Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем работать с бессоюзными сложными предложениями, учиться устанавливать смысловые связи между частями бессоюзного предложения и расставлять знаки препинания. Запишите тему урока. Но начать урок мне хотелось бы с таких слов: Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается. ● Все ли слова вам знакомы и понятны? Маета - собственно русское образование от существительного мая – “тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-. ● Определите основную цель эпиграфа С доброты человек начинается. Подберите и запишите синонимы к слову доброта: (Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие) ● Какой смысл заключает в себе слово “доброта”? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим) ● Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них. 1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной. 2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них. ● А зачем нам необходимо знать правильную постановку знаков препинания? (о роли знаков препинания) Еще Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении и подобрать примеры предложений. ● Какие предложения называются сложными? ● Назовите виды сложных предложений ● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры, пользуясь подобранными предложениями в домашней работе. Определите вид сложного предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте ответ. Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок. В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень. Место куда мы приехали было поистине очаровательно. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
I . Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и постарайтесь ответить на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель») Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни . (А. С. Пушкин «Борис Годунов») То видит он: на талом снеге Недвижим юноша лежит. ( А. С. Пушкин «Евгений Онегин» ) Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица) Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица) 6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица) 7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев) Что такое бессоюзное сложное предложение? В чем его отличие от других сложных предложений? Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? В каких случаях ставится каждый из этих знаков? Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном. II. Проверка задания Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Простые предложения в бессоюзном сложном произносятся с интонацией перечисления, можно вставить союз «И», поэтому между ними ставится запятая) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Второе предложение указывает на причину, можно вставить союз «потому что», поэтому ставится двоеточие) То видит он: на талом снеге недвижим юноша лежит. (Второе предложение раскрывает смысл первого, можно вставить союз «И», поэтому ставится двоеточие) Семь раз отмерь – один раз отрежь. (Противопоставление, можно вставить союз «а», поэтому ставится тире) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Условие, можно вставить союз «если», поэтому ставится тире) Не было никакой возможности уйти – он вышел открыто. (Вторая часть – это следствие из первой, поэтому ставится тире) Давайте сделаем вывод. Что такое бессоюзное сложное предложение? Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов. Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. В результате этого определяются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Рассмотрим постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. 1 | А) [ ],[ ],[ ]. (перечисление, значение одновременности) | Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) | Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) | Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) | 2 | [ ]: [причина]. | Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) | 3 | [ ]: [пояснение]. (а именно) | Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) | 4 | [ ]: [дополнение]. (что?) | Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) | 5 | А) [условие] – [ ]. (если) | Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) | Б) [время] – [ ]. (когда) | Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) | 6 | [ ] – [следствие]. | Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) | 7 | [ ] – [ ]. (противопоставление (а, но)) | Лето припасает – зима поедает. (Пословица) | 8 | [ ] – [ ]. (сравнение (будто, как)) | Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) | Поставьте недостающие знаки препинания. У каждого студента по четыре карточки со знаками препинания , ; : - Читаем предложение, все показывают знак препинания, который нужно поставить в предложении. Затем один студент объясняет свой выбор. Я посмотрел на часы и понял_поезд уже ушёл. Эти вещи можно оставить_они нам не пригодятся. Выпал снег_в центре города образовались автомобильные пробки. Гром не грянет_ мужик не перекрестится. Вы ещё в опасности_ рана может открыться.
Давай те вернемся к началу урока и вспомним замечательную мысль: « С доброты начинается человек» У нас 4 подгруппы, каждая получила начало предложения. Вы должны продолжить мысль, составляя бессоюзные сложные предложения. Составьте как можно больше предложений. Например: Будешь думать о хорошем…… (Вариант ответа: Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки) Задание для 1 группы: Желаешь себе добра…. Задание для 2 группы: Поговоришь с добрым человеком…. Задание для 3 группы: Добрый человек оставляет добрую память…. Задание для 4 группы: Добрые дела никогда не следует откладывать….
А сейчас мы проверим свои знания, выполняя диагностический тест. 1. Какое утверждение является неверным? А)В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 2. допишите, образуя бессоюзное сложное предложение: А) Любите книгу… (причина); Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление); В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий). 3. Продолжите предложение «У берегов наросла стеклянная полоска льда…», чтобы получилось предложение следующих типов: А) простое с однородными членами (без союзов); Б) БСП, между частями которого надо поставить запятую; В) БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой. 4. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»? А) разделяет подлежащее и сказуемое; Б) обозначает пропуск члена предложении; В) отделяет приложение. 5. Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания». А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого; Б) предложение рисует быструю смену событий; В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. 6. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий». А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части; Б) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание; В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 7. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены): Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать. Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь. Волнистые облака рассеялись и стало жарко. Поздняя осень пора глухая. В деревне теперь не проехать река разлилась. Не всё в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди. Виды предложений | Номера предложений | Простые | | ССП | | СПП | | БСП | |
Воспользовавшись ключом, проверьте себя. Второе и третье задание проверяем вместе. Оцените свою работу. Выставление оценок. Итак, назовите основные отличия бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений? От чего зависит выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении? Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий? Какие? Дома мы будем закреплять полученные знания. Напишите мини-сочинение на тему: «Добрый человек в моем понимании». Используйте бессоюзные сложные предложения. А теперь мне хотелось бы вам предложить решить следующую лингвистическую задачу: В полном собрании сочинений А.С. Пушкина (1964 года издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так: Он знак подаст – и все хлопочут; Он пьет – все пьют и все кричат; Он засмеется – все хохочут; Нахмурит брови – все молчат… В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия: Он знак подаст: и все хлопочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут: Нахмурит брови: все молчат… Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, зная особенности бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?
|