Ц е л и у р о к а: 1) совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать на заданную тему, 2) научить анализировать и конструировать текст, 3) развивать наблюдательность и языковую интуицию, 4) воспитывать уважение к интеллектуальному труду. Оформление доски: 1) эпиграф: «Текст — это объединённая смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов.» (Ф. Филин); 2) словарное слово — текст — от лат. textus — сплетение, соединение, ткань; 3) репродукция картины Ю.М. Ракши «Продолжение».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Текст как единица синтаксиса».»
Текст как единица синтаксиса (§ 7) Т е м а у р о к а: «Текст как единица синтаксиса». Ц е л и у р о к а: 1) совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать на заданную тему, 2) научить анализировать и конструировать текст, 3) развивать наблюдательность и языковую интуицию, 4) воспитывать уважение к интеллектуальному труду. Оформление доски: 1) эпиграф: «Текст — это объединённая смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов...» (Ф. Филин); 2) словарное слово — текст — от лат. textus — сплетение, соединение, ткань; 3) репродукция картины Ю.М. Ракши «Продолжение». Наглядность: 1) памятка «Анализ текста»; 2) карточки с текстом стихотворения Л. К. Татьяничевой «Мне говорят, что слишком много...»; 3) репродукция картины Ю. М. Ракши «Продолжение». ТСО: видеофрагмент из балета А. Адана «Жизель». Ход урока I. Вводная часть: 1. Объявление темы и целей урока (учащиеся записывают тему и эпиграф к ней в тетради): — научиться анализировать и конструировать текст; — уметь рассуждать по заданной теме. 2. Беседа: — Чем пользуется человек во время общения? (Речью.) — Какие вы знаете разновидности речи? (Устную и письменную.) — Из чего состоит наша речь, устная и письменная? (Из звуков, слов, предложений.) Учитель произносит слова лирика, балет, живопись. В ходе беседы учащиеся должны сделать самостоятельный вывод, что речь состоит из предложений, связанных темой и основной мыслью, соединённых по смыслу и грамматически. 20 3. Проверка домашнего задания. — Назовите признаки текста. 1) Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме. 2) Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы — начало и конец. 3) Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке. 4) Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания его структуры важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. 5) Соотнесение содержания с темой. 6) Упорядоченность. Языковые единицы, образующие текст, все его части, а также содержательная и смысловая стороны определённым образом упорядочены, организованы. 7) Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны (цепная и параллельная). — Что вы узнали из словарей о понятии текст? (Справка из этимологического словаря Н. М. Шанского: текст заимствован в XVIII веке из лат. textus — словесное единство; справка из словаря-справочника лингвистических терминов Д. Э. Розенталя: текст — произведение речи, воспроизведённое на письме или в печати.) 4. Работа с учебником: — чтение теоретических сведений о тексте на с. 28. II. Практическая часть: анализ стихотворения Л.К.Татьяничевой «Мне говорят, что слишком много...». — Прочитайте выразительно стихотворение. Мне говорят, что слишком много Любви я детям отдаю, Что материнская тревога До срока старит жизнь мою. Ну, что смогу я им ответить — Сердцам, Бесстрастным, как броня? Любовь, мной отданная детям, Сильнее делает меня. 21 — Что вы можете сказать о поэтессе? (Когда Татьяничевой было 10 лет, умерла её мать. Эта потеря была огромным горем. Утрата любимой матери, острые переживания стали причиной написания стихотворений на тему «Сила материнской любви».) — Докажите, что это текст. (В нём предложения, объединённые одной темой — материнской любви. Главная мысль — любовь делает человека сильнее (3-е предложение). Ключевые слова: любви, детям, материнская тревога и т. д. Тип речи — повествование и рассуждение. Связь между предложениями цепная.) — Придумайте своё заглавие. («Материнская любовь», «О самом дорогом человеке на свете», «К маме» и др.) — Какова тема и главная мысль текста? (Тема — материнская любовь. Главная мысль — любовь делает человека сильнее.) — Укажите ключевые слова в тексте (любви, детям, материнская тревога и т. д.). — Определите тип речи. (Повествование и рассуждение.) — Определите связь между предложениями. (Цепная.) — Укажите лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Л е к с и ч е с к и е: текстуальные синонимы (говорят — ответить), текстуальные антонимы (старит — делает сильнее, я — они). М о р ф о л о г и ч е с к и е: видовременные формы глагола и причастия (говорят, отдаю, отданная). С и н т а к с и ч е с к и е: вопросительно-повествовательная интонация. — Определите стиль текста и укажите приметы стиля (стиль — художественный: ритм, рифма, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам), метафоры (тревога старит), сравнения (как броня). — Что вы знаете о слове броня? Слово многозначное: — металлическая одежда, защищающая туловище воина; — защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках.