1.Запишите предложение и найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.
Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.
2. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне (располагался).
3. Выполните его морфемный разбор.
4. Замените слово располагался другими глаголами с корнем -лож-(расположился).
2.Постановка учебной задачи
Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Как вы думаете, когда в корне слова мы будем писать гласную а, когда – о? Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
3.Анализ языкового материала
От данных глаголов суффиксальным способом образуйте новые слова. К какой части речи они относятся?
а) Излагать – изложение;
б) предлагать – предложение;
в) располагать – расположение;
г) слагать – сложение;
д) прилагать – приложение.
1. Являются ли данные слова однокоренными?
2. Какой гласный звук произносится в корне всех слов в безударном положении?
3. Какая буква пишется?
4. Как вы думаете, можно ли проверить ударением безударные чередующиеся гласные в корне?
5. Проанализируйте слова в левой и правой колонке.
6. Попробуйте найти закономерность: когда в корне -лаг- – -лож- пишется а, а когда – о.
Ученики формулируют правила выбора чередующихся а – о в корнях -лаг- – -лож-.
В корнях -лаг- – -лож- пишется о,если в корне есть буква ж; пишется а, если в корне есть букваг. Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. Исключение (в безударном положении): полог.
О – ав безударных корнях -лаг- – -лож-:
о (перед ж)
-лож-
положить
предложить
изложить
а (перед г)
-лаг-
полагать
прилагательное
Исключение:
полог
В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок. Исключением является глаголложиться.
Век тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
(А.Пушкин)
Все запомнили давно:
Перед ж мы пишем о.
Забывать никак нельзя:
Перед г мы пишем а.
Полагать и положить.
Слово полог – исключенье,
Никакого в том сомненья.
4.Тренировочные упражнения
Задание. Замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне -лаг- – -лож-:
а) название одного из чисел при сложении (слагаемое);
б) часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное);
в) основной объект изучения синтаксиса (предложение);
г) высказать догадку, суждение (предположение);
д) синоним к слову вкладывать (влагать);
е) то, что предложено , предлагается (предложение);
ж) устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).
5.Работа по карточкам
(Детям раздаются карточки, два ученика работают у доски (по секрету), остальные выполняют работу в тетрадях.)
Задание.1-й ученик выписывает словосочетания со словами, в которых пишется корень -лаг-; 2-й ученик выписывает слова с корнем -лож-.
Предл_гать ничью;
ул_житься в секунды;
пол_гаться на коллектив;
возл_жить ответственность;
распол_гать данными;
отл_жить визит;
прил_гать усилия;
пол_жение дел.
6.«Третье лишнее». Определите среди слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор.
Задание 1.
а) сложение;
б) положение;
в) ложный.
Задание 2.
а) Русалочка приподняла пурпурный пол_г шатра и увидела. что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца. (Х.К. Андерсен)
б) Быть может, в Лете не потонет
Строка, сл_гаемая мной…
(А.Пушкин)
в) Всяким яством угощала;
Ул_жила отдыхать
На парчовую кровать.
(А.Пушкин)
При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов класть и положить. Помогите ему.
1) Я пообещал отцу, что по окончании работы _______ инструменты в ящик.
2) Раненого _______ на носилки.
3) Его слова _______ конец нашему спору.
4) Можно голову _______ за него.
5) Почтальон _______ телеграмму на стол.
6) Я всегда _______ в чашку чая два кусочка сахара.
7) В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда _______ свои вещи на отведенное для них место».
8) Я _______ книгу в портфель, чтобы не забыть ее.
9) Сосед _______ газету в карман.
10) Он обоих нас на лопатки _______.
Задание3.Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями.
1) Сл_жить оружие – …
2) Сидеть сл_жа руки – …
3) Вл_жить в уста – …
4) Ума не прил_жу – …
5) Зал_жить основы – …
6) Пол_жить зубы на полку – …
7) Пол_жить на обе лопатки – …
8) Пол_жа руку на сердце – …
Задание 4. Раскройте смысл пословиц:
Не сиди сл_жа руки – так не будет скуки.
Если сл_жить все ошибки умного, получится гора.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил_жу.
Отработав, что пол_гается, съешь, что причитается.
7. Работа в группах.
Первая группа
Задание 1.Распределите записанные ниже слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о. Объясните выбор гласной.
Задание 2. Запишите глаголы с корнем -лаг- – -лож-, используйте приставки: по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а.
Вторая группа
Задание 1.Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Докажите. Посмотрите внимательно, есть ли здесь слова с чередованием -лаг- – -лож-. Выпишите примеры слов с безударной гласной.
1) Я стал изл_гать точ_ку зрения древних про Индию и про г_ризонт. 2) Ах, как Волька был бы счас_лив изл_жить свои познания по этому вопросу! 3) – Неужели ты пол_гаеш_, что отв_чаеш_ по существу твоего б_лета? – спросил учитель. 4) Волька решил отл_жить объяснения на потом. 5) Хоттабычу, который уснул в неудобном пол_жении, приснился ужас_ный сон. 6) Надо пол_гать, сказалось небольшое переутомление. (Л.Лагин)
Третья группа
Задание 1.Запишите словосочетания с данными глаголами, подбирая подходящие по смыслу существительные из правой колонки. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Используя словосочетания, составьте устный рассказ на тему «В походе».
предлагать
разложить
расположиться
прилагать
усилия, старания
у костра, у речки, у опушки
маршрут, услуги
костер, вещи
8.Итоги урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Когда в корне пишется о, а когда – а? Приведите примеры.
9.Домашнее задание. «Кто больше?»
Запишите словарный диктант из слов с данной орфограммой.