kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Буквы -о- - -а- в корне -лаг- – -лож-.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • выяснить условие написания изучаемых корней;
  • научить владеть способом выбора о/ а в -лаг- – -лож-;
  • развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
  • совершенствовать навыки правописания;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Буквы -о- - -а- в корне -лаг- – -лож-.»

Тема урока: Буквы -о-  - -а- в корне -лаг- – -лож-.

Цели урока:

  • выяснить условие написания изучаемых корней;

  • научить владеть способом выбора о/ а в -лаг- – -лож-;

  • развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;

  • совершенствовать навыки правописания;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • обогащать словарный запас;

  • воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

ХОД УРОКА

1.Создание проблемной ситуации. Синтаксическая пятиминутка.

1. Запишите предложение и найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.

Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.

2. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне (располагался).

3. Выполните его морфемный разбор.

4. Замените слово располагался другими глаголами с корнем -лож- (расположился).

2.Постановка учебной задачи

Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Как вы думаете, когда в корне слова мы будем писать гласную а, когда – о? Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?  

3.Анализ языкового материала

От данных глаголов суффиксальным способом образуйте новые слова. К какой части речи они относятся?

а) Излагать                 –         изложение;

б) предлагать         –         предложение;

в) располагать         –         расположение;

г) слагать                 –         сложение;

д) прилагать         –         приложение.

1. Являются ли данные слова однокоренными?

2. Какой гласный звук произносится в корне всех слов в безударном положении?

3. Какая буква пишется?

4. Как вы думаете, можно ли проверить ударением безударные чередующиеся гласные в корне?

5. Проанализируйте слова в левой и правой колонке.

6. Попробуйте найти закономерность: когда в корне -лаг- – -лож- пишется а, а когда – о.

Ученики формулируют правила выбора чередующихся а – о в корнях -лаг- – -лож-.

В корнях -лаг- – -лож- пишется о, если в корне есть буква ж; пишется а, если в корне есть букваг. Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. Исключение (в безударном положении): полог.

О – а в безударных корнях -лаг- – -лож-:

о (перед ж)

-лож-

положить

предложить

изложить

а (перед г)

-лаг-

полагать

прилагательное

Исключение:

полог

В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок. Исключением является глаголложиться.

Век тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

                        (А.Пушкин)

Все запомнили давно:

Перед ж мы пишем о.

Забывать никак нельзя:

Перед г мы пишем а.

Полагать и положить.

Слово полог – исключенье,

Никакого в том сомненья.

4.Тренировочные упражнения

Задание. Замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне  -лаг- – -лож-:

а) название одного из чисел при сложении (слагаемое);

б) часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное);

в) основной объект изучения синтаксиса (предложение);

г) высказать догадку, суждение (предположение);

д) синоним к слову вкладывать (влагать);

е) то, что предложено , предлагается (предложение);

ж) устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).

5.Работа по карточкам

(Детям раздаются карточки, два ученика работают у доски (по секрету), остальные выполняют работу в тетрадях.)

Задание. 1-й ученик выписывает словосочетания со словами, в которых пишется корень -лаг-; 2-й ученик выписывает слова с корнем -лож-.

Предл_гать ничью;

ул_житься в секунды;

пол_гаться на коллектив;

возл_жить ответственность;

распол_гать данными;

отл_жить визит;

прил_гать усилия;

пол_жение дел.

6.«Третье лишнее». Определите среди слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор.

Задание 1. 

а) сложение;

б) положение;

в) ложный.

Задание 2. 

а) Русалочка приподняла пурпурный пол_г шатра и увидела. что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца. (Х.К. Андерсен)

б) Быть может, в Лете не потонет

Строка, сл_гаемая мной…

                        (А.Пушкин)

в) Всяким яством угощала;

Ул_жила отдыхать

На парчовую кровать.

                        (А.Пушкин)

При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов класть и положить. Помогите ему.

1) Я пообещал отцу, что по окончании работы _______ инструменты в ящик.

2) Раненого _______ на носилки.

        3) Его слова _______ конец нашему спору.

4) Можно голову _______ за него.

5) Почтальон _______ телеграмму на стол.

6) Я всегда _______ в чашку чая два кусочка сахара.

7) В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда _______  свои вещи на  отведенное для них место».

8) Я _______ книгу в портфель, чтобы не забыть ее.

9) Сосед _______ газету в карман.

10) Он обоих нас на лопатки _______.

Задание3.Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями.

1) Сл_жить оружие – …

2) Сидеть сл_жа руки – …

3) Вл_жить в уста – …

4) Ума не прил_жу – …

5) Зал_жить основы – …

6) Пол_жить зубы на полку – …

7) Пол_жить на обе лопатки – …

8) Пол_жа руку на сердце – …

Задание 4. Раскройте смысл пословиц:

Не сиди сл_жа руки – так не будет скуки.

Если сл_жить все ошибки умного, получится гора.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил_жу.

Отработав, что пол_гается, съешь, что причитается.

7. Работа в группах.

Первая группа

Задание 1. Распределите записанные ниже слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о. Объясните выбор гласной.

Предл_гать (ничью), пол_жительный (герой), распол_гающая (улыбка), (изменить) пол_жение, (закончить) изл_жение, (уменьшить) сл_гаемое, (высказать) предпол_жение, (просклонять) прил_гательное, (произвести) сл_жение, ул_житься (в секунды), пол_гаться (на коллектив), отл_жить (визит), распол_гать (данными).

Задание 2. Запишите глаголы с корнем -лаг- – -лож-, используйте приставки: по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а.

Вторая группа

Задание 1. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Докажите. Посмотрите внимательно, есть ли здесь слова с чередованием -лаг- – -лож-. Выпишите примеры слов с безударной гласной.  

1) Я стал изл_гать точ_ку зрения древних про Индию и про г_ризонт. 2) Ах, как Волька был бы счас_лив изл_жить свои познания по этому вопросу! 3) – Неужели ты пол_гаеш_, что отв_чаеш_ по существу твоего б_лета?  – спросил учитель. 4) Волька решил отл_жить объяснения на потом. 5) Хоттабычу, который уснул в неудобном пол_жении, приснился ужас_ный сон. 6) Надо пол_гать, сказалось небольшое переутомление. (Л.Лагин) 

Третья группа

Задание 1. Запишите словосочетания с данными глаголами, подбирая подходящие по смыслу существительные из правой колонки. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Используя словосочетания, составьте устный рассказ на тему «В походе».

предлагать

разложить

расположиться

прилагать

усилия, старания

у костра, у речки, у опушки

маршрут, услуги

костер, вещи

        

8.Итоги урока:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Когда в корне пишется о, а когда – а? Приведите примеры.

9.Домашнее задание. «Кто больше?»

Запишите словарный диктант из слов с данной орфограммой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема урока: Буквы -о- - -а- в корне -лаг- – -лож-.

Автор: Крыгина Юлия Сергеевна

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 528064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#919 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}
object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Чередование а-о в корнях лаг- - лож- (конспект+интерактивная доска) "
    ["seo_title"] => string(72) "chieriedovaniie-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-konspiekt-intieraktivnaia-doska"
    ["file_id"] => string(6) "202274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429202755"
  }
}
object(ArrayObject)#919 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345572"
  }
}
object(ArrayObject)#919 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447347311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства