Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи ».
Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи ».
28.10.
Русский язык.
Тема: «Общее понятие о частях речи ».
Цель: систематизация имеющиеся у детей знания о частях речи, знакомство учащихся с новыми частями речи.
Задачи:1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой, учить определять части речи.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку.
3. Содействовать воспитанию групповых навыков работы, уважение друг к другу, взаимопомощи. Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование: песня “Дорогою добра” из к/ф “Маленький Мук”, раздаточные листы для обучающихся, презентация.
ХОД УРОКА
1.Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с ними. Теперь глазки все на меня. Тихонечко сели.
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности
« Мир освещается солнцем, а человек знанием»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)
А все они живут в стране, которая называется Морфология. А правит этой страной принцесса Морфология.
А что такое морфология?
Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
3.Актуализация ЗУН
Минутка чистописания.
Ч ч
ча чу часть - части
- Помогут нам веселые человечки – Смайлики.
1
2
3
4
5
6
7
кр.
ор.
ж.
з.
г.
с.
ф.
- Давайте с ними познакомимся. Почему их семь? (Это дни недели и цвета радуги)
- Как их зовут? (Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс)
Смайлик 1
(П В С Ч П С В)
-Найдите здесь лишнюю букву. (Ч). Обоснуйте свой ответ. (все остальные повторяются по 2 раза и ещё он согл., непарный, а остальные - парные)
-Пропишите первую строчку парами буквы Ч ч.
Написание каких сочетаний мы должны помнить? (ча чу). Пропишите букву ч в соединении с буквами а и у. Приведите примеры слов.
- Мне бы хотелось, чтобы вы записали пару слов часть – части.
Какие ассоциации у вас возникли,когда вы услышали слово «Части»
-Как вы думаете, почему? (изучали Части слова и будем изучать Части речи)
Смайлик 2
- Смайлик Вт решил похвастаться своими знаниями. Как вы его оцениваете? Почему?
- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
-Образуйте слова по схеме: корень, окончание – А
корень, суффикс, окончание –АЯ
приставка, корень, суффикс, окончание –ТЬ
и запишите их в строчку. Что вы записали? (Слова) Что заметили?
( Это – сущ., прил., глагол – части речи)
Смайлик 3
Словарная работа.
- Ребята, скажите как называется 4,5.6 день недели.? ( четверг, пятница, суббота). Как называются эти слова? Почему?
Комментированное письмо. (Запись в столбик)
Ч.твергзелёный улыбается
Пятн.ца голубой смотрит
Су.ота синий желает
- Что вы заметили?
Постановка цели деятельности и выявление причины затруднения.
- Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском языке).
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
Вспомнить какие части речи есть в русском языке, познакомиться с новыми частями речи, ранее неизвестными.
(Научиться определять части речи)
Слова какой части речи записаны в первом столбике? 2 столбике, 3 столбике?
Докажите.
Какие части речи вам уже известны?
Работа в группах.
- Составьте схему к теме “Части речи” (выброс на листы)
существительное
прилагательное
глагол
предлог
Место
имения
Числительные
вопросы
Кто? Что?
Какой? Какая? Какое?
Что делает?
Что сделал?
Что будет делать?
--
Кто?
Сколько
который
Что обозна-чает?
предмет
Признак предмета
Действие предмета
--
Количество
Порядковый номер
Смайлик 4
Слова, от, успокоится, хорошего, душа.
- Обратите внимание, что вы здесь видите?
(Слова).
-Составьте предложение.
От хорошего слова успокоится душа.
- Мы сможем продолжить дальше свой путь, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.
Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.
- Давайте проверим.
- Какое слово в предложении осталось не названым?
- Не названо слово от.
- Что вы о нем можете сказать?
-От – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Я, ты, он, она вместе дружная семья.
Посмотрите, какие новые слова появились.На какие вопрсы они отвечают, что обозначают. Понятно ли о ком идёт речь?
Вывод : Что такое местоимение?
Физкультминутка.
5.Проектирование и фиксация нового знания.
- Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи.
Как мы называем имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, а как - предлоги? ( самостоятельные и служебные части речи).
Смайлик 5. Работа в группах.
- Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?
Жёлтые листья с деревьев посыпались золотым дождём.
Вывод: Какие части речи встретились?
8. Игра «Редакторы».
Представьте, что вы - редакторы.
Послушайте сказку. Найдите в ней речевые ошибки.
Отредактируйте предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы.
В большой луже жил маленький лягушонок.Лягушонок часто что-нибудь лепил из глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом лягушонок слепил лошадь в лодке.
Вы правы. В тексте повторяется слово лягушонок. Чтобы избежать повторов, слово лягушонок мы заменили местоимением он.
Проверьте себя.
В большой луже жил маленький лягушонок. Он часто что-нибудь лепил из глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом он слепил лошадь в лодке.
7. Домашнее задание.
Составить синквейн на тему КАНИКУЛЫ
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
« Мир освещается солнцем, а человек знанием.»
- Какими знаниями осветились вы? Чему научились?
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Довольны ли вы своей работой?
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи ».»
28.10.
Русский язык.
Тема: «Общее понятие о частях речи ».
