kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Бессоюзное сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку по теме "Бессоюзное сложноепредложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Урок обобщения и тсистематизации знаний для студенто первого курса. На уроке используется как индивидуальная работа, так и групповая. врезультате учащиеся должны знать: что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных, какие смысловые отношения бывают между частями бесссоюзного сложного, основные правила постановки знаков препинания. Урок сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока "Бессоюзное сложное предложение" »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Предмет: русский язык


Тема: Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения


Специальность: для всех специальностей 1 курса


Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели :

1. Образовательная: анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2. Развивающая: совершенствовать речевые умения студентов, необходимые для создания устного высказывания научного характера.

3. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника, воспитывать умение работать в паре и в коллективе.


4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационными технологиями.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.


Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая

Средства обучения: Раздаточный материал, презентация

Планируемые результаты: учащиеся должны знать:

    • что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений;

    • какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения;

    • основные правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.

уметь:

    • обосновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

    • создавать устные высказывания научного характера;

    • производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;

    • строить схемы бессоюзных сложных предложений.

Структура урока:

1.Организационный момент

  1. Сообщение целей и задач урока

  2. Проверка домашнего задания

  3. Проверка ранее изученного материала

  4. Обобщение и систематизация знаний

  5. Применение знаний и умений в новой ситуации

  6. Контроль за усвоением знаний

  7. Подведение итогов урока. Рефлексия

  8. Домашнее задание


Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Приме-

чание

1.Орг.момент, сообщение темы урока




2.Актуализа-

ция знаний



































2.Сообщение цели урока


















4.Проверка домашнего задания














5. Проверка изученного материала













6. Обобщение и

систематиза- ция знаний

































































































































6.Применение знаний и умений в новой ситуации
























7. Контроль за усвоением знаний



























































































8. Подведение итога







9. домашнее задание





















Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем работать с бессоюзными сложными предложениями, учиться устанавливать смысловые связи между частями бессоюзного предложения и расставлять знаки препинания. Запишите тему урока.

Но начать урок мне хотелось бы с таких слов:

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.

Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

● Все ли слова вам знакомы и понятны?


Маета - собственно русское образование от существительного мая – “тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.

● Определите основную цель эпиграфа


С доброты человек начинается.


Подберите и запишите синонимы к слову доброта:

(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

● Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

● Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.

1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной.

2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом.

Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них.

● А зачем нам необходимо знать правильную постановку знаков препинания?

(о роли знаков препинания)

Еще Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г. Паустовский

Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении и подобрать примеры предложений.

● Какие предложения называются сложными?

● Назовите виды сложных предложений

● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры, пользуясь подобранными предложениями в домашней работе.

Определите вид сложного предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте ответ.

  1. Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок.

  2. В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень.

  3. Место куда мы приехали было поистине очаровательно.

  4. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

  5. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.



I . Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и постарайтесь ответить на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

  1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель»)

  2. Учись, мой сын: наука сокращает 
    Нам опыты быстротекущей жизни .
    (А. С. Пушкин «Борис Годунов»)

  3. То видит он: на талом снеге
    Недвижим юноша лежит. ( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )

  4.  Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица) 

  5. Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица)

6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)

7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев)

  1. Что такое бессоюзное сложное предложение?

  2. В чем его отличие от других сложных предложений?

  3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

  4. В каких случаях ставится каждый из этих знаков?

  5. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном.

II. Проверка задания

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

(Простые предложения в бессоюзном сложном произносятся с интонацией перечисления, можно вставить союз «И», поэтому между ними ставится запятая)

Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

(Второе предложение указывает на причину, можно вставить союз «потому что», поэтому ставится двоеточие)

То видит он: на талом снеге недвижим юноша лежит.

(Второе предложение раскрывает смысл первого, можно вставить союз «И», поэтому ставится двоеточие)

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

(Противопоставление, можно вставить союз «а», поэтому ставится тире)

Любишь кататься – люби и саночки возить.

(Условие, можно вставить союз «если», поэтому ставится тире)

Не было никакой возможности уйти – он вышел открыто.

(Вторая часть – это следствие из первой, поэтому ставится тире)

Давайте сделаем вывод. Что такое бессоюзное сложное предложение?

Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов.

Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. В результате этого определяются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Рассмотрим постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

А) [ ],[ ],[ ]. (перечисление, значение одновременности)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)

Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

2

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

3

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

4

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

5

А) [условие] – [ ]. (если)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

6

[ ] – [следствие].

Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

7

[ ] – [ ]. (противопоставление (а, но))

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

8

[ ] – [ ]. (сравнение (будто, как))

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)

Поставьте недостающие знаки препинания.

