7 класс, урок русского языка
Учитель: Минаева Любовь Викторовна
Тема урока: Правописание: орфография и пунктуация.
Цели и задачи урока:
- систематизировать и обобщить правила правописания;
- совершенствовать соответствующие орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- обогащать словарный запас обучающихся
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- продолжить работу по развитию речи, мышления, памяти, внимания, информационной грамотности, умению работать в команде,
- способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией, формированию коммуникативных умений; личной и социальной ответственности,
- воспитывать бережное отношение к языку
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал орф. словарь
Ход урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
В преддверии 200-летия со дня рождения великого поэта М.Ю. Лермонтова, я перечитываю его произведения. Делаю очередные открытия для себя. А сегодня как-то по-особому меня тронули его признания в любви к Родине: слайд
..Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Лермонтов любит Родину не только за её величие, силу и мощь, но отмечает её повседневную, бытовую красоту. А что для вас, ребята, Родина, за что вы любите её?
Меня радуют ваши ответы, ребята. Вы достойные дети своей отчизны. Но мне бы хотелось, чтобы вы – будущее нашей России, сохраняли и преумножали величие родного русского языка. слайд
В течение многих уроков мы повторяли, изучали, совершенствовали свои орфографические и пунктуационные навыки. На мой взгляд, сегодня пришло время их обобщить и систематизировать. А как вы считаете? Готовы?
Для того, чтобы работа наша была хорошо организована, мы должны сформулировать тему и наметить цели. Я предлагаю сегодня работать в рамках темы: Правописание: орфография и пунктуация. Слайд (тема) Запишите в тетрадь дату и тему.
Целеполагание
А цели обсудим. ……. Цели формулируются с детьми. Слайд (цели).
Формирование, закрепление первичных умений
Предлагаю в качестве разминки задание в форме Экспресс-опроса. Открыть программу ТВ Vote v5 (устный опрос).
Спасибо за работу. Вы почувствовали себя увереннее?
Применение знаний и умений в стандартных и измененных условиях
А сейчас нас ждёт виртуальная научно - исследовательская лаборатория. Представим себе, что вы учёные и вам предстоит провести ряд экспериментов и опытов, чтобы сделать открытия. Делимся на группы по 4 человека. Задания группам: слайд
При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм ы, и
в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.
При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм ё, о
в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.
При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм е, и
в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.
При каких условиях возникают проблемы выбора орфограмм а, о
в корнях слов. Привести примеры. Пути решения проблем.
Представители групп записывают на доске примеры, демонстрируют результаты работы.
Дорогие исследователи, вас ждёт ещё одно важное задание. Оно идёт в личный зачёт. В учебнике найдите упр. № 113, стр. 47. Запишите 1 абзац, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Орфограммы и пунктограммы обозначаем.
Кто быстро закончит дать упр. - тренажёр (выполняет на компьютере)
Ребята, в упражнении вы решали разные орфографические и пунктуационные задачи. У меня есть вопросы: Какие орфограммы вам встретились? Пунктограммы? Прошу обратить внимание на слова «извечно» и «привязанность». Объясните, как вы решили проблему. (Приставка на з и с, приставки пре- , при).
Следующее задание поможет нам немного переключиться, отдохнуть, но с пользой. Поиграем? (Хлопки). Вспомним и закрепим навыки по правописанию приставок при-пре: приехать, предобрый, привилегия, прилечь, пришить, прикоснуться, прекрасный, пришкольный, прекратить. СЛАЙД (проверка)
Запишем слова, которые вызвали у вас затруднение, графически обозначим орфограмму.
На экране таблица «Образование причастий». Комментируем таблицу. Есть ли у вас вопросы.
Работа в парах. Образовать действительные и страдательные причастия от предложенных глаголов. Работы после урока – сдать.
Ребята, на уроке вы часто работаете совместно: помогаете друг другу, учитесь друг у друга, но не всегда мы хвалим одноклассников, благодарим за помощь и поддержку. Подарим комплименты соседу по парте. Вы должны составить предложение – комплимент и обязательно в нём обратиться к своему товарищу по имени. Модель предложения на слайде. СЛАЙД: Ребята, вы молодцы, я довольна вашей работой. Чем необычно это предложение? (Обращения). Думаю, что нам не помешает вспомнить систему знаков препинания. Слайд (система знаков препинания)
Домашнее задание:
Упр № 149 Упражнение содержит таблицу, которую необходимо заполнить примерами. Вам предстоит вспомнить правописание сложных существительных, прилагательных, местоимений, имеющих в своём составе частиц –то, -либо, - нибудь и подобрать примеры. Есть ещё задание – аукцион. Орфографический словарь с трёхуровневым заданием.
Прочно вошло в практику образования тестирование, к которому вы уже привыкли. Не станем сегодня отступать, и я предлагаю вам тест.
ТВ Vote v5 (тест 2).
Рефлексия Слайд (цели и задачи), слайд, ПРАВОписание
Обсуждение по выполнению целей и задач урока, о праве на грамотное письмо.
В заключение: слайд
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ.
Всегда приятно, если наше общение с вами было полезным. Если кто-то хочет поделиться своими мыслями, буду благодарна. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.