Учитель: Кудякова Ирина Николаевна МБОУ «СОШ № 9» г. Троицка
Тема урока: Части речи. Предлог.
Диагностика достижения планируемых результатов: наблюдение, ответы учащихся, результаты самооценки, опрос, выступления учащихся.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятель-ность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
1.Органи-зационный момент. | Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в труде Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Прочитайте девиз нашего урока, проверьте, все ли у вас готово к уроку. - Сегодня на уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач! Вы все умные и активные, поэтому у нас все получится! | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональ-ный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. | Приветст-вуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Личностные УУД формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительно-го отношения к школе |
2. Минутка чистопи-сания. | - Откройте рабочие тетради. Я тетрадь свою открою И наклонно положу... Я от вас секрет не скрою, Ручку правильно держу… Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь! - Запишите число, соблюдая правила посадки. . …. апреля. Классная работа. Запись: Чч ча чу | Показывает на доске соединения букв, повторяет с детьми правило. | Вспоминают правила посадки при письме. Включаются в учебную деятель-ность. | Регулятивные УУД: принять и сохранить учебную задачу |
3.Актуализация знаний. | Ч---ЛОВЕК ---РТИСТ С---БАКА Т---ТРАДЬ -Какое слово лишнее? Почему? - По первым буквам прочитайте зашифрованное слово. ( Части) -О каких частях в русском языке мы можем говорить? Запись предложения: Собака грызёт вкусную косточку. Задание: указать части речи, повторить их основные признаки. | Учитель подводит к повторению словарных слов. Актуализация знаний учащихся, повторение знаний об изученных частях речи. . | Читают хором орфографи-чески, орфоэпи-чески Записывают в тетрадь. Обозначают части речи. Самостоятельная работа при записи словарных слов самопровер-ка и взаимопро-верка, комментирование Взаимопро-верка. | Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуника-тивные УУД формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания Познаватель-ные УУД строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков. |
4.Самоопределение к деятель-ности. Тема | Детям по группам выдаются карточки. I-II группа (человек, молодой, окна, стоит) III-IV группа (артист, известный, сцене, выступает) V-VI группа (тетрадь, новая, портфеле, лежит) Используя слова на табличках, составьте предложения. Форму слов менять нельзя. - Что вызвало у вас затруднение? – Каких слов не хватило? - Сможете ли вы без них составить свои предложения? Учитель выдает детям карточки с предлогами. Дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения. -Ну, а теперь вы можете решить проблему, после того, как я дала вам слова- помощники? - Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения. - Докажите, почему это можно назвать предложениями? - Может, кто-нибудь знает, что это за слова-помощники? На доску вывешивается табличка ПРЕДЛОГИ - Изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? - Значит, тема нашего урока………..? - Сегодня мы узнаем, для чего нужны предлоги в речи, как пишутся и какие бывают. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует работу учащихся в группах по «Открытию» детьми нового знания Просит проанализировать задание и предположить тему урока, поставить перед собой учебные задачи. | Работа по группам Проблема. Отвечают на вопросы, определяют проблему, решают проблему, делают вывод Определяют тему урока, цели. | Личностные УУД формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Коммуника-тивные УУД задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Познаватель-ные УУД строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять синтез как составление целого из частей. |
5. Работа по теме урока. | 1. - Предлог – это греческое слово. Обозначает – «перед словом». Всего в русском языке около 200 предлогов. Но мы используем в речи только необходимые нам. - Какие еще знаете предлоги? На экране картинка: ПРЕДЛОГИ: у, к, в, … - Если мы о них говорим, как об отдельных словах, значит, предлог – это часть речи На доску вывешивается следующая табличка: ЧАСТЬ РЕЧИ 2. – Продолжим исследование: учебник на стр. 108 упр. 183. Прочитайте стихотворение, назовите предлоги. Красиво спишите его, предлоги подчеркните. Проверьте работу. Оцените. 3. – А мы продолжаем рассуждать о предлогах. Попробуйте изменить записанные предлоги. На доску вывешивается следующая табличка со стрелкой: НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ - Поставьте к ним вопросы. НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ ВОПРОС 4. – Продолжим исследование: учебник на стр. 108 упр. 183. Прочитайте стихотворение, назовите предлоги. Красиво спишите его, предлоги подчеркните. - Мы так уже много говорили о предлогах, а зачем они нужны в речи, не знаем. Подумайте. СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ 5. - Теперь посмотрите на свои записи и скажите, как пишутся предлоги со словами? СО СЛОВАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО - А с какими частями речи дружат предлоги? Запомните: у глаголов предлогов не бывает! ПЕРЕД ГЛАГОЛАМИ ПРЕДЛОГИ НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ - Вот и сделали вы свое маленькое открытие: столько узнали нового о таких маленьких словах! Давайте проверим, совпали ли наши выводы с правилом, которое даёт нам учебник. Правило с.109 Выполнение упр. 112, 113 с. 52 из «Рабочей тетради» | Осуществляет контроль, коррекцию за выполнение практических заданий. Организует самостоятельную работу учащихся, взаимопровер-ку, обращает внимание на правильность ответов. Производится проверка на доске Обобщает, помогает сформулиро-вать выводы, сделанные детьми по теме урока. Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется и решается проблема урока Помогает подойти в своих выводах к правилу о предлоге как части речи. Знакомит с правилом. Объясняет задание. | Рассматривают, анализируют работу и делают выводы. Самоконт-роль. Оценка своей работы. Отвечают на вопросы, определяют проблему, решают проблему, делают вывод при помощи учителя, определяют цель урока Дети читают правило и определяют, что они сделали правильный вывод Находят предлоги, составляют предложе-ние. Самопроверка по слайду. | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Личностные УУД формировать учебно-познаватель-ный интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Познаватель-ные УУД строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать. Коммуника-тивные УУД формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. |
6.Физкультминутка | Игра: «Узнай предлог - сделай прыжок» Вы должны внимательно слушать меня и быстро прыгать на каждый предлог. Надеюсь, у вас все получится. Снег уже теперь не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днём Стежки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки. -Назовите автора стихотворения? -Почему я выбрала его? | Учитель читает стихотворение | Дети внимательно слушают стих и на каждый предлог дети прыгают. Отвечают на вопросы, вспоминают автора. | Личностные УУД установка на здоровый образ жизни Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия |
7. Закрепление изученного материала. | 1. Упр. 184 - Прочитайте. Выпишите имена существительные с предлогами (1 ученик у доски ) | Коллективная работа: выделение в тексте предлогов и существитель-ных, связанных с ними. Производится проверка. Оценка своей работы. Направляет действия учащихся на закрепление нового знания. | Работа у доски и в тетрадях с проговариванием. Находят в тексте предлоги и выписывают вместе с именами существи-тельными Само-контроль. Самооценка. | Коммуника-тивные УУД способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничест-ве с учителем; Коммуника-тивные УУД использовать речь для регуляции своего действия Познаватель-ные УУД осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен-ных признаков |
| 2. Включение в систему знаний и повторение - Вы все хорошо потрудились. А теперь поиграем. Упражнение на экране с электронного приложения к учебнику «Вставь подходящие по смыслу предлоги | Организует игру Направляет действия учащихся на закрепление нового знания. | Коллектив-ная работа | Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познаватель-ные УУД осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей Коммуника-тивные УУД Контролиро-вать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия |
| 3. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации - А сейчас я посмотрю, как вы поняли тему. Работа в парах. - Сначала вспомним, как нужно работать в паре Тексты стихотворений на листах у каждой пары 1группа – слабоуспевающие учащиеся: - Прочитать стихотворение подчеркнуть предлоги. Шмель летел–гудел В бархатной одёжке. На ромашку сел, Перепачкал ножки 2 группа – все остальные: - Прочитать стихотворение, вставить предлоги. Песик … мальчику бежит, Хвостиком виляет, … догонялки поиграть Друга приглашает. Проверка по образцу. – Поставьте на листах с заданием оценку за свою работу. | Организует работу в парах. Учащиеся выполняют задание, затем сверяют с правильным написанием. Исправляют ошибки | Вспоминают правила работы в паре Отвечают на вопросы учителя, работают в парах, проверяют полученные знания, делают умозаключения, исправляют ошибки. Самооценка. | Коммуника-тивные УУД формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | - Дома придумайте 3-4 предложения с разными предлогами и запишите их на листочках. Только предлоги не пишите, на уроке ваши соседи вставят сами. (На следующем уроке я попрошу детей поменяться листочками и вставить пропущенные предлоги) | Подробно объясняет домашнее задание. | Задают вопросы. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу Коммуника-тивные УУД задавать вопросы |
Итог | - Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня на уроке. Что бы вы могли рассказать ему о предлогах? | Фронтальный опрос, подведение итогов. Организует фиксирование материала. | Поговаривают по памяти или по памятке новые знания. | Познаватель-ные УУД поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные УУД :умение слушать и вступать в диалог. |
Рефлексия | 1.- А теперь подведем итоги и оценим свои достижениям. На партах фигурки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Прочитайте, что обозначает каждая фигурка и поднимите ту, которая соответствует вашему мнению. Красная – «в этой теме для меня осталось много непонятного» Желтая – «в этой теме некоторые вопросы я не понял» Зеленая – «эту тему я понял очень хорошо» 2. Выставление отметок за работу на уроке. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Учащиеся получают позитивный настрой от урока | Познаватель-ные УУД оценка результатов деятельности. Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать степень усвоения учебного материала. Личностные УУД чувство удовлетворения от работы, ощущение собственной компетентности, самоуважения. Коммуника-тивные УУД умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; проявляют активность в деятельности. |