kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»»

Тема: «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма.

Ход урока

I. Анализ изложений

II. Повторение темы «Словосочетание»

1. Вопросы по теории. — Что изучает синтаксис? — Что называется словосочетанием? Какие виды словосочетаний вам известны? — Приведите примеры согласования, управления, примыкания. (Согласование: третье тысячелетие, собачья будка, своё мнение, отрешенное лицо; управление: миновать препятствие, уверять в почтении, надеяться на лучшее, выход из тупика; примыкание: говорить наобум, пришел проститься, говорить заикаясь.) — Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? — определительное — южный ветер, тетрадь в линейку (разлинованная тетрадь), свой парень — т. е. отвечает на вопросы какой? чей?; — обстоятельственное — летать над морем, летать высоко, очень высокий, сияющий от радости (главное слово обозначает действие или признак, зависимое — признак этого действия или признака, отвечает на вопросы как? в какой степени? где? куда? когда? как долго? почему? и другие вопросы обстоятельств); — дополнительное — чистить ботинки, воспринимать услышанное, направленный к цели (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей); — Что такое синонимичные словосочетания? Приведите примеры. (Словосочетания, разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: юноша высокого роста — высокорослый юноша, варенье из вишни — вишневое варенье.)

2. Практические задания. 1) Словарный диктант с грамматическим заданием: Возлагать надежды, молча соглашаться, масляная краска, произвести расчеты, рассчитать точь-в-точь, прийти на помощь, сжигать мосты, претворять в жизнь, сыграть вничью, 112 трудиться бок о бок, устилая землю, упрекать в невежестве, действовать бескомпромиссно, беспринципное поведение, чуть-чуть лучше, глаза в пол-лица, избирательная кампания, обессилеть от усталости, выжженная трава, масленые блины. Задания: определить способы связи в словосочетаниях; объяснить правописание слов.

2) Выберите из данных примеров словосочетания и ответьте на вопросы (примеры написаны на доске; в сильных классах можно выполнять задание на слух): Последний звонок, после работы, решать задачу, выполнять одновременно, уникальный прибор, сканирование текста, что случилось, довольно общо, экзамены на носу, думать молча, фай создан. — Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры? После работы (это существительное с предлогом), что случилось, экзамены на носу, файа создан (это предложения). — Назовите способы связи в остальных примерах (последний звонок, уникальный прибор — согласование; решать задачу, сканирование текста — управление; выполнять одновременно, довольно общо, думать молча — примыкание).

3) В чем особенность следующих словосочетаний: хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать? Составьте предложения с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу. (Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения. Например: а) В каникулы я хочу отдохнуть на даче. б) Наиболее трудные слова надо отметить в тетради. в) Другу можно сказать все.)

III. Повторение темы «Простое предложение»

1. Вопросы по теории. — Чем предложение отличается от словосочетания? (Предложение — основная синтаксическая единица. Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения, вопроса, побуждения, а словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью, может быть восклицательным.) — Чем в предложении может быть выражено подлежащее? — В каких случаях сказуемое не согласуется с подлежащим? Приведите примеры. (Сказуемое не согласуется с подлежащим, если в роли сказуемого выступают отглагольные слова, глагольно-междометные формы внезапного или мгновенного действия. Это встречается преимущественно в разговорной речи. Примеры: Татьяна ах! А он реветь.— А. С. Пушкин. А щука выскользнула из рук и бултых в воду! Вдруг в окно кто-то стук-стук.) — Чем в предложении может быть выражено сказуемое? — Назовите основные виды сказуемых. — Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? — В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится? (Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, что, точно: Девичьи слезы что вода. Один брат словно отражение другого. Если подлежащее выражено личным местоимением: Ты мне друг? Вы автор песни? Если при сказуемом есть отрицательная частица не: Гусь свинье не товарищ. Бедность не парок. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.) — Что такое неполные предложения? В каких случаях они употребляются? Приведите примеры. (В диалоге: — «Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера? — «У Лариных». (А. С. Пушкин.) — Как проехать к вокзалу? — Две остановки на троллейбусе. — Вам чай или кофе? — Чаю, пожалуйста. Во второй части сложных предложений: Я был озлоблен, он угрюм. (А. С. Пушкин.) Бабушка любит черный чай, а я — зеленый. В данном случае тире обозначает паузу на месте пропущенного сказуемого.) 113

2. Практические задания.

1) Определите, какие сказуемые являются составными: а) Над рекой начинал подниматься туман; б) Он еще будет учить меня!; в) Дай слово молчать!; г) Мы одержали победу в трудной борьбе; д) Он вдруг перестал смеяться; е) Ты готов нам помочь?; ж) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан; з) Не задирай нос!; и) Он задрал голову кверху; к) Я рад вас слышать; л) Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден. А. С. Пушкин; м) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком. (— Составные глагольные сказуемые: а), д), е), ж) главное предложение, к); — составные именные сказуемые: л), м); — простые глагольные сказуемые: б) выражено формой составного будущего времени, в), г) — неделимыми словосочетаниями, ж) глаголом в придаточном предложении; з) — фразеологическим словосочетанием, и) простым глагольным сказуемым. 2) Найдите сказуемое, определите его вид, объясните постановку знаков препинания: Механический соловей был как живой. (Составное именное сказуемое включает сравнительный оборот, запятая перед союзом не ставится.)

3) Найдите неполные предложения: а) Первый теплый денек. б) Стемнело. в) Слышу знакомую мелодию. г) Почту обычно доставляют по утрам. д) Мне с сахаром. (Предложения а), б), в), г) — полные, односоставные: а) — назывное, б) — безличное, в) — определенно-личное, г) неопределенно-личное. Предложение д) — неполное.)

IV. Проверка домашнего задания Упражнение 268: определим типы односоставных предложений; повторим постановку знаков препинания при прямой речи и при обращении.

V. Домашнее задание

1. Упражнение 270 — устно, 271 — письменно.

2. Подготовить сообщение об обособлении второстепенных членов предложения, используя текст упражнения 275.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об одном из выдающихся русских лингвистов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема «Синтаксис. Словосочетание. Пунктуация»

Автор: Гаджиханова Анисат Джабраиловна

Дата: 06.12.2019

Номер свидетельства: 530625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка  по теме " Синтаксис и пунктуация" в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "246243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446315872"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(49) "itoghovyi-urok-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407230837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Новогоднее путешествие». Урок закрепление по теме «Синтаксис и пунктуация "
    ["seo_title"] => string(84) "novoghodnieie-putieshiestviie-urok-zakrieplieniie-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "119909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413551275"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства