Технологическая карта урока «Имя прилагательное как часть речи»
Технологическая карта урока «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; развивать мотивы познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Имя прилагательное как часть речи»»
Технологическая карта урока «Имя прилагательное как часть речи»
Организационная информация
Предмет
Русский язык
Класс
5 класс
Тема
Имя прилагательное как часть речи
Образовательная программа по предмету (автор)
Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской. Москва «Просвещение», 2012
Автор урока (ФИО, должность)
Якимкина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы, высшая категория
Описание урока
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Время реализации урока
40 минут
Цели урока
Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; развивать мотивы познавательной деятельности.
Задачи урока
Обучающая: пополнитьпрактический опыт учащихся в употребленииимен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
Знатьопределение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль
Уметьдоказывать свою точку зрения при определении прилагательного по морфологическим признакам.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
УУД
Личностные УУД: формировать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;формировать навык у обучающихся устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Коммуникативные УУД:формировать навыки работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других
Познавательные УУД:- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; выделять необходимую информацию, соотносить с заданным действием; осуществлять логические операции
Структура и содержание урока:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Наш урок - первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами.
Что мы будем расследовать, предлагаю узнать с помощью фрагмента комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Внимательно смотрите и слушайте: то, о чём будет говорить главный герой, и станет темой урока-расследования.
Итак, запишем в тетради:
Тринадцатое марта
Классная работа
Имя прилагательное как часть речи
Каждый сыщик должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами - оценочный лист (Шерлок Холмс).
Выставьте оценку за домашнее задание, далее в течение урока подсчитывайте свои правильные ответы, ставя плюсы.
Приветствуют учителя и друг друга, записывают дату в тетрадь
Отвечают на приветствие учителя.
Взаимодействуют с учителем.
Просматривают фрагмент и ищут ответ на вопрос.
Отвечают на вопросы учителя
Выделение существенной информации из слов учителя.
Речь пойдет об имени прилагательном как части речи.
Слушание учителя
Знакомство с оценочным листом
Целеполагание
Целеполагание
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи, имя прилагательное. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Отвечают на вопросы учителя.
Прилагательное – значит приложено к чему-то (к существительному)
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Взаимодействуют с учителем
Один из заранее подготовленных учеников рассказывает сказку.
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Контроль правильности ответов обучающихся
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»
Слово учителя:
Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности.
Приводят примеры эпитетов из стихотворений
Отвечают на вопрос учителя:
Морфология - раздел науки о языке, изучающий прилагательное как часть речи
Компетенция обучающихся в области русского языка.
Взаимодействуют с учителем
Слушание учителя
Развитие регуляции учебной деятельности.
Самоконтроль.
Регуляция учебной деятельности.
Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?
Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель?
Кто озвучит цели урока?
Определяют цели
Цели урока:
1)узнать, что обозначает, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;
2) как изменяется (морфологические признаки);
3)каким членом предложения является (синт.роль);
4)роль в речи.
Высказывают свою точку зрения
Участие в обсуждении учебной задачи
Проверяют правильность выполнения задания
Выставляют «+» в оценочном листе
Целеполагание
Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать?
Нужно составить план работы на уроке, план расследования.
Предлагаю составить его в соответствии с целями.
Выдаются интеллектуальные карты, подсказки в папку «Мозговой штурм».
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Участвуют в обсуждении
Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения
Вносят необходимые коррективы в план и способ действия
Выставляют «+» в оценочном листе
Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
Коррекция.
Реализация построенного проекта
Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы.
Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает прилагательное, что обозначает?
В качестве поощрения за первую найденную улику (признак имени прилагательного) вы сможете получить интересные сведения о самом знаменитом сыщике - Шерлоке Холмсе.
Как изменяются прилагательные?
Мы переходим ко второй части расследования. Может быть, вы знаете?
Изменяются ли прилагательные по падежам?
Проведем следственный эксперимент.
