kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие о стилях речи – разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершен- ствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; фор- мировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Стили речи"»

У р о к 3. Стили речи

Цели: дать понятие о стилях речи – разговорном, научном,

художественном; показать сферы применения этих стилей; учить

определять принадлежность текстов к этим стилям; совершен-

ствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; фор-

мировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать сти-

ли речи, определять сферы их применения, использовать в речи

в зависимости от целей высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 9 – выразительное чтение текста (наизусть).

2. Упр. 14 – пересказ информационного сообщения.

3. Выступления представителей групп: чтение вариантов про-

должения сказки.19

Урок 3. Стили речи

4. Сообщение о Юлии Цезаре.

Гай Юлий Цезарь – древнеримский государственный и политический

деятель, полководец, писатель. Был правителем римского государства.

Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактиче-

ски монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления.

Цезарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: зо-

лоченым креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь

была воздвигнута статуя с надписью «Полубогу», дни его побед ежегодно

отмечались как праздники.

Имя Цезаря стало нарицательным и означало титул римских импе-

раторов; в русском языке это имя преобразовалось в слово «царь».

Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники

его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые

из его сочинений сохранились до наших дней.

Цезарь – один из выдающихся полководцев. «Пришел, увидел, по-

бедил» (лат. «Veni, vidi, vici») – слова Цезаря о победе над понтийским

царем Фарнаком.

5. Проверка заданий 1, 2 в рабочей тетради.

III. Самоопределение к учебной деятельности

Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной

в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст

К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 9), разговор частей речи

друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст

сообщения о Юлии Цезаре.

– Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме

темы, разумеется)? Почему они различаются?

Попробуем разобраться вместе.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Сравним два известных нам текста (упр. 6 и 9).

– Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста – обще-

ние с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема

второго – значение русского языка.)

– Что общего в темах этих текстов? (Оба текста – о языке.)

– Какова задача первого текста? (Сопоставить признаки уст-

ного и письменного общения и найти отличия.)

– Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому

языку, призвать к его изучению.)

– Какие образные средства языка использованы во втором

тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный,

истинная.)

– Используются ли образные средства языка в первом тексте?

(Нет.)20

Язык и общение

Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В со-

ответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль

языка, т. е. его разновидность.

В этих текстах представлены две разновидности, два стиля

языка: художественный и научный.

– Как вы думаете, какой текст написан в художественном

стиле, а какой – в научном? Почему? (Первый – в научном,

второй – в художественном.)

– Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что

передают эти тексты? (Разговор между частями речи.)

– Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся

при разговоре друг с другом?

– Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5,

с. 11–12).

– В чем главное отличие разговорного языка от языка худо-

жественной и научной литературы? (Язык художественной

и научной литературы относится к книжной речи.)

2. Работа по учебнику

1. Упр. 15 – определение стилей текстов.

2. Упр. 16 – чтение текста и обсуждение вопросов.

3. Упр. 17 – чтение текста и выполнение задания.

4. Упр. 19 – обсуждение вопросов. (Примерный ответ. В тек-

сте говорится о правилах вежливого поведения. Озаглавить текст

можно так: «Речевой этикет» или «Вежливые слова». Задача этого

текста – показать значение соблюдения правил вежливого пове-

дения в обществе. Стиль текста научный.)

5. Упр. 20 – обсуждение вопроса.

Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и про-

щания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, кото-

рые говорят, приветствуя и расставаясь («Добрый день!», «Добрый

вечер!», «До скорого!», «До встречи!», «Увидимся!» и т. д.); записать

эти слова в тетрадь.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Что такое стили языка? (Языковые стили – это разновидно-

сти языка, которые мы используем в зависимости от задачи

высказывания.)

– О каких стилях языка вы сегодня узнали?

– Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?

– Что такое речевой этикет и зачем он нужен?

Домашнее задание

1. § 5, упр. 18 – подготовить выразительное чтение текста.

2. Рабочая тетрадь: задание 3 (с. 4–5).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: "Стили речи"

Автор: Халикова Джамилат Курбановна

Дата: 24.03.2024

Номер свидетельства: 647805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация урока по русскому языку по теме Стили речи"
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia_uroka_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "452643"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516945255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Урок на тему: Стили речи "
    ["seo_title"] => string(26) "urok-na-tiemu-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "164107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422592046"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Среднесрочное планирование серии уроков по русскому языку по теме «Стили речи» (7 класс). "
    ["seo_title"] => string(95) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-urokov-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-stili-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114852"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411678677"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по русскому языку по теме " Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437065443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Методическая разработка урока русского языка по теме: "Стили речи""
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "423343"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498642679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства