Учитель: Кудякова Ирина Николаевна МБОУ «СОШ № 9» г. Троицка
  Тема урока: Части речи. Предлог.
  Диагностика достижения планируемых результатов: наблюдение, ответы учащихся, результаты самооценки, опрос, выступления учащихся.
        |  Этапы    урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятель-ность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) 
 | 
  | 1.Органи-зационный момент.    
 
 | 
 Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в труде Смело, четко говорим   И тихонечко сидим. - Прочитайте девиз нашего урока, проверьте, все ли у вас готово к уроку. - Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач! Вы все умные и активные, поэтому у нас все получится! |  Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональ-ный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.  
 
 | Приветст-вуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Личностные УУД формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительно-го отношения к школе 
 | 
  |  2. Минутка чистопи-сания. 
 |  
  - Откройте рабочие тетради.  Я тетрадь свою открою  И наклонно положу...  Я от вас секрет не скрою,  Ручку правильно держу…  Сяду прямо, не согнусь  За работу я возьмусь!  
   - Запишите число, соблюдая правила посадки.  . …. апреля.  Классная работа.  Запись: Чч  ча чу    
  
 
 | Показывает на доске соединения букв, повторяет с детьми правило. 
 |  Вспоминают правила посадки при письме. Включаются в учебную деятель-ность. |  Регулятивные УУД:  принять и сохранить учебную задачу  
 
 | 
  |  3.Актуализация знаний.  
 |  Ч---ЛОВЕК  ---РТИСТ  С---БАКА    Т---ТРАДЬ  -Какое слово лишнее? Почему? - По первым буквам прочитайте зашифрованное слово. ( Части) -О каких частях в русском языке мы можем говорить?  Запись предложения: Собака грызёт вкусную косточку.  Задание: указать части речи, повторить их основные признаки. 
 |  Учитель подводит к повторению словарных слов. Актуализация знаний учащихся, повторение знаний об изученных частях речи. 
 
 
 
 . |  Читают хором орфографи-чески, орфоэпи-чески Записывают в тетрадь. Обозначают части речи.  Самостоятельная работа при записи словарных слов самопровер-ка и взаимопро-верка, комментирование Взаимопро-верка. |  Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации  Коммуника-тивные УУД  формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания  Познаватель-ные УУД  строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков.   | 
  | 4.Самоопределение к деятель-ности. Тема   
 |  Детям по группам выдаются карточки. I-II группа (человек, молодой, окна, стоит)  III-IV группа (артист, известный, сцене, выступает)  V-VI группа (тетрадь, новая, портфеле, лежит)  Используя слова на табличках, составьте предложения. Форму слов менять нельзя.    - Что вызвало у вас затруднение? – Каких слов не хватило?  - Сможете ли вы без них составить свои предложения?  Учитель выдает детям карточки с предлогами.    Дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.    -Ну, а теперь вы можете решить проблему, после того, как я дала вам слова- помощники?  - Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.    - Докажите, почему это можно назвать предложениями? - Может, кто-нибудь знает, что это за слова-помощники? На доску вывешивается табличка ПРЕДЛОГИ - Изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? - Значит, тема нашего урока………..?  - Сегодня мы узнаем, для чего нужны предлоги в речи, как пишутся и какие бывают. 
 |  Создаёт проблемную ситуацию.  Организует работу учащихся в группах по «Открытию» детьми нового знания  
  
  
  
  
  
  
  
 Просит проанализировать задание и предположить тему урока, поставить перед собой учебные задачи. 
 
 
 |  Работа по группам Проблема.  Отвечают на вопросы, определяют проблему, решают проблему, делают вывод    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Определяют тему урока, цели. |  Личностные УУД  формировать  учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу  Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу,  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей  Коммуника-тивные УУД  задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности  Познаватель-ные УУД строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять синтез как составление целого из частей. 
 | 
  | 5. Работа по теме урока. | 1. - Предлог – это греческое слово. Обозначает – «перед словом». Всего в русском языке около 200 предлогов. Но мы используем в речи только необходимые нам. - Какие еще знаете предлоги?  На экране картинка: ПРЕДЛОГИ: у, к, в, …   - Если мы о них говорим, как об отдельных словах, значит, предлог – это часть речи   На доску вывешивается следующая табличка:  ЧАСТЬ РЕЧИ 2. – Продолжим исследование: учебник на стр. 108 упр. 183. Прочитайте стихотворение, назовите предлоги. Красиво спишите его, предлоги подчеркните. Проверьте работу. Оцените.   
 
 3. – А мы продолжаем рассуждать о предлогах. Попробуйте изменить записанные предлоги. На доску вывешивается следующая табличка со стрелкой: НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ - Поставьте к ним вопросы.  НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ ВОПРОС 4. – Продолжим исследование: учебник на стр. 108 упр. 183. Прочитайте стихотворение, назовите предлоги. Красиво спишите его, предлоги подчеркните. - Мы так уже много говорили о предлогах, а зачем они нужны в речи, не знаем. Подумайте. СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ 5. - Теперь посмотрите на свои записи и скажите, как пишутся предлоги со словами?  СО СЛОВАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО - А с какими частями речи дружат предлоги? Запомните: у глаголов предлогов не бывает! ПЕРЕД ГЛАГОЛАМИ ПРЕДЛОГИ НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ - Вот и сделали вы свое маленькое открытие: столько узнали нового о таких маленьких словах! Давайте проверим, совпали ли наши выводы с правилом, которое даёт нам учебник. Правило с.109 
 
 
 
 
 
 Выполнение упр. 112, 113 с. 52 из «Рабочей тетради» | Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий.  
  
  
  
  
  
  
  Организует самостоятельную работу учащихся, взаимопровер-ку, обращает внимание на правильность ответов. Производится проверка на доске 
 
  Обобщает, помогает сформулиро-вать выводы, сделанные детьми по теме урока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется и решается проблема урока Помогает подойти в своих выводах к правилу о предлоге как части речи. 
 
 
 
  Знакомит с правилом.  
  
 Объясняет задание. | Рассматривают, анализируют   работу и делают выводы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самоконт-роль. Оценка своей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы, определяют проблему, решают проблему, делают вывод при помощи учителя, определяют цель урока 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети читают правило и определяют, что они сделали правильный вывод Находят предлоги, составляют предложе-ние. Самопроверка по слайду. 
 
 
 
 
 |  Регулятивные УУД:  учитывать выделенные учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации  Личностные УУД  формировать  учебно-познаватель-ный интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи  Познаватель-ные УУД  строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать.  Коммуника-тивные УУД  формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. 
 | 
  | 6.Физкультминутка | Игра: «Узнай предлог - сделай прыжок» Вы должны внимательно слушать меня и быстро прыгать на каждый предлог. Надеюсь, у вас все получится. Снег уже теперь не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днём Стежки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки. -Назовите автора стихотворения? -Почему я выбрала его? | Учитель читает стихотворение
 
 
 
 | Дети внимательно слушают стих и на каждый предлог дети прыгают. Отвечают на вопросы, вспоминают автора. 
 
 
 
 
 |  Личностные УУД  установка на здоровый образ жизни  Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия 
 | 
  | 7. Закрепление изученного материала. | 1. Упр. 184 - Прочитайте. Выпишите имена существительные с предлогами (1 ученик у доски ) | Коллективная работа: выделение в тексте предлогов и существитель-ных, связанных с ними. Производится проверка. Оценка своей работы. Направляет действия учащихся на закрепление нового знания. |  Работа у доски и в тетрадях с проговариванием. Находят в тексте предлоги и выписывают вместе с именами существи-тельными Само-контроль. Самооценка. 
 |  Коммуника-тивные УУД  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности  Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничест-ве с учителем;  Коммуника-тивные УУД  использовать речь для регуляции своего действия  Познаватель-ные УУД    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков 
 | 
  | 
 | 2. Включение в систему знаний и повторение - Вы все хорошо потрудились. А теперь поиграем. Упражнение на экране с электронного приложения к учебнику «Вставь подходящие по смыслу предлоги | Организует игру Направляет действия учащихся на закрепление нового знания. | Коллектив-ная работа |  Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познаватель-ные УУД осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей  Коммуника-тивные УУД  Контролиро-вать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия | 
  | 
 | 3. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации - А сейчас я посмотрю, как вы поняли тему. Работа в парах.   - Сначала вспомним, как нужно работать в паре   Тексты стихотворений на листах у каждой пары 1группа – слабоуспевающие учащиеся: - Прочитать стихотворение подчеркнуть предлоги. Шмель летел–гуделВ бархатной одёжке.
 На ромашку сел,
 Перепачкал ножки
 2 группа – все остальные: - Прочитать стихотворение, вставить предлоги. Песик … мальчику бежит, Хвостиком виляет,  … догонялки поиграть  Друга приглашает. 
 
 Проверка по образцу. – Поставьте на листах с заданием оценку за свою работу. 
 |  Организует работу в парах.  Учащиеся выполняют задание, затем сверяют с правильным написанием. Исправляют ошибки | Вспоминают правила работы в паре   Отвечают на вопросы учителя, работают в парах, проверяют полученные знания, делают умозаключения, исправляют ошибки. Самооценка. |  Коммуника-тивные УУД  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов  Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу,  уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок  Личностные УУД  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 
 | 
  | Домашнее задание | - Дома придумайте 3-4 предложения с разными предлогами и запишите их на листочках. Только предлоги не пишите, на уроке ваши соседи вставят сами. 
 
 (На следующем уроке я попрошу детей поменяться листочками и вставить пропущенные предлоги) | Подробно объясняет домашнее задание. | Задают вопросы. |  Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу  Коммуника-тивные УУД задавать вопросы 
 | 
  | Итог | - Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня на уроке. Что бы вы могли рассказать ему о предлогах? | Фронтальный опрос, подведение итогов. Организует фиксирование материала. | Поговаривают по памяти или по памятке новые знания. | Познаватель-ные УУД поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; построение логической цепи рассуждений.  Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.  Личностные УУД оценивание усваиваемого содержания.  Коммуникативные УУД :умение слушать и вступать в диалог. | 
  | Рефлексия | 1.- А теперь подведем итоги и оценим свои достижениям. На партах фигурки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Прочитайте, что обозначает каждая фигурка и поднимите ту, которая соответствует вашему мнению. 
 
 Красная – «в этой теме для меня осталось много непонятного» Желтая – «в этой теме некоторые вопросы я не понял» Зеленая – «эту тему я понял очень хорошо» 
 
 2. Выставление отметок за работу на уроке. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. 
 | Учащиеся получают позитивный настрой от урока | Познаватель-ные УУД оценка результатов деятельности.  Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать степень усвоения учебного материала.  Личностные УУД чувство удовлетворения от работы, ощущение собственной компетентности, самоуважения.  Коммуника-тивные УУД  умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; проявляют активность в деятельности. |