Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Текст как единица синтаксиса».»
Текст как единица синтаксиса
Тема урока: «Текст как единица синтаксиса».
Цели урока: 1) совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать на заданную тему; 2) научить анализировать и конструировать текст; 3) развивать наблюдательность и языковую интуицию; 4) воспитывать уважение к интеллектуальному труду.
2) словарное слово — текст — от лат. textus — сплетение, соединение, ткань;
3) репродукция картины Ю. М. Ракши «Продолжение».
Наглядность:
1) памятка «Анализ текста»;
2) карточки с текстом стихотворения Л. К. Татьяничевой «Мне говорят, что слишком много...»;
3) репродукция картины Ю. М. Ракши «Продолжение».
ТСО:
видеофрагмент из балета А. Адана «Жизель».
Ход урока
I. Вводная часть:
1. Объявление темы я целей урока (учащиеся записывают тему и эпиграф к ней в тетради):
— научиться анализировать и конструировать текст;
— уметь рассуждать по заданной теме.
2. Беседа:
— Чем пользуется человек во время общения? (Речью.)
— Какие вы знаете разновидности речи? (Устную и письменную.)
— Из чего состоит наша речь, устная и письменная? (Из звуков, слов, предложений.)
Учитель произносит слова лирика, балет, живопись.
В ходе беседы учащиеся должны сделать самостоятельный вывод, что речь состоит из предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.
1) Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.
2) Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы — начало и конец.
3) Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.
4) Цельность. Текст в отношении содержания я построения представляет собой единое целое, для понимания его структуры важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.
5) Соотнесение содержания с темой.
6) Упорядоченность. Языковые единицы, образующие текст, все его части, а также содержательная и смысловая стороны определенным образом упорядочены, организованы.
7) Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны (цепная и параллельная).
— Что вы узнали из словарей о понятии текст? (Справка из этимологического словаря Н. М. Шанского: текст заимствован в ХVIII веке из лат. textus — словесное единство; справка из словаря-справочника лингвистических терминов Д. Э. Розенталя: текст — произведение речи, воспроизведенное на письме или в печати.)
4. Работа с учебником:
— чтение теоретических сведений о тексте на с. 24.
II. Практическая часть: анализ стихотворения Л. К. Татьяничевой «Мне говорят, что слишком много...».
— Прочитайте выразительно стихотворение.
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить — Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
— Что вы можете сказать о поэтессе? (Когда Татьяничевой было 10 лет, умерла ее мать. Эта потеря была огромным горем. Утрата любимой матери, острые переживания стали причиной написания стихотворений на тему «Сила материнской любви.)
— Докажите, что это текст. (В нем предложения, объединенные одной темой — материнской любви. Главная мысль — любовь делает человека сильнее (3-е предложение). Ключевые слова: любви, детям, материнская тревога и т. д. Тип речи — повествование и рассуждение. Связь между предложениями цепная.)
— Придумайте свое заглавие. («Материнская любовь», «О самом дорогом человеке на свете», «К маме» и др.)
— Какова тема и главная мысль текста? (Тема — материнская любовь. Главная мысль — любовь делает человека сильнее.)
— Укажите ключевые слова в тексте (любви, детям, материнская тревога и т. д.).
— Определите тип речи. (Повествование и рассуждение.)
— Определите связь между предложениями. (Цепная.)
— Укажите лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Л е к с и ч е с к и е: текстуальные синонимы (говорят — ответить), текстуальные антонимы (старит — делает сильнее, я — они).
М о р ф о л о г и ч е с к и е: видовременные формы глагола и причастия (говорят, отдаю, отданная).
С и н т а к с и ч е с к и е: вопросительно-повествовательная интонация.
— Определите стиль текста и укажите приметы стиля (стиль — художественный: ритм, рифма, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам), метафоры (тревога старит), сравнения (как броня).
— защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках.
— Проанализируйте пунктуацию текста:
сложные предложения; сравнительные обороты; причастный оборот; однородные члены предложения; обращение.
III. Выполнение творческих заданий по группам (задания по выбору учащихся). Составить тексты по разобранному стихотворению Л. Татьяничевой и видеофрагменту из балета А. Адана «Жизель», сопряженные с темой материнской любви.
1. Примерный текст на тему «Сила материнской любви».
Мама — самая лучшая и близкая подруга. Она всегда поможет и в радости и в горе. Добрый свет лучистых маминых глаз сопровождает нас всю жизнь. У мамы верное и чуткое сердце, в котором никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было нам лет, всегда будет нужна мама. И чем больше наша любовь к ней, тем радостнее и светлее жизнь. Теплота маминого сердца дает силы, чтобы жить, не ведая тревог.
2. Текст по видеофрагменту из балета А. Адана «Жизель» на тему «Сила материнской любви».
Жизель в трудные жизненные минуты обращается к своей маме. Рядом с мамой душа ее светлеет, жизнь становится радостней. Оптимизм мамы, ее любовь к дочери — вот качества, которые заслуживают восхищения. Ценность жизни матери — в дочери, в ее будущих свершениях и успехах. Чем щедрее мать отдает дочери свое тепло, тем радостнее живет сама.
IV. Подведение итогов: что нового вы узнали на уроке? (Научились анализировать и конструировать текст.)
V. Домашнее задание по карточкам (анализ стихотворения В. А. Ручьева или сочинение на тему «Как нужно выражать свои мысли»).