Просмотр содержимого документа
«Тема : "СИНТАКСИС ".»
Стёпина Н.М., учитель МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа»
Шаблыкинского района Орловской области
"СИНТАКСИС ". 7 КЛАСС
Цели урока:
1. Образовательная:
- повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, проверить умения: правильно определять и составлять словосочетания, находить и выделять основу и второстепенные члены предложения, находить однородные члены, строить схемы предложений, отличать простые и сложные предложения, уметь составлять предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений.
2. Развивающая:
- развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
3. Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: Презентация, проектор, компьютер, доска, карточки, задания в конвертах.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Обозначение темы и цели урока.
- Ребята! Тема сегодняшнего урока спряталась в загадке. Кто ее разгадает?
Яизучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
(Синтаксис). 1 Слайд.
- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис». Запишите в тетради число и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? о чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис»).
- Я смотрю, настроение у вас грустное. Чтобы поднять Вам настроение, предлагаю на волшебном сказочном паровозике отправиться в волшебное путешествие по стране СИНТАКСИС. Согласны? (Да). 2 СЛАЙД.
У нашего паровозика два вагончика -1 парта, 2 парта.
- Но, прежде чем отправиться, нам необходимо выяснить: готовы ли вы к путешествию.
2. Терминологический диктант. 3 СЛАЙД.
Какой раздел грамматики изучает предложения, словосочетания?
Состоит из двух слов, одно из которых главное?
Главные члены предложения составляют его…
Предложения, которые повествуют о чём – либо, называются …
Предложения, в которых помимо главных членов есть и второстепенные, называются …
Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения…
Перечислите второстепенные члены предложения.
Причастие с зависимым словом – это…
Деепричастие с зависимым словом – это…
ПРОВЕРЬ СЕБЯ. 4 СЛАЙД.
Синтаксис;
Словосочетание;
Грамматическая основа;
Повествовательные;
Распространенные;
Однородные члены предложения;
Дополнение, определение, обстоятельство;
Причастный оборот;
Деепричастный оборот.
- -Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. 5 СЛАЙД.
- А вот и первая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
-Что такое словосочетание? 6 СЛАЙД
-Что не может быть словосочетанием? 7 СЛАЙД.
грамматическая основа предложения
однородные члены предложения
слово с предлогом или частицей
3. Игра «Выбери меня, выбери меня» 8 СЛАЙД.
Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете руку (Да), если не словосочетание – руку не поднимаете (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день; леса и парки; ребята трудятся; подъехать к станции; пришел бы; лечащий врач; правильно и аккуратно; выбирать профессию; около леса; упорно учился; альбом или тетрадь; пролетая над городом .
4. Игра «Составь словосочетание» 9 СЛАЙД.
- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте словосочетания, разберите словосочетания полностью. Выиграет тот вагончик, пассажиры которого правильно построят словосочетания и разберут их.
1 ВАГОНЧИК: первые 3 словосочетания
2 ВАГОНЧИК: остальные
1. Приближаться, аллея, к;
2. Книга, библиотека, из;
3. Красный, стыд, от;
4. Выполнив, вечер, к;
5. Полезный, здоровье, для;
6. Торчавшая, вода, из.
ПРОВЕРЯЕМ: По одному человеку от каждой группы к доске составить схемы словосочетаний.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
- В зависимости от того, сколько в предложении грамматических основ, на какие группы делятся предложения? 10 СЛАЙД
2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 11 СЛАЙД.
- А вот и вторая наша остановка «Простое предложение». Прогуляемся по ней.
5. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами на столах лежат конвертики, в них вы найдёте отдельные слова. Вам нужно собрать правильно слова, чтобы получилось предложение. Запишите получившееся предложение в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.
1. Школьники активно принимают участие в озеленении улиц.(2)
2. Юннатыохраняют и подкармливают птиц зимой.(3)
3. Ребята старательно изучают грамматику.(1)
4. Ребята бережно обращаются с учебниками и тетрадками.(3)
(чтение получившихся предложений с основой)
- Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные)
6. Переделать повествовательные предложения в побудительные, записать их (чтение получившихся предложений)
- Чем осложнены получившиеся предложения?(Обращением)
- Что такое обращение? (слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Что мы знаем о знаках препинания при обращении? (Обращение с двух сторон выделяется запятыми).
7. ЗАДАНИЕ12 СЛАЙД
В данных предложениях назвать грамматические основы, указать, чем выражены главные члены.
Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.
Воздух чист и прозрачен.
Гранит - прочный камень.
-Чем может быть выражено сказуемое?
Итак, сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным в именительном падеже.
- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)
В этом прохладном уголке среди густой бузины и белой акации высоко поднимался тополь.
простое, распространенное, с однородными членами;
простое, нераспространенное;
простое, распространенное;
сложное, состоящее из двух грамматических основ, соединенных союзом И.
-В этом предложении нам встретилось слово БУЗИНА. Ребята, что это такое? 14 СЛАЙД
-Если слово незнакомое, где мы можем найти его толкование? (в толковых словарях). Откроем толковые словари и выясним значение слова БУЗИНА. 15 СЛАЙД
- Интересный материал о бузине подготовил Валя (сообщение ученика) и Андрюша (сообщение ученика)
16 СЛАЙД.
9. ЗАДАНИЕ. 17 СЛАЙД.
Измените предложение, добавив в него деепричастный оборот
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа.
Проверь себя
Мальчик, подбежав к отцу, пристроился справа.
Мальчик подбежал к отцу, пристроившись справа.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции.
-А сейчас выполним гимнастику для глаз. 18 СЛАЙД.
Глазки быстро заморгали раз, два, три, четыре, пять,
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
- Отправляемся дальше в путь.
3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 19 СЛАЙД.
- А вот и третья наша остановка «Сложное предложение». Посмотрим, справитесь ли вы с её задачами.
10. Игра «Кто внимательнее?» Роль союза И в предложении.
- Мы очень часто путаем сложные предложения с простым предложением, осложнённым однородными членами. Поиграем в игру «Кто внимательнее?» Здесь пассажиры каждого вагончика должны быть очень внимательными. Вам выданы карточки с предложениями.
1 группа - найти простые предложения с однородными членами, связанными союзом И.
2 группа - найти сложные предложения.
Задание понятно? Не подведите свой вагончик, будьте внимательны.
- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. – ПП
- Ониповисали в траве, и в каждой капле отражалосьсолнце. СП
- Дождевые каплипадали на землю и тяжело шлепались о листья.- ПП
- Листвасомкнулась, и потемнеллес. - СП
- Под самыми облаками летятптицы и шлют привет родным местам. - ПП
- Небо медленно заволоклитучи, и по лесу прошелветер.- СП
11. Составить из двух простых предложений сложные (ССП и СПП).
20 СЛАЙД.
1 вагончик.
Солнце поднялось. Окрестность озарилась светом.
2 вагончик
Небо заволокло тучами. Началась гроза.
Выполнить синтаксический разбор составленных предложений, составить схемы, дать характеристику.
III. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1. Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2. Выставление оценок за работу на уроке.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 21 СЛАЙД
Параграф 79, ответить на вопросы стр.205;
выполнить упр.457, упр.458.
V. РЕФЛЕКСИЯ. 22 СЛАЙД
- ВЫБЕРИТЕ ОДНУ ФРАЗУ ДЛЯ СОСЕДА ПО ПАРТЕ
ТЫ МОЛОДЕЦ
Я ДОВОЛЕН ТВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ
ТЫ МОГ БЫ ПОРАБОТАТЬ ЛУЧШЕ
- ЗАПОЛНИТЕ НЕБОЛЬШУЮ АНКЕТУ
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание
Определите, где простое предложение с однородными членами, а где сложное предложение.
- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
- Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
- Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
- Листва сомкнулась, и потемнел лес.
