Цель урока: систематизация сведений о различных случаях употребления знаков препинания; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Употребление знаков препинания»»
Тема: «Употребление знаков препинания» Цель урока: систематизация сведений о различных случаях употребления знаков препинания; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка Задание: представим типичную речевую ситуацию и попробуем проанализировать ее.
1. Одиннадцать часов вечера. Разговор по телефону: — Алло! Мне Сашу. — Алло! Я слушаю. — Привет! Ну что? —Что — что? — Ты завтра идешь? — Куда? — Ты что, забыл? — А это кто вообще-то? — Не узнал? Богатым будешь. — Не узнал... — Да это я, Витька! — Не знаю я никакого Витьку. — Постой, ты Сашка Кузнецов? — Я Сашка Попов. — Так что ж ты мне голову морочишь! (Отбой.) Комментарий. Следует отметить ошибки построения речи, нарушения этики поведения и разговора: во-первых, звонить в одиннадцать часов вечера можно только в крайних случаях; вовторых, надо поздороваться, извиниться за поздний звонок, представиться и попросить позвать к телефону того, кто вам нужен, а не требовать «Мне Сашу!» Разговор должен быть конкретным, а приведенные реплики говорят о неумении позвонившего строить разговор. Если выяснилось, что вы не туда попали, надо попросить прощения, а не обвинять человека несправедливо и не бросать в раздражении трубку: ведь вы сами виноваты в создавшейся ситуации. 120 II. Проверка домашнего задания Анализ конспектов статей на лингвистическую тему. III. Употребление различных знаков препинания 1. Семинар. Эту часть урока можно построить как семинар, дать задание по группам представить знаки препинания (каждая группа готовит материалы по «своему» знаку: вопросы, примеры, исторические справки о появлении в языке различных знаков препинания). Можно внести в урок элемент игры: в группы объединяются ученики, родившиеся под определенным знаком зодиака, и отвечают за «свой» знак препинания. Знаков зодиака двенадцать, а знаков препинания десять (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки), но вряд ли в классе найдутся представители всех знаков зодиака. даже если это так, оставшимся можно поручить вести урок, выступать в качестве жюри и т. п. Важно поработать над правильной интонацией, отражающей знаки препинания: попробовать передать в устной речи паузы, которых требуют точка, запятая, точка с занятой, многоточие; вопросительную и восклицательную интонацию; понижение интонации перед двоеточием и повышение перед тире; особые паузы, ускоренный темп речи и понижаемый тон части предложения, заключенной в скобки; выделение голосом заключенной в кавычки цитаты; характерная интонация предложений с прямой речью.
2. Практические задания.
1) Устно выполнить упражнения 280, 281.
2) Предложить ученикам выбрать наиболее интересные и сложные с точки зрения пунктуации предложения из упражнений заключительной части учебника, записать их в тетрадях и проанализировать.
3) Записать предложения на слух, расставить знаки препинания, сделать схемы (желательно выбирать предложения, в которых сразу несколько различных знаков препинания): а) Да, чтоб чины добыты, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. б) Чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства И на душе проступков никаких. в) Ученые — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. г) Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Определите, из какого произведения взяты цитаты и каким героям принадлежат эти реплики. Комментарий. Последнее предложение тоже стоит записать и объяснить отсутствие запятой перед союзом и: однородные придаточные относятся к одному главному предложению, как и в предложении б). Схемы предложений: а) […, (чтоб…), …]; [ ]: [ ]. 121 б) [ ]: [ ],[ ] и [ ]. в) [ ], [ ], что (…, чем (когда),…). г) [ ]: [ ], что ( ); [ ]; а […так]: [ ]. Реплики принадлежат героям комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: а) Скалозуб, б) Софья, в) Фамусов г) Скалозуб.
IV. Домашнее задание
1. Упражнения 294, 295 (298) — по выбору.
2. Подготовиться к изложению из последней части текстов (№ 61—73).