У р о к 3. Стили речи
Цели: дать понятие о стилях речи – разговорном, научном,
художественном; показать сферы применения этих стилей; учить
определять принадлежность текстов к этим стилям; совершен-
ствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; фор-
мировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать сти-
ли речи, определять сферы их применения, использовать в речи
в зависимости от целей высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 9 – выразительное чтение текста (наизусть).
2. Упр. 14 – пересказ информационного сообщения.
3. Выступления представителей групп: чтение вариантов про-
должения сказки.19
Урок 3. Стили речи
4. Сообщение о Юлии Цезаре.
Гай Юлий Цезарь – древнеримский государственный и политический
деятель, полководец, писатель. Был правителем римского государства.
Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактиче-
ски монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления.
Цезарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: зо-
лоченым креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь
была воздвигнута статуя с надписью «Полубогу», дни его побед ежегодно
отмечались как праздники.
Имя Цезаря стало нарицательным и означало титул римских импе-
раторов; в русском языке это имя преобразовалось в слово «царь».
Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники
его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые
из его сочинений сохранились до наших дней.
Цезарь – один из выдающихся полководцев. «Пришел, увидел, по-
бедил» (лат. «Veni, vidi, vici») – слова Цезаря о победе над понтийским
царем Фарнаком.
5. Проверка заданий 1, 2 в рабочей тетради.
III. Самоопределение к учебной деятельности
Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной
в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст
К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 9), разговор частей речи
друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст
сообщения о Юлии Цезаре.
– Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме
темы, разумеется)? Почему они различаются?
Попробуем разобраться вместе.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Сравним два известных нам текста (упр. 6 и 9).
– Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста – обще-
ние с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема
второго – значение русского языка.)
– Что общего в темах этих текстов? (Оба текста – о языке .)
– Какова задача первого текста? (Сопоставить признаки уст-
ного и письменного общения и найти отличия .)
– Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому
языку, призвать к его изучению. )
– Какие образные средства языка использованы во втором
тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный,
истинная. )
– Используются ли образные средства языка в первом тексте?
(Нет .)20
Язык и общение
Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В со-
ответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль
языка, т. е. его разновидность.
В этих текстах представлены две разновидности, два стиля
языка: художественный и научный.
– Как вы думаете, какой текст написан в художественном
стиле, а какой – в научном? Почему? (Первый – в научном,
второй – в художественном .)
– Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что
передают эти тексты? (Разговор между частями речи .)
– Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся
при разговоре друг с другом?
– Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5,
с. 11–12).
– В чем главное отличие разговорного языка от языка худо-
жественной и научной литературы? (Язык художественной
и научной литературы относится к книжной речи. )
2. Работа по учебнику
1. Упр. 15 – определение стилей текстов.
2. Упр. 16 – чтение текста и обсуждение вопросов.
3. Упр. 17 – чтение текста и выполнение задания.
4. Упр. 19 – обсуждение вопросов. (Примерный ответ. В тек-
сте говорится о правилах вежливого поведения. Озаглавить текст
можно так: «Речевой этикет» или «Вежливые слова». Задача этого
текста – показать значение соблюдения правил вежливого пове-
дения в обществе. Стиль текста научный.)
5. Упр. 20 – обсуждение вопроса.
Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и про-
щания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, кото-
рые говорят, приветствуя и расставаясь («Добрый день!» , «Добрый
вечер!» , «До скорого!» , «До встречи!» , «Увидимся!» и т. д.); записать
эти слова в тетрадь.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Что такое стили языка? (Языковые стили – это разновидно-
сти языка, которые мы используем в зависимости от задачи
высказывания .)
– О каких стилях языка вы сегодня узнали?
– Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?
– Что такое речевой этикет и зачем он нужен?
Домашнее задание
1. § 5, упр. 18 – подготовить выразительное чтение текста.
2. Рабочая тетрадь: задание 3 (с. 4–5).