Ц е л и у р о к а: 1) научить разграничивать знаки препинания по их функциям, 2) объяснить синтаксические условия употребления знаков препинания.
I. Опрос. Вызванный ученик даёт ответ на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков. Учитель просит нескольких учеников прочитать наизусть выученное высказывание о русском языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Пунктуация и орфография "»
Урок 2. Пунктуация и орфография (§ 1).
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения (§ 2)
Ц е л и у р о к а: 1) научить разграничивать знаки препинания по их функциям, 2) объяснить синтаксические условия употребления знаков препинания.
I. Опрос. Вызванный ученик даёт ответ на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков. Учитель просит нескольких учеников прочитать наизусть выученное высказывание о русском языке.
II. Устная работа по § 1. Учащиеся читают отрывок из семейного письма А. П. Чехова и делают вывод о важности соблюдения правил орфографии и пунктуации в письменной речи. III. Анализ таблицы на с. 8—10. Рекомендации учителю: следует обратить внимание на 3-е и 4-е предложения в разделе «Знаки выделения» таблицы. В данных предложениях конструкции, нуждающиеся в выделении, — деепричастный оборот и обращение — находятся в нулевой позиции начала и конца предложения. Поэтому один из выделительных парных знаков нейтрализуется, т. е. поглощается позицией начала предложения или знаком завершения, выделения. Знаки выделения как парные знаки препинания можно наблюдать только в том случае, если выделяемая конструкция находится в середине предложения. Выводы учащихся после рассмотрения таблицы: — знаки препинания по назначению делятся на 3 группы: • знаки завершения; • знаки разделения; • знаки выделения. — Наибольшее количество знаков в группе «знаки разделения». — Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая. 7 IV. Тренировочные упражнения. 1. Учащиеся выполняют упр. 6, используя данные таблицы на с. 8—10. 2. Устно делают упр. 5 на с. 7—8. Они выразительно читают сначала первое четверостишие стихотворения Ф. И. Тютчева, затем второе, сравнивают знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший и делают вывод, что знаки завершения (вопросительный и восклицательный) помогают поэту выразить восхищение могуществом природы. Учащиеся выразительно читают четверостишие, напечатанное во втором столбце. V. Закрепление материала и проверка понимания темы. 1. Выборочная работа. Выписать из упр. 7 на с. 10 предложения в такой последовательности: а) с разделительными запятыми; б) с выделительными запятыми; в) со знаками выделения и разделения. Отметить написания, не соответствующие произношению. Какими орфографическими правилами надо воспользоваться? 2. Словарная работа. Определить лексическое значение слов аромат, акация (по школьному толковому словарю); даётся фонетико-орфографическая характеристика обоих слов, составляются с ними словосочетания, предложения. 3. Работа по развитию и обогащению речи (дифференцированная). 1-я группа учащихся (сильная) выполняет упр. 9 на с. 11. 2-я группа учащихся (слабоуспевающая) находит в тексте И. Соколова-Микитова «Наш Север» предложения, в которых знаки препинания служат для разделения и выделения. НАШ СЕВЕР Кому ни приходилось слышать о нашем Севере, обладающем громадным количеством больших и малых рек и жи вописных озёр? НашСевер во многих местах покрыт лесом. Лес — глав ное его богатство. Когда побываешь в таком лесу, то неволь но залюбуешься его стройными деревьями, смыкающими 8 далеко в вышине свои ветви, сквозь которые лишь коегде виднеется светлое северное небо. Здесь всегда прохладно и тихо. Лишь тонкий комариный звон разносится в свежем воздухе. А в зимнюю пору исчезают и эти звуки. Только из редка в белом снежном безмолвии раздастся треск какойнибудь обломившейся ветки или послышится отдалён ный гул машины, мчащейся по широкому тракту. (По И. СоколовуМикитову) VI. Контроль за пониманием темы. Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о назначении знаков препинания. И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход С..яньем хладным солнце блещ..т И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод (Не)верным зол..том тр..пещ..т. VII. Обобщение материала по теме. — Что нового мы узнали о знаках препинания? VIII. Домашнее задание дифференцированного характера: а) упр. 11 для более подготовленных; б) упр. 8 или 10 (1-й абзац) для недостаточно подготовленных учеников.