Цель: систематизация имеющиеся у детей знания о частях речи, знакомство учащихся с новыми частями речи.
Задачи:1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой, учить определять части речи.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку.
3. Содействовать воспитанию групповых навыков работы, уважение друг к другу, взаимопомощи. Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование: песня “Дорогою добра” из к/ф “Маленький Мук”, раздаточные листы для обучающихся, презентация.
ХОД УРОКА
1.Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с ними. Теперь глазки все на меня. Тихонечко сели.
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности
« Мир освещается солнцем, а человек знанием»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)
А все они живут в стране, которая называется Морфология. А правит этой страной принцесса Морфология.
А что такое морфология?
Морфология - это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
3.Актуализация ЗУН
Минутка чистописания.
Ч ч
ча чу часть - части
- Помогут нам веселые человечки – Смайлики.
- Давайте с ними познакомимся. Почему их семь? (Это дни недели и цвета радуги)
- Как их зовут? (Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс)
Смайлик 1
(П В С Ч П С В)
-Найдите здесь лишнюю букву. (Ч). Обоснуйте свой ответ. (все остальные повторяются по 2 раза и ещё он согл., непарный, а остальные - парные)
-Пропишите первую строчку парами буквы Ч ч.
Написание каких сочетаний мы должны помнить? (ча чу). Пропишите букву ч в соединении с буквами а и у. Приведите примеры слов.
- Мне бы хотелось, чтобы вы записали пару слов часть – части.
Какие ассоциации у вас возникли ,когда вы услышали слово «Части»
-Как вы думаете, почему? (изучали Части слова и будем изучать Части речи)
Смайлик 2
- Смайлик Вт решил похвастаться своими знаниями. Как вы его оцениваете? Почему?
- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
-Образуйте слова по схеме: корень, окончание – А
корень, суффикс, окончание –АЯ
приставка, корень, суффикс, окончание –ТЬ
и запишите их в строчку. Что вы записали? (Слова) Что заметили?
( Это – сущ., прил., глагол – части речи)
Смайлик 3
Словарная работа.
- Ребята, скажите как называется 4,5.6 день недели.? ( четверг, пятница, суббота). Как называются эти слова? Почему?
Комментированное письмо. (Запись в столбик)
Ч.твергзелёный улыбается
Пятн.ца голубой смотрит
Су..ота синий желает
- Что вы заметили?
Постановка цели деятельности и выявление причины затруднения.
- Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском языке).
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
Вспомнить какие части речи есть в русском языке, познакомиться с новыми частями речи, ранее неизвестными.
(Научиться определять части речи)
Слова какой части речи записаны в первом столбике? 2 столбике, 3 столбике?
Докажите.
Какие части речи вам уже известны?
Работа в группах.
- Составьте схему к теме “Части речи” (выброс на листы)
существительное
прилагательное
глагол
предлог
Место
имения
Числительные
вопросы
Кто? Что?
Какой? Какая? Какое?
Что делает?
Что сделал?
Что будет делать?
---------
Кто?
Сколько
который
Что обозна-чает?
предмет
Признак предмета
Действие предмета
-------
Количество
Порядковый номер
Смайлик 4
Слова, от, успокоится, хорошего, душа.
- Обратите внимание, что вы здесь видите?
(Слова).
-Составьте предложение.
От хорошего слова успокоится душа.
- Мы сможем продолжить дальше свой путь, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.
Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.
- Давайте проверим.
- Какое слово в предложении осталось не названым?
- Не названо слово от.
- Что вы о нем можете сказать?
-От – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Я, ты, он , она вместе дружная семья.
Посмотрите , какие новые слова появились .На какие вопрсы они отвечают, что обозначают. Понятно ли о ком идёт речь?
Вывод : Что такое местоимение?
Физкультминутка.
5.Проектирование и фиксация нового знания.
- Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи.
Как мы называем имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, а как - предлоги? ( самостоятельные и служебные части речи).
Смайлик 5 . Работа в группах.
- Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?
Работа в группах
Составление алгоритма.(Собрать разрезанные части)
1.Задать вопрос к слову.
2.Определить, что обозначает это слово.
3.Название части речи.
- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
Жёлтые листья с деревьев посыпались золотым дождём.
Вывод: Какие части речи встретились?
8. Игра «Редакторы».
Представьте, что вы - редакторы.
Послушайте сказку. Найдите в ней речевые ошибки.
Отредактируйте предложения и запишите, вставляя пропущенные буквы.
В большой луже жил маленький лягушонок .Лягушонок часто что-нибудь лепил из глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом лягушонок слепил лошадь в лодке.
Вы правы. В тексте повторяется слово лягушонок. Чтобы избежать повторов, слово лягушонок мы заменили местоимением он.
Проверьте себя.
В большой луже жил маленький лягушонок. Он часто что-нибудь лепил из глины. Сначала лягушонок лепил только колобки. Потом он слепил лошадь в лодке.
7. Домашнее задание.
Составить синквейн на тему КАНИКУЛЫ
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
« Мир освещается солнцем, а человек знанием.»
- Какими знаниями осветились вы? Чему научились?
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Довольны ли вы своей работой?
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.