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.
". 7 КЛАСС
Цели урока:
1. Образовательная:
- повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, проверить умения: правильно определять и составлять словосочетания, находить и выделять основу и второстепенные члены предложения, находить однородные члены, строить схемы предложений, отличать простые и сложные предложения, уметь составлять предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений.
2. Развивающая:
- развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
3. Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: Презентация, проектор, компьютер, доска, карточки, задания в конвертах.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Обозначение темы и цели урока.
- Ребята! Тема сегодняшнего урока спряталась в загадке. Кто ее разгадает?
Яизучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
(Синтаксис). 1 Слайд.
- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис». Запишите в тетради число и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? о чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис»).
- Я смотрю, настроение у вас грустное. Чтобы поднять Вам настроение, предлагаю на волшебном сказочном паровозике отправиться в волшебное путешествие по стране СИНТАКСИС. Согласны? (Да). 2 СЛАЙД.
У нашего паровозика два вагончика -1 парта, 2 парта.
- Но, прежде чем отправиться, нам необходимо выяснить: готовы ли вы к путешествию.
2. Терминологический диктант. 3 СЛАЙД.
Какой раздел грамматики изучает предложения, словосочетания?
Состоит из двух слов, одно из которых главное?
Главные члены предложения составляют его…
Предложения, которые повествуют о чём – либо, называются …
Предложения, в которых помимо главных членов есть и второстепенные, называются …
Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения…
Перечислите второстепенные члены предложения.
Причастие с зависимым словом – это…
Деепричастие с зависимым словом – это…
ПРОВЕРЬ СЕБЯ. 4 СЛАЙД.
Синтаксис;
Словосочетание;
Грамматическая основа;
Повествовательные;
Распространенные;
Однородные члены предложения;
Дополнение, определение, обстоятельство;
Причастный оборот;
Деепричастный оборот.
- -Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. 5 СЛАЙД.
- А вот и первая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
-Что такое словосочетание? 6 СЛАЙД
-Что не может быть словосочетанием? 7 СЛАЙД.
грамматическая основа предложения
однородные члены предложения
слово с предлогом или частицей
3. Игра «Выбери меня, выбери меня» 8 СЛАЙД.
Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете руку (Да), если не словосочетание – руку не поднимаете (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день; леса и парки; ребята трудятся; подъехать к станции; пришел бы; лечащий врач; правильно и аккуратно; выбирать профессию; около леса; упорно учился; альбом или тетрадь; пролетая над городом .
4. Игра «Составь словосочетание» 9 СЛАЙД.
- Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте словосочетания, разберите словосочетания полностью. Выиграет тот вагончик, пассажиры которого правильно построят словосочетания и разберут их.
1 ВАГОНЧИК: первые 3 словосочетания
2 ВАГОНЧИК: остальные
1. Приближаться, аллея, к;
2. Книга, библиотека, из;
3. Красный, стыд, от;
4. Выполнив, вечер, к;
5. Полезный, здоровье, для;
6. Торчавшая, вода, из.
ПРОВЕРЯЕМ: По одному человеку от каждой группы к доске составить схемы словосочетаний.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
- В зависимости от того, сколько в предложении грамматических основ, на какие группы делятся предложения? 10 СЛАЙД
2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 11 СЛАЙД.
- А вот и вторая наша остановка «Простое предложение». Прогуляемся по ней.
5. Игра «Кто быстрее?»
- Перед вами на столах лежат конвертики, в них вы найдёте отдельные слова. Вам нужно собрать правильно слова, чтобы получилось предложение. Запишите получившееся предложение в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.
1. Школьники активно принимают участие в озеленении улиц.(2)
2. Юннатыохраняют и подкармливают птиц зимой.(3)
3. Ребята старательно изучают грамматику.(1)
4. Ребята бережно обращаются с учебниками и тетрадками.(3)
(чтение получившихся предложений с основой)
- Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные)
6. Переделать повествовательные предложения в побудительные, записать их (чтение получившихся предложений)
- Чем осложнены получившиеся предложения?(Обращением)
- Что такое обращение? (слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Что мы знаем о знаках препинания при обращении? (Обращение с двух сторон выделяется запятыми).