Предлагает просклонять сл/с
Гениальный сыщик.
Изменяются ли по родам?
Проводится устный эксперимент (гениальный ученик, гениальная ученица, гениальное расследование;
Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме
Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.
Самостоятельно обнаруживает ошибки, корректирует работу
Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Умение планировать работу
Физкультминутка. Фрагмент мульфильма «Я гениальный сыщик».
Задача: ответить на вопрос, сколько имен прилагательных в песне.
Работа с упр. 568.
Выделяют необходимую информацию, соотносят с заданным действием.
Осуществляют логические операции
Анализ объектов с целью выделения признаков
Взаимодействуют с учителем
Слушание учителя
Сохранение самообладания при появлении ошибок.
Волевая регуляция
Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом
4 этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Слово учителя.
Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.
Работа со взаимопроверкой. В группах.
Работа с карточками.
- Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими.
- Подчеркните члены предложения.
1 Зимний, воздух, чистый, свежий.
2 Беленький, заяц, пригожий.
3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.
4 Забавный, ёж, колючий.
Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, то ставьте себе плюсик напротив этапа № 6.
Создают и преобразовывают модели и схемы для решения поставленной задачи.
1.Зимний воздух чист и свеж.
2.Беленький заяц пригож.
3. Огромный страшный медведь неуклюж.
4. Забавный ёж колюч. Колючий ёж забавен.
Отработка навыка построения предложений, определение роли прилагательного в предложении.
Работают в паре, обсуждают полученные результаты, обмениваются мнениями.
Умение устанавливать рабочие отношения
Самоконтроль понимания задачи и знания правильных ответов.
Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам
задание
Варианты ответов
Оценка
(+ или -)
6
Наша группа хорошо работала. Я активно помогал ребятам!
5 этап урока: Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест. Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что-то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1. Важно знать, что эти тесты разного уровня сложности принесут Вам в Ваши оценочные листы разное количество баллов.
Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.
Выполняют задания. Выставляют баллы в оценочные листы
Закрепляют знания, полученные на уроке.
Взаимодействуют с учителем
Формирование собственного мнения и позиции
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.
Осуществление самоконтроля.
задание
Варианты ответов
Оценка
(+ или -)
7
Мы ставим себе + если решали ( берем ТОЛЬКО один тест)
Тест №1 ( + без единой ошибки)
Тест №2.( ++, если без единой ошибки
+, если допустили 1 ошибку)
Тест №3. (+++, если все правильно
++, если допущена 1 ошибка,
+, к сожалению, 2 ошибки)
6 этап урока: Включение в систему знаний
Ребята, вы хорошо справились с тестом, и я предлагаю Вам задание «для удовольствия»
Решите лингвистическую пропорцию:
Молодой =Быстрая= ______?______
Молод ? ?
Осуществляют логические операции установления отношений: полное/краткое прилагательное
Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
контролируют выполнение задания, проводят
взаимоконтроль и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
6 этап урока: Рефлексия
А теперь вспомним цель нашего урока (смотрим на оценочные листы) . Достигли ли мы ее?
Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?
Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.
Подведите итоги на оценочном листе. Если у вас 8-10 плюсов- вы поработали на 5. Если плюсов 6 или 7 – смело ставьте себе 4. А вот если у вас пять и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки- над этим еще предстоит поработать. Обратите внимание, в Ваших оценочных листах уже записано домашнее задание.
Для всех стр. 195-196 теория, упр. 10, 12 (по выбору).
Оценивают свою работу в течение всего урока
умение структурировать знания;
Участвуют в обсуждении
Умеет позитивно относиться к процессу общения.
Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.
- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.
Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.
- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!
строят осознанно и произвольно речевое высказывание
умение давать оценку полученным результатам и применять их к новым ситуациям.
Взаимодействуют друг с другом и с учителем
Умение слушать собеседника.
Умение позитивно относиться к процессу общения
Приложения
Оценочный лист
дата
вид работы
тема
Карточка для групповой работы.
- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.
- Сделайте синтаксический разбор.
Запишите предложение и разберите его по членам предложения.
1
Зимний, воздух, чистый, свежий.
Карточка для групповой работы.
- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.
- Сделайте синтаксический разбор.
Запишите предложение и разберите его по членам предложения.
2
Беленький, заяц, пригожий.
Карточка для групповой работы.
- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.
- Сделайте синтаксический разбор.
Запишите предложение и разберите его по членам предложения.
3
Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.
Карточка для групповой работы.
- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.
- Сделайте синтаксический разбор.
Запишите предложение и разберите его по членам предложения.
4
Забавный, ёж, колючий.
Тест №1.
1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?
А) Имя существительное
Б) Имя прилагательное
В) Глагол
Какое слово называет признак предмета?
Среди тишины послышался тихий говор.
А)первое
Б) третье
В)четвертое
3. Какая часть речи называет различные признаки предметов?
А) Имя прилагательное
Б) Имя существительное
В) Глагол
4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
А) смышленый (ребенок).
Б) о книжном (шкафе.)
В) отцовского (участка.)
5. Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?
А) сказуемое
Б) дополнение
В) определение
6. Имя прилагательное не изменяется
А) по родам
Б) по спряжению
В) по числам
Тест № 2.
1.Какой раздел языкознания изучает имя прилагательное как часть речи?
А)морфемика
Б) морфология
В) лексилогия
2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает
А) предмет
Б) действие предмета
В) признак предмета
3. Укажите предложение, в котором прилагательное имеет форму мужского рода.
А) В жаркий полдень мы отправились на рыбалку.
Б) Солнце осветило дальние луга.
В) С верхушки старого дерева посыпался иней.
Г) По небу неслись редкие облака.
4. Укажите предложение, в котором выделенное прилагательное употреблено в форме Т.п.
А) Мох спускался ЗЕЛЕНЫМИ прядями до самой земли.
Б) Усталый заяц вернулся с НОЧНОЙ охоты.
В) Девочка вырвала СОРНУЮ траву и вскопала землю.
Г) Шумит в ГУСТОМ лесу золотой дождь.
5. Укажите прилагательное, в котором после Ц пишется Ы.
А) ц…трусовый Б) ц…рковой
В)ц…ганский Г) ц…клический
6. В каком предложении прилагательное употреблено в роли сказуемого:
А) Без труда не может быть радостной и чистой жизни.
Б) Наш язык богат, образен, и точен.
В) Письмо – важное дополнение языка.
Тест №3.
1. В каком предложении КРАСИВО не является прилагательным?
А) Каждое растение красиво.
Б) Все танцевали красиво.
В) Море красиво в любую погоду.
Г) Все было необыкновенно красиво.
2. Укажите морфологическую характеристику прилагательного, входящего в данное предложение:
На опушке леса у маленькой речушки цветет черемуха.
А) краткая форма, Р.п., ж.р.
Б) полная форма, множественное число.
В) полная форма, Р.п., ж.р.
Г) краткая форма, единственное число.
3. В каком ряду нет имени прилагательного?
А) родословная, парикмахерская, горничная
Б) насекомое, сказуемое, жестокое
В) вселенная, набережная, непосредственная
Г) лесничий, беличий, столовая
4. Укажите предложение, в котором оба прилагательные употреблены в форме множественного числа.
А) В теплые дни над цветами порхают разноцветные бабочки.
Б) Пришел суровый февраль с сильными вьюгами и метелями.
В) На лепестках цветка утренняя заря оставила прозрачные росинки.
Г) На пригорке росли пышные кустики лугового василька.
5. Укажите предложение, в котором имя прилагательное обозначает признак предмета ПО ЦВЕТУ.
А)Красив, могуч русский лес зимою.
Б) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.
В)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.
6. В каком предложении прилагательное является определением?