У каждого студента по четыре карточки со знаками препинания , ; : -

Читаем предложение, все показывают знак препинания, который нужно поставить в предложении. Затем один студент объясняет свой выбор.

  1. Я посмотрел на часы и понял_поезд уже ушёл.

  2. Эти вещи можно оставить_они нам не пригодятся.

  3. Выпал снег_в центре города образовались автомобильные пробки.

  4. Гром не грянет_ мужик не перекрестится.

  5. Вы ещё в опасности_ рана может открыться.



Давай те вернемся к началу урока и вспомним замечательную мысль: « С доброты начинается человек»

У нас 4 подгруппы, каждая получила начало предложения. Вы должны продолжить мысль, составляя бессоюзные сложные предложения. Составьте как можно больше предложений.

Например: Будешь думать о хорошем……

(Вариант ответа: Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки)

Задание для 1 группы:

Желаешь себе добра….

Задание для 2 группы:

Поговоришь с добрым человеком….

Задание для 3 группы:

Добрый человек оставляет добрую память….

Задание для 4 группы:

Добрые дела никогда не следует откладывать….



А сейчас мы проверим свои знания, выполняя диагностический тест.

1. Какое утверждение является неверным?

А)В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;

Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;

В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. допишите, образуя бессоюзное сложное предложение:

А) Любите книгу… (причина);

Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление);

В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

3. Продолжите предложение «У берегов наросла стеклянная полоска льда…», чтобы получилось предложение следующих типов:

А) простое с однородными членами (без союзов);

Б) БСП, между частями которого надо поставить запятую;

В) БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой.

4. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»?

А) разделяет подлежащее и сказуемое;

Б) обозначает пропуск члена предложении;

В) отделяет приложение.

5. Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания».

А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого;

Б) предложение рисует быструю смену событий;

В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

6. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий».

А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части;

Б) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;

В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

7. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены):

    1. Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать.

    2. Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь.

    3. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

    4. Поздняя осень пора глухая.

    5. В деревне теперь не проехать река разлилась.

    6. Не всё в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди.

Виды предложений

Номера предложений

Простые

 

ССП

 

СПП

 

БСП

 



Воспользовавшись ключом, проверьте себя. Второе и третье задание проверяем вместе. Оцените свою работу.

Выставление оценок.

Итак, назовите основные отличия бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений?

От чего зависит выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий? Какие?

Дома мы будем закреплять полученные знания. Напишите мини-сочинение на тему: «Добрый человек в моем понимании». Используйте бессоюзные сложные предложения.

А теперь мне хотелось бы вам предложить решить следующую лингвистическую задачу:

В полном собрании сочинений А.С. Пушкина (1964 года издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хлопочут;

Он пьет – все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат…

В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия:

Он знак подаст: и все хлопочут;

Он пьет: все пьют и все кричат;

Он засмеется: все хохочут:

Нахмурит брови: все молчат…

Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, зная особенности бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?



Слайд № 1
















































Слайд № 2























Слайд № 3


































Слайд № 4




































Слайд № 5















Слайд № 6



















































Слайд № 7


















Слайд № 8











Слайд № 9 -17






























































































Слайд № 18








































Приложение

Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и ответьте на поставленные вопросы.

1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель»)

2. Учись, мой сын: наука сокращает 
Нам опыты быстротекущей жизни .
(А. С. Пушкин «Борис Годунов»)

3. То видит он: на талом снеге
Недвижим юноша лежит. ( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )

4.  Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица) 

5. Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица)

6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)

7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев)

1. Что такое бессоюзное сложное предложение?

2. В чем его отличие от других сложных предложений?

3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

4. В каких случаях ставится каждый из этих знаков?

5. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока "Бессоюзное сложное предложение"

Автор: Галиахметова Светлана Александровна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении."
    ["seo_title"] => string(80) "bessoiuznye_slozhnye_predlozheniia_so_znacheniem_perechisleniia_zapiataia_i_toch"
    ["file_id"] => string(6) "611173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1658174559"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "«Бессоюзные сложные предложения» технологическая карта."
    ["seo_title"] => string(67) "biessoiuznyie_slozhnyie_priedlozhieniia_tiekhnologhichieskaia_karta"
    ["file_id"] => string(6) "380554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484669774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Технологическая карта урока-практикума по русскому языку в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-praktikuma-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "143107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418456203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Технологическая карта урока"
    ["seo_title"] => string(35) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_1"
    ["file_id"] => string(6) "424182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500368930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства