Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП.
Место урока в теме – первый урок по теме.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Знать: отличие сложного предложения от простого. Понятие БСП. Пунктуация в БСП.
Понимать: отличие БСП от простого, ССП, СПП; условия постановки знаков препинания в БСП; определять смысловые отношения между частями БСП.
Применять: находить части БСП, грамматические основы БСП, объяснять пунктуацию.
Анализ: структура БСП, пунктуация.
Синтез: анализ художественного текста с использованием БСП.
Рефлексия: самооценка выполненных заданий.
Этап урока | Время (мин) | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОУД |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, показывают свою готовность к уроку. | |
Постановка темы и целей урока | 5 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. План работы. | На доске: 1) тема урока 2) план урока | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируются понятия БСП, формулирует задачи урока | Вступают в диалог с учителем, вспоминают понятие БСП, знакомятся с планом, осмысливают задачи урока. | Г |
Освоение нового материала | 10 | | | | | | |
| Словарный диктант | 2 | Обогащение словарного запаса учащихся, запоминание правописания слов | Кросс, конгресс, прогресс, процесс, компромисс, экспресс. | Словарная диктовка с последующей самопроверкой. | Диктует слова, предлагает сверить написание с доской, задает вопросы: каковы значения слов? Что объединяет слова в их написании? | Записывают диктуемые слова, каждый проверяет правильность написания, сверяя с записями на доске, отвечают на вопросы; запоминают слова | И |
| Работа с предложениями | 5 | Подведение учащихся к теме урока, к самостоятельному выводу | Списать с доски два предложения, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (карточка №1) | Запись, наблюдение, преобразование, предложений, беседа, выводы | Выдвигает проблему, формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, подводит к пониманию БСП | Записывают предложения, вставляют знаки препинания, пропущенные буквы, под руководством учителя преобразуют предложения, отвечают на вопросы учителя, приходят к выводу о строении БСП и знаках препинания в нем. | Г |
| Работа с учебником | 3 | Знакомство с материалом учебника | Текст § 15 | Прослушивание вслух прочитанного, осмысление, наблюдения над примерами в учебнике | Организует чтение параграфа «по цепочке», поясняет примеры, обращает внимание на пунктуацию | Слушают, читают, запоминают, озвучивают, анализируют. | Г |
Первичное закрепление | 5 | Освоение постановки знаков препинания | Карточка № 2 | Выборочный диктант (по карточкам) – самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой | Указывает на объект наблюдения и выбора, организует проверку, уточняя правила пунктуации. | Выбирают БСП, записывают в тетрадь, при проверке объясняют условия выбора. | И-Г |
Закрепление | 15 | | | | | | |
| Работа по карточкам | 7 | Осознание каждым учащимся степени овладения новым материалом | Карточка № 3 (у каждого) правильный текст проецируется на экран | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (в парах) | Проводит инструктаж, объясняя задания; проецирует текст на экран для проверки. | Выполняют задание самостоятельно; проверяют попарно, сверяясь с изображением на экране | И-П |
| Работа с книгой | 6 | Осознание степени овладения материалом | Упражнение № 217 | Фронтально-объяснительная работа с упражнением | Организует работу по выяснению пробелов в знаниях | Записывая, объясняют постановку знаков препинания в БСП | Г |
| Устная разминка | 2 | Проверка освоения материала | Экспресс-вопрос: продолжите предложение: «Между частями БСП ставится запятая, если…» | Проблемная ситуация | Побуждает учащихся к рассуждению, выдвигая проблему | Рассуждают на основе полученных знаний на уроке | Ф |
Контроль знаний | 6 | Проверка усвоения темы урока | Проверочная самостоятельная работа (задание на экране; карточка № 4) | Контроль знаний | Организует самостоятельную проверочную работу по теме | Выполняют самостоятельную работу | И |
Подведение итогов. Рефлексия. | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Беседа: О каком типе сложных предложений сегодня шла речь? Почему так называются такие предложения? Какие знаки употребляются для выделения частей БСП? Когда употребляется запятая? Какие затруднения возникли у вас на уроке? Что показалось наиболее трудным? Легким? | беседа | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. | Высказывают свое мнение, осуществляют самооценку, формулируют конечный результат работы. | Ф |
Домашнее задание | 1 | Используя полученные знания на уроке, перечитать параграф, выполнить упражнение | § 15 Упр. 218 | | Дает комментарий к домашнему заданию | Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий. | |
Карточка № 1.
Спишите предложения с доски, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Толстые сосульки св...сали с крыш… и обта…вали на со…нце. Капли пад…ли с них звонко уд…ряли об лёд по всем улицам пели песню весны.
в) в БСП – менее определённые, они зависят от входящих в них простых предложений.
Задание: найди и выпиши бессоюзные сложные предложения.
Объяснительный диктант.
Задание: прочитать текст, объяснить, почему во втором предложении автор использует запятые, а в последнем – точку с запятой? Спишите текст.
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И.С. Тургенев)
Ответ: во 2 предложении автор перечисляет то, что видит, когда идёт к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки «,». В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается «;».
Задание: среди предложений найдите БСП, запишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания.
Купаясь в небе голубом.