Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения»
Цель урока
1) Обобщить ,систематизировать знания о бессоюзных сложных предложениях ; совершенствовать пунктуационные навыки.
2)Развивать коммуникативные навыки : умение излагать свои мысли , аргументировать , доказывать.
3)Формировать интерес к предмету
Эпигрф Язык- это инструмент. Необходимо хорошо его знать и владеть им.
М . Горький.
Задание классу: Им, инструмент , его, необходимо ,владеть . хорошо , знать.( собрать слова в предложение)
Орфографическая минутка:
Здра…ствуй , и(л,лл)юзия, си(м,мм)етрия ,ун…в…рс…тет, ю(н,нн)ый , пр…стиж , при(т,д)…ча , ки(л,лл)омметр , ки(л.лл)ограмм.
Орфоэпическая минутка:
мельком , оптовый , пиццерия , приданое ,сантиметр , торты ,
углубить, украинский , щебень , эксперт.
Теоретическая разминка :
- На какие группы делятся сложные предложения ?
- Какие предложения называются бессоюзными сложными ?
- Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения ?
Задание :
- Найти бессоюзное сложное предложение , объяснить постановку знаков препинания.
- Когда в БСС предложении ставится запятая , а когда- точка с запятой ?
Задание:
- Расставить знаки препинания в тексте:
Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошади бегут ленивой рысью.
Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берёз едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
№ | Значение | Пример |
1 | Противопоставление (А, НО) | Сыр выпал – с ним была плутовка такова. |
3 | Следствие , вывод.( так что, значит) | Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоёмы. Для рыбы нужна чистая вода , значит, будем охранять водоёмы. |
4 | Время , условие(Когда , если) | Ехал сюда – рожь только начинала желтеть. Когда ехал сюда – рожь только начинала желтеть. |
5 | Сравнение(Как) | Посмотрит- рублём подарит. Посмотрит как рублём подарит. |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
№ | Значение | Пример |
1 | Пояснение( А именно) | Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах ,и в жизни , и в каждой мелочи. Настоящий человек должен быть настоящим во всём : ( а именно)и в стихах , и в жизни ,и в каждой мелочи. |
2 | Причина ( Потому что) | Один учёный не может заменить другого: каждый неповторим. Один учёный не может заменить другого , потому что каждый неповторим. |
3 | Дополнение( что ) | Я заметил : случай помогал мне очень редко. Я заметил , что случай помогал мне очень редко. |
Расставьте знаки препинания в предложениях, определи их смысловые отношения:
- Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки.
-Ты сделал доброе дело скрой тебе сделали добро расскажи.
-Искру туши до пожара беду отводи до удара.
- Лес рубят щепки летят.
- Я взглянул в окно в безоблачном небе разгорались звёзды.
- В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками.
- За посевами нужен уход сам урожай не придёт.
Творческое задание:
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения замени бессоюзными:
-Молвит слово , будто соловей поёт.
-Я заметил , что погода резко изменилась.
-Подул ветер , и деревья закачались.
-Если закуковала кукушка ,то сей ячмень.
-Я верю , что под одной звездою мы с вами рождены.