7. ЗАДАНИЕ12 СЛАЙД
В данных предложениях назвать грамматические основы, указать, чем выражены главные члены.
Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.
Воздух чист и прозрачен.
Гранит - прочный камень.
-Чем может быть выражено сказуемое?
Итак, сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным в именительном падеже.
- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)
В этом прохладном уголке среди густой бузины и белой акации высоко поднимался тополь.
простое, распространенное, с однородными членами;
простое, нераспространенное;
простое, распространенное;
сложное, состоящее из двух грамматических основ, соединенных союзом И.
-В этом предложении нам встретилось слово БУЗИНА. Ребята, что это такое? 14 СЛАЙД
-Если слово незнакомое, где мы можем найти его толкование? (в толковых словарях). Откроем толковые словари и выясним значение слова БУЗИНА. 15 СЛАЙД
- Интересный материал о бузине подготовил Валя (сообщение ученика) и Андрюша (сообщение ученика)
16 СЛАЙД.
9. ЗАДАНИЕ. 17 СЛАЙД.
Измените предложение, добавив в него деепричастный оборот
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа.
Проверь себя
Мальчик, подбежав к отцу, пристроился справа.
Мальчик подбежал к отцу, пристроившись справа.
- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции.
-А сейчас выполним гимнастику для глаз. 18 СЛАЙД.
Глазки быстро заморгали раз, два, три, четыре, пять,
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
- Отправляемся дальше в путь.
3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 19 СЛАЙД.
- А вот и третья наша остановка «Сложное предложение». Посмотрим, справитесь ли вы с её задачами.
10. Игра «Кто внимательнее?» Роль союза И в предложении.
- Мы очень часто путаем сложные предложения с простым предложением, осложнённым однородными членами. Поиграем в игру «Кто внимательнее?» Здесь пассажиры каждого вагончика должны быть очень внимательными. Вам выданы карточки с предложениями.
1 группа - найти простые предложения с однородными членами, связанными союзом И.
2 группа - найти сложные предложения.
Задание понятно? Не подведите свой вагончик, будьте внимательны.
- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. – ПП
- Ониповисали в траве, и в каждой капле отражалосьсолнце. СП
- Дождевые каплипадали на землю и тяжело шлепались о листья.- ПП
- Листвасомкнулась, и потемнеллес. - СП
- Под самыми облаками летятптицы и шлют привет родным местам. - ПП
- Небо медленно заволоклитучи, и по лесу прошелветер.- СП
11. Составить из двух простых предложений сложные (ССП и СПП).
20 СЛАЙД.
1 вагончик.
Солнце поднялось. Окрестность озарилась светом.
2 вагончик
Небо заволокло тучами. Началась гроза.
Выполнить синтаксический разбор составленных предложений, составить схемы, дать характеристику.
III. ИТОГ УРОКА.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
1. Выяснение достигнутых результатов.
- Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что повторили и закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?
2. Выставление оценок за работу на уроке.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 21 СЛАЙД
Параграф 79, ответить на вопросы стр.205;
выполнить упр.457, упр.458.
V. РЕФЛЕКСИЯ. 22 СЛАЙД
- ВЫБЕРИТЕ ОДНУ ФРАЗУ ДЛЯ СОСЕДА ПО ПАРТЕ
ТЫ МОЛОДЕЦ
Я ДОВОЛЕН ТВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ
ТЫ МОГ БЫ ПОРАБОТАТЬ ЛУЧШЕ
- ЗАПОЛНИТЕ НЕБОЛЬШУЮ АНКЕТУ
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание
Определите, где простое предложение с однородными членами, а где сложное предложение.
- Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
- Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
- Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
- Листва сомкнулась, и потемнел лес.
- Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.