая
Цели как деятельность учеников.
Образовательные:
формирование орфографического навыка правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-;
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах, парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к русскому языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные: пользоваться словарями разных типов; упражнениями в электронном приложении;
Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему);
Регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал; планировать, ставить учебную задачу; оценивать речевое высказывание.
Коммуникативные: взаимодействовать в группе, обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Деятельность
Учителя
Деятель-
ность
обучаю-щихся
Методы, приемы, техники, технологии
Развитие УУД
I.Организацион-
ный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветствие
Притча на формирование чувства уверенности «Всё в твоих руках».
Проверка готовности к уроку.
Приветствие учащихся
Принцип психологической комфортности. УУД:личностные, коммуникативные. Цель- создание доброжелательной атмосферы, мотивация на уверенность, на учебу, создание ситуации успеха.
II.Актуализация знаний
Прочитайте текст и озаглавьте её. Запишите число, классная работа. (на слайде №1)
Выпишите слова с приставками, графически выделяя их (слайд №2)
С какой морфемой мы будем работать?
Запишите слова. Обьясните графически выбор приставки (слайд№3)
Назовите слова первой группы и их приставки. (сбежать,надписать, отдавать, предположить)
_Почему эти приставки неизменяемые?
Какое из слов этой группы можно считать лишним и почему?
(Предположить – две приставки, корень с чередованием)
-Обьясните выбор З-С в приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на З и С.
Какое слово в данной группе можно считать «лишним» и почему? (разрастается – корень с чередованием)
Запись учащимися числа, «Классная работа».
Чтение, название текста.
Отвечают на поставленные вопросы (несколько учеников работают у интерактив-ной доски)
Слова (на рассвете,по-дул,замёрз-ли, приоткрыл, оглянулся, воскликнул, высунул, проговорил, вышли, причудли-вый, обледенело, склонились, задумались,сбежать, надписать, отдавать, предполо-жить.
Работа с текстом.
Графи-ческая работа
Работа со схемамиморфе-мами, словами.
Принцип деятельности. УУД регулятивные (проблемная подача учебного материала)
Принцип целостности УУД: познавательные, регулятивные
(самостоятельное формулирование цели), планирование, прогнозирование)
Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
III.Постановка
учебной цели
Постановка учебной проблемы.
Какие слова у нас остались? Прочитайте их. К какой группе их отнесем? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет) Почему? (Не знаем правила)
Возникла проблема. Какая (Когда писать пре-, а когда при-?)
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд №4)
Запишем её в тетрадях.
Записывают тему урока. Формулируют цель урока
Работа в тетрадях
Монологическая речь Строе-ние.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью, адекватно использовать речевые срелства для решения коммуникативных задач
Регулятивные УУД
- Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Формулировать тему урока.
IV.Усвоение новых знаний.
Физ.минутка (пауза релаксации)
Что нужно для того, чтобы правильно написать приставки Пре- и При-?
Вопросы-подсказки
Почему пре- и при- называют смысловыми?
Одинаковые значения у приставок пре и при или разные? (Сопоставьте с приставками на з-, с-)
Сделайте вывод: от какого условия зависит выбор приставки пре- и при-(от значения этих приставок)
Мы решили нашу проблему? (Нет)
Что для этого нам дальше необходимо выяснить? (Какие значения имеют приставки пре- и при-) Вывод: знать правила их написания.
Анализ слов с приставками пре – и при- Задание: проанализировать слова
- Подумать над значением каждого слова
- Определить, какое общее значение объединяет слова с вашей приставкой.
- Сделать вывод-версию о правописании гласной в приставке в вашем случае.
Материал для анализа
1-ая группа: приехать, прилететь, прибежать
2-ая группа: пришить, прибить, приколоть.
3-я группа: пришкольный, придорожный, приморский
4-ая группа: приоткрыть, присесть. Приподнять
Вывод: (слайд №5)
Какой части правила не хватает?
Предобрый, премилый, преувеличить.
Вывод (слайд №6)
Работа коллектив-ная
Групповая работа
Работа в группах
Физкульт-минутка
Групповая работа
Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(разви-тие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)
Развивать умения, применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями)
V. Работа с правилом в учебнике, наблюдения по учебнику
Прочитайте правило в учебнике на странице1 12
Сравните его с нашим
Все ли условия, перечисленные в правиле, были названы вами?
Упражнение №201, 202 (устно) №203,204 (у доски), №205 устно
№209, 210 (письменно) по группам
Читают правило в учебнике, сравнивают его с выводами, сделанными в процессе групповой работы, делают выводы
Работа с учебником
Познавательные УУД
1.Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
VI.Работа по
электронному приложению к учебнику (1ДВД)
Откройте тему № 29. Упражнение1. Распределить слова по колонкам, учитывая значения приставок. Вставьте пропущенные буквы. В каждую строку вписывайте по одному слову.
Материал: пребойкий, пристегнуть, превышать, привязать, приморский, приутихнуть, присвоить, преступить закон, преувеличивать, преградить, прилечь, придорожное, прервать, пригнать, пристанционный, приоткрыть, привести, прикроватное, примерзнуть, превосходный, приподнять, преспокойный.
Пространнственная близость:
Присоединение, приближение:
Неполное действие:
Сходно со значение пере-
Сходно со значением очень
Работают за компьютерами, слышат оценивание по своим работам
Работа с демоверсиями
Формирование УУД (личностных,регулятивных,познавательных). Развитие умения применять новые знания, формирование логических умений, создание благоприяной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействие учащихся в группах,умение услышать и принимать оценивание по электр. приложению
VII.Закрепление изученного материала
Подведем итог нашей исследовательской работы, составим опорную схему.
От какого условия зависит выбор приставки пре-, и при- в слове?
В каких случаях пишется приставка пре-, при-.?
Составление алгоритма-рассуждения
Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-.
Как действовать по правилу? Составим алгоритм (слайд №7)
Монолог, диалог, речь учащихся, составление алгоритма
Коллек-тивная работа
Работа в парах
Принцип деятельности непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)
Рефлексия деятельности
Оценивание
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги (слайд №11)
Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!
Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.
Прошу вас продолжить фразы. (слайд №12)
Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок)
Ответы по фразам: Главным для меня на уроке было то,…
Меня порадовало на уроке то,…
Теперь я буду знать, что.
Меня огорчило то, что…
МонологОценивание собеседника
УУД: познавательные, регулятивные, Цель:обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание
Упражнение 211,212 устно, №214 письменно, упражнения по электронному приложению закончить.
Запись учащимися